?

Log in

Предыдущая запись | Следующая запись

Замечательный пост u_ksa_re Немного философии на тему школы  снова взбудоражил мысли и чувства, которые я изложила в комментариях к данному посту, а вот теперь излагаю отдельно.
Предлагаю поразмыслить над темой "Свобода человека в обществе". Что это означает? Бегство в дальнюю и глухую деревню? Не знаю. Это выход для единиц. Как сказал герой Гафта в перестроечном фильме: "Нас в колхоз нельзя, мы там все развалим!". Так и современный человек в заброшенной сибирской деревне погибнет в первые осенние заморозки. В Индию, там где тепло? Не уверена.
Но у нашей замечательной героини проскользнула фраза, о том, что ее ребятишки настолько увлеклись резьбой по дереву, что теперь могут зарабатывать себе на жизнь, т.е. приобрели определенный уровень свободы (пусть пока очень небольшой) от давления общества! (Причем, заметьте, обучались резьбе они не с мыслью зарабатывать на жизнь! Это важно!)  Вот мысль, которую хочется развить. Чтобы получить свободу от давящего государства, дети должны к годам 16 иметь в руках интересное дело, а в головах прекрасные мысли. Про "головы" потом. А вот про "дело", очень актуально. Давайте обратим свои взоры на лет 200 и более назад.

Bogdanov-Belskiy_UstniSche
[________________________]

С самого раннего возраста дети были вовлечены в жизнь родителей и мало-помалу овладевали сначала простейшими операциями, а потом и сложными. Молодой человек или девушка к 16 годам владели около 50 операциями. И могли выжить в любых условиях, не завися ни от кого и чего. Не было электричества, горячей воды, бытовой техники, тракторов. Они умели делать одежду, владея всем производственным циклом. И какую одежду! Они могли строить дома и знали, как сделать его теплым и уютным. Нет смысла перечислять, все что могли делать наши предки. Дело не в этом. А в том, что НЕЗАВИСИМО ОТ СПОСОБНОСТЕЙ, каждый человек (кроме единиц, но это уже философский вопрос) реализовывался в жизни. Да, в простой жизни. Они не летали в космос, не снимали фильмов, не опускались в батискафах за дно океана. Они просто жили. Такой уровень свободы нам и не снился!


MaksimovVM_MalchMehanMIN

А что сейчас? В гонке за "успешным будущем", мы забываем дать детям простейшие навыки СЕГОДНЯ, которые могут пригодиться в жизни - навыки ручного труда - строгать, пилить, вырезать, ковать, делать посуду из глины, плести, ткать, прясть, красить, белить, вязать...
Кто из нас, положа руку на сердце, может отличить рожь от пшеницы, или, скажем, смастерить простейшие снасти из ничего?
А получается, что не занимаясь этим, мы лишаем детей естественного развития, навязывая им ненужную и непонятную абстракцию. Обязаны навязывать, связанные по рукам и ногам школой или СО - разница невелика. И к окончанию школы мы получаем двухметровых бездарей, которые не умеют НИЧЕГО, НИЧЕГО не хотят, ВСЕГО БОЯТЬСЯ. И только к двадцати годам, они потихоньку начинают понимать, чему надо учиться. Отсюда "мучительно больно за бесцельно прожитые годы". Мы лишаем детей уверенности в себе, что они тоже могут многое, и награждаем кучей комплексов. Становимся их врагами, а не друзьями, поскольку требуем того, что они просто физически делать не могут. И не разрешаем им заниматься тем, что им нравится - играть, часами собирать конструктор, рисовать на полях тетради...
Мы сделали систему для Ломоносовых, а про простых людей забыли.
Вся система образования должна меняться, просто потому, что дальше так жить нельзя. Так вот, вопрос сообщникам, есть ли такие школы? И какие это должны быть школы?

Morozov_SelskayaBShkolaGTG

По моему глубокому убеждению, школа в таком виде, как сейчас, должна вообще исчезнуть. Она была создана по требованию индустриализации. А поскольку эта самая индустриализация уже состоялась, то такая школа нам не нужна. А какая нужна?
Новая школа должна напоминать Дворец пионеров на Воробьевых горах, т.е. много-много кружков, где дети занимаются, тем, что им интересно:
- вместо скучнейшей истории с зубрежкой абстрактных дат - кружок исторической реконструкции. Царица История - здесь рамки просто безграничны. В рамках истории можно обучить всему! Под этим соусом можно и математику давать, и словесность, и географию. Даже, если ребенок "зависнет" в этом кружке, то он будет образованным человеком.
- вместо НВП туристический кружок и класс тренажеров, на которых можно научиться летать на самолетах и ездить на танке. Ну и разбока-сборка оружия (пожалуй, самое интересное занятие на школьных уроках НВП);
- спорт (ориентирование, фигуное катание, хоккей, фехтование) Благо, что сейчас много дворовых площадок.
- вместо химии, непонятной и скучной, - химическая лаборатория;
- про физику вообще молчу. Это просто безобразие, когда ребенку надо виртуозно владеть формулами там, где он суть явления даже не представляет. Здесь лет до 14 надо только опыты показывать;
- обязательно астрономический кружок. Здесь и физика, и история, и романтика;
(Мой муж обворожил меня в свое время тем, что про звезды мог рассказывать часами. Знания об этом он почерпнул в астрономическом кружке г. Железнодорожного. Но это лирика)
- математика должна быть разной - криптография (игра в шпионов), школа Рачинского и его устным счетом, интереснейшая геометрия на исторических задачах...
- биологический кружок с выездами на поля, сборами растений, наблюдениями за животными;
- "Путешествия вокруг света" - прекрасная тема для географического кружка. Или скажем,  "По дорогам героев книг Ж.Верна".
- шахматный кружок (да и вообще кружок умных настольных игр)
- музыкальная гостиная;
- гончарная мастерская;
- столярная мастерская;
- кузница;
- робототехника;
- строительство летательных аппаратов;
- вышивание, плетение поясов, шитье, валяние, прядение, шитье;
- приготовление пищи;
- бисероплетение;
- оригами и всевозможное складывание из бумаги (такая "бумажная" геомерия)
-  мультстудия; "драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота".... Это вместо литературы.
Вообще литературу и русский язык - словесность - можно преподавать очень интересно, поскольку в языке столько интереснейших тем, что хватит на всю жизнь. Просто в школьной программе на них нет места. Грамотность же, которая в современной системе ставится во главу угла, сформируется сама собой, если ребенок будет писать и излагать свои мысли. Достаточно просто писать письма! Можно устроить школьную переписку.
Забыла про обязательную физкультуру! Здесь дворовые игры. Можно делать перерывы минут на 30 и давать детям играть в "Царь-горы" или "Банку", "Вышибалы" и пр. Совершенно необязательно прыгать через гимнастических козлов.
"Вот тогда у нас дети перестанут пропадать". Стоит государству ослабить хватку на горле детей и родителей, и все будут счастливее.

Теперь про обязаловку. Ее надо свести к минимуму - русский и математика - экзамен каждый год. Только требования надо немного пересмотреть. При заинтересованности и хорошем психологическом фоне сдать его - не проблема.
Извините, я описала проект "Нью-Васюки". Для его реализации, нужно, как минимум, изменить сформулированную государством цель всеобщего образование - подготовка "грамотного потребителя" на "творца прекрасного" и  разогнать МинОбр. Надоела людям фальшь! Учителя делают вид, что учат, дети делают вид, что учатся, родители делают хорошую мину при плохой игре.

Но процесс все равно идет к этому. Должен сработать инстинкт самосохранения общества. Сейчас это сказывается в росте надомников. Таким способом родители пытаются освободить время для других занятий - музыки, спорта, изучения языков... Кружки работают на полную. Нет только государственной политики. Дождемся ли?

PS Только не подумайте, что я ратую за возрождение школьных уроков труда или ПТУ в том виде, когда они уже выродились в 90-х гг. Нет, я говорю о совершенно другой системе образования. Грубо говоря, нам надо вернуться назад в ту систему, когда еще никакой системы не было, и учитель просто разговаривал с учениками и излагал, то что ему интересно (поскольку нельзя заинтересовать ребенка тем, что тебе неинтересно). Так было в афинской школе. Так было в средневековых университетах.

афинская школа

Будет ли так у нас? Вряд ли. Но помечтать-то можно?


ДА! Забыла еще про картинную галерею! Она просто обязана быть! Сменная (раз в 1-2 недели) экпозиция по темам, художникам, музеям. Это моя мечта. Руки не доходят.
__________________________________________

сайт "Свобода в образовании" с 2008 года
___________________________________________

Comments

( 53 комментариев — Оставить комментарий )
(Deleted comment)
mamochka_nata
Aug. 12th, 2014 06:31 am (UTC)
Замечание по поводу возраста совершенно правильное, но стиль преподавания можно позаимствовать.

Теперь по поводу "обычной" школы. В таком виде, как мы ее знаем, школа сложилась только лет 200 назад. (Причем, дети до 10-11 лет, т.е. современная началка, вообще учились дома). До всеобуча обучение проходило практически индивидуально: подростки поступали на обучение к мастеру в качестве подмастерья. Вместе обучалось от одного до пяти человек. Согласна, что и в такой системе не было идиллий, но результат был. Также верно, что заинтересованность зависит на 90% от личности учителя. А где взять столько Рачинских? Вот поэтому государству и надо признать свою несостоятельность и развязать руки людям. Пусть учат разные людям тому, что умеют и любят сами.
elenasukhaya
Aug. 12th, 2014 06:44 am (UTC)
Позвольте не согласиться, т.к. вплотную занимаюсь вопросом. В Древнем мире учеба, в основном, начиналась в 5-7 лет. В Древнем Китае - в 7-8 лет. В Древней Греции - первая ступень начиналась "до 6 лет" (возраст "от" не указан).

У древних было две причины начинать обучение детей как можно раньше:
1. низкая продолжительность жизни - процедуру инициации, посвящения во взрослые, проходили в 10-15 лет;
2. сложная система письменности и возможность только устной передачи знаний. По этим причинам обучение растягивалось на 8 и более лет.

Насчет муштры Вы, в основном, правы, но было несколько культур, где продвигалась идея "обучения без принуждения". Это система Платона: "Свободнорожденному человеку ни одну науку не следует изучать рабски"; Древний Китай, где один из главных подходов: "согласие между учеником и учителем"; система Пифагора: "Всякое изучение наук и искусств, если оно добровольно, то правильно достигает своей цели, а если недобровольно, то негодно и безрезультатно".

(Источник: Джуринский "История педагогики и образования")

Edited at 2014-08-12 06:48 am (UTC)
(no subject) - mamochka_nata - Aug. 12th, 2014 07:03 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - elenasukhaya - Aug. 12th, 2014 04:09 pm (UTC) - Expand
slonikit
Aug. 11th, 2014 10:24 pm (UTC)
Мне очень понравился пост, спасибо
mamochka_nata
Aug. 12th, 2014 06:31 am (UTC)
Спасибо
li_nconnue
Aug. 11th, 2014 11:16 pm (UTC)
"В гонке за "успешным будущем", мы забываем дать детям простейшие навыки СЕГОДНЯ, которые могут пригодиться в жизни - навыки ручного труда - строгать, пилить, вырезать, ковать, делать посуду из глины, плести, ткать, прясть, красить, белить, вязать..."
Мне кажется, в современной жизни эти необходимые навыки будут немного другими. Например, мои дети анскулеры увлекаются программированием, хотя я сама их к этому никак не склоняла, просто потому, что этот навык нужен в наше время. Если детям просто предоставить возможность изучать то, что им хочется, то они с большей вероятностью приобретут именно те навыки, которые нужны в современной жизни и к которым у них есть склонность.
more_sea_yam
Aug. 12th, 2014 03:52 am (UTC)
+1
true_shera
Aug. 12th, 2014 05:48 am (UTC)
Вот ещё бы в России анскулинг! Ээх :(
(no subject) - mamochka_nata - Aug. 12th, 2014 09:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - li_nconnue - Aug. 12th, 2014 06:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mamochka_nata - Aug. 12th, 2014 06:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - true_shera - Aug. 13th, 2014 08:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - mamochka_nata - Aug. 13th, 2014 08:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - li_nconnue - Aug. 13th, 2014 05:23 pm (UTC) - Expand
mamochka_nata
Aug. 12th, 2014 06:50 am (UTC)
Здесь есть над чем серьезно подумать. Мне кажется, что программирование не дает той свободы, про которую я говорю. Во-первых, это опять сидение за компом и стучание по клавишам, что противоестественно для детского организма. Во-вторых, это зависимость от очень многих факторов - электричество, доступность компьютера, наличие той или иной программы, доступность интернета.
В-третьих, никто спорить не будет, что компьютер вызывает зависимость. И поскольку, мы все равно не уйдем от его влияния в современной жизни, я сторонник ограничения необоснованного использования эл.технологий в обучении.
В-четвертых, играть в он-лайн игры проще, чем программировать, поэтому с большой долей вероятности, ребенок вскоре просто станет активным игроком. И тогда... Не хочу, чтобы в этом участвовала школа.
Кроме этого, я написала про робототехнику и авиамоделирование. Там можно изучать программирование.
(no subject) - li_nconnue - Aug. 12th, 2014 03:25 pm (UTC) - Expand
glasha_zast
Aug. 12th, 2014 04:14 am (UTC)
В принципе согласна: школа - это практика, практика и практика, а не зубрежка терминов. Ребенок пробует себя в разных сферах, что-то интересно, а что-то не очень, но в любом случае вырабатывает какие-то навыки, появляется круг интересов, расширяется кругозор.
Нью-Васюки - однозначно: школе надо дать больше свободы - а никто не захочет. И - главное - сама школа не захочет эту свободу взять. Это ж куча инициативы и ответственности! Все строить с нуля! Да и многих родителей смутит такой подход - непривычно, без амбиций.
Именно о таком пути для своих детей и думаю - чтобы годам к 16 более-менее очертить круг интересов, приобретать в первую очередь практические навыки, окончить средне-специальное, на это, при необходимости, наращивать курсы, вышку и т.д.
Сама думала открыть центр для школьников примерно с таким же списком кружков, но пока не чувствую в себе материальных сил.
mamochka_nata
Aug. 12th, 2014 06:57 am (UTC)
Частнику это не потянуть. Должна быть государственная поддержка. Не надо "смущать" всех родителей. Сделать несколько таких центров на Москву. Уже было бы здорово. Что касается "для своего" ребенка. То у меня не получилось, хотя возможностей было масса! Но сын видел, что никто вокруг этим не занимается, и смотрят на него, как на дурака, и лет с 11 перестал заниматься ремеслами. Хотя до этого и из дерева вырезал, и круг гончарный крутил. А какие модели клеил! Даже продавал их! А сейчас только в планшете сидит.
Юлия Швец
Aug. 12th, 2014 07:27 am (UTC)
Здравствуйте) У меня сыновья уже почти 6 лет занимаются в столярной мастерской.Никто на них не смотрит как на дурачков, наоборот приятели с интересом смотрят их работы. Но даже если бы и кто то так на них смотрел, они бы не перестали этим заниматься. Это уже часть их жизни и они не представляют себя без этого. Хотя и в планшеты тоже играют. Возможно у вас просто это не его занятие. Ну попробовал, вроде нравилось, но не "зацепило". Так ведь часто бывает. Я сама в детстве чем только не занималась, то одним то другим, но ни одно занятие меня не увлекло настолько, что бы это было связано с моей профессией. Ну и очень важно, что бы друзья и окружение ребенка были людьми увлеченными чем то, с какими то интересами в жизни. Друзья, с которыми вместе можно поиграть лишь в планшет и обсудить очередную игру, всегда будут тянуть вниз.
(no subject) - glasha_zast - Aug. 12th, 2014 07:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - mamochka_nata - Aug. 12th, 2014 09:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - mamochka_nata - Aug. 12th, 2014 08:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - Юлия Швец - Aug. 12th, 2014 10:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - glasha_zast - Aug. 12th, 2014 07:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - mamochka_nata - Aug. 12th, 2014 08:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - mamochka_nata - Aug. 12th, 2014 09:51 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - mamochka_nata - Aug. 12th, 2014 11:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - elenasukhaya - Aug. 12th, 2014 08:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - mamochka_nata - Aug. 12th, 2014 08:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - mamochka_nata - Aug. 12th, 2014 09:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - cremonese - Aug. 12th, 2014 09:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - mamochka_nata - Aug. 12th, 2014 09:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - cremonese - Aug. 12th, 2014 09:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - mamochka_nata - Aug. 12th, 2014 09:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - elenasukhaya - Aug. 12th, 2014 04:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cremonese - Aug. 12th, 2014 05:05 pm (UTC) - Expand
arshavochka
Aug. 12th, 2014 05:29 am (UTC)
спасибо! прекрасная мечта, я считаю! конечно школа всегда была "армией" и раньше - даже в большей мере. и это в том числе от греков пошло.
но вот насчет ручного труда согласна на все 100! да, в современном мире странным кажется ткать или пилить. но подсознательная потребность в этом есть. поэтому тысячи взрослых ломятся валять из шерсти и варить мыло )))) к тому же, кто хоть раз попробовал заняться народным ремеслом, тот понимает, что это философия, а не просто тупой труд. не говоря уж о развитие такого терпения и упорства, которые нам и не снились!!
mamochka_nata
Aug. 12th, 2014 07:01 am (UTC)
Да, да, да! Вы меня поняли. Все было продумано! Сегодня медики доказали, что занятие рукодельным у женщин и ремеслом у мужчин (да простят меня модераторы, но это научный факт!) нормализует гормональный фон, успокаивает и дает ощущение радости и счастья.
(no subject) - true_shera - Aug. 13th, 2014 08:41 am (UTC) - Expand
elenasukhaya
Aug. 12th, 2014 07:36 am (UTC)
Прятаться в глуши от соблазнов - не свобода, по-моему. Свобода - это имея телевизор, не смотреть его, если не согласен с тем, что по нему показывают. Имея Интернет, не читать новости, в которых заведомо нет ни слова правды. Имея возможность пойти на престижную работу, выбрать непрестижную, если она больше отвечает внутренним потребностям. Не делать работу халтурно, только для того, чтобы заработать денег, а делать ее на совесть, сообразно личным требованиям качества. Прекращать общение с людьми, общество которых отрицательно влияет на твои жизненные приоритеты. Ну вот, в частности, это. Лично для меня.

Что касается "дела, которое надо иметь в руках к 16-ти годам"... Для свободного человека в этом тезисе слишком много условий. А если ребенок и родитель разойдутся в определении "дела", как это часто бывает? ("Положи мне диплом юриста на стол и можешь идти в артисты".) Или в возрасте, к которому чего-то нужно достигнуть?

Я много говорю в комментариях о роли родителей. Это не случайно. Я читаю множество биографической и научной литературы. Почти все люди, которые чего-то добились в жизни, признают определяющую роль примера родителей. Ричард Фейнман - отец, Джон Рокфеллер - отец, Уоррен Баффетт - отец, Карл Саган - родители, Стивен Хокинг - родители. Нобелевский лауреат Нильс Бор произвел на свет нобелевского лауреата Оге Бора. Четырехкратная обладательница Грэмми Оливия Ньютон-Джон - внучка физика Макса Борна. Династии Бондарчуков, Михалковых и иже с ними. Простое совпадение? Не думаю. Дело скорее всего в одном из базовых методов обучения - подражании старшим.

Мои дети вряд ли станут балетными танцорами или мастерами художественной ковки. Но и специально беспокоиться о получении ими полезных навыков я не собираюсь. Мои дети сумеют приготовить обед, написать связный текст, создать сайт, подготовить учебный курс, начертить модель самолета, приладить полку и отремонтировать велосипед. С голоду, думаю, не помрут. Но самое важное, что они научатся спорить и отстаивать свою точку зрения, планировать и реализовывать свои проекты, рисковать. Сможем ли мы взрастить короля инвестиций, вроде Уоррена Баффетта, - маловероятно. Но вот здравого, любопытного, деятельного и инициативного человека - вполне.
mamochka_nata
Aug. 12th, 2014 09:18 am (UTC)
Здорово! А сколько Вашим детям лет?
(no subject) - elenasukhaya - Aug. 12th, 2014 03:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mamochka_nata - Aug. 12th, 2014 05:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - elenasukhaya - Aug. 12th, 2014 06:41 pm (UTC) - Expand
cremonese
Aug. 12th, 2014 08:02 am (UTC)
А перепостить можно?
mamochka_nata
Aug. 12th, 2014 09:12 am (UTC)
Да, конечно. (Если вопрос ко мне)
(Deleted comment)
mamochka_nata
Aug. 12th, 2014 09:15 am (UTC)
Философия этой школы меня смущает.
Если от этого абстрагироваться, то проблемы у этой школы есть. Средняя школа не выдерживает "конкуренции" и многие дети уходят из нее, причем с потерей класса.
А так, вы правы, направления сходны, но набор тем там узок.
cremonese
Aug. 12th, 2014 09:18 am (UTC)
Мне кажется, не то что государство, но и сами родители не готовы у такому подходу. У многих отход от схемы "сидеть тихо-слушать учительницу-делать уроки до потери пульса", вызывает панику.
В моей деревенской итальянской школе (итальянские родители в раз мягче русских)некоторые мамы озабочены, что после 8 часов в школе детям 6-8 лет мало задают. Или могут попросить учительницу "построже там с ним". Или в ответ на наказание сказать: "так ему и надо". Я представляю, что с ними будет, если детям предоставить свободу выбора. Они не переживут.
mamochka_nata
Aug. 12th, 2014 09:23 am (UTC)
Да, слом стереотипов - дело болезненное. Поэтому и не должно быть вообще ОДИНАКОВОГО образования. Должны быть разные школы. Так они такие и есть - математические, музыкальные, художественные, архитектурные и пр. Только в нашей системе тотальной регламентации все они практически одинаковые. Кроме того, в них нет "практической" составляющей, отвечающей возрастным требования детей.
livejournal
Aug. 12th, 2014 12:59 pm (UTC)
Некоторые мысли перед сентябрем
Пользователь mulepha сослался на вашу запись в своей записи «Некоторые мысли перед сентябрем» в контексте: [...] Оригинал взят у в Некоторые мысли перед сентябрем [...]
Алина Дьякова
Aug. 12th, 2014 04:04 pm (UTC)
"Бегство в дальнюю и глухую деревню? Не знаю. Это выход для единиц. Как сказал герой Гафта в перестроечном фильме: "Нас в колхоз нельзя, мы там все развалим!"
Относительно с/х в головах современных людей мифов не меньше, чем относительно образования. И фраза эта - тоже миф, не полезный совсем. Что в головах горожан, что деревенских сплошные мифы - с/к культура разрушена. Но я знаю достаточно людей (не единицы), которые уже умеют хозяйствовать, для кого это не бегство, а любовь к Земле и ответственность за свою жизнь.
То же и с анскулингом могу сказать, про который Вы пишете: "невозможно в современном виде в чистом виде. В ОГРОМНОМУ сожалению".
Там, где разрешено не получать аттестаты, уже накоплен положительный опыт именно анскулинга, когда детей принципиально не учили ни читать, ни писать, следуя за их интересами. И оказалось, что дети в современном мире тоже учатся тому, что умеют старшие - а старшие читают и пишут.
Есть такое понятие, введенное И. Илличем: "психологическое бессилие", и все эти страхи, что детям мало задают тд, оттуда же, если бы родитель сам отвечал за образование, здоровье, и тд - свое и своего ребенка, отвечал притом перед собой... А так - мы не контролируем ничего, как не бояться...
"Что можно изменить - это себя, родителя... Почему бы не направить усилия в более продуктивное русло" (elenasukhaya ) - и ни к чему идилии :)
Просто честная работа с собой, честный ответ перед собой. Такой человек не станет ни оправдываться, ни ссылаться на государство-общество-свое несовершенство, просто не до того будет. Там столько всего перелопатить нужно...
livejournal
Aug. 12th, 2014 04:30 pm (UTC)
Некоторые мысли перед сентябрем
Пользователь dobroveda сослался на вашу запись в своей записи «Некоторые мысли перед сентябрем» в контексте: [...] Оригинал взят у в Некоторые мысли перед сентябрем [...]
( 53 комментариев — Оставить комментарий )

Теги - метки

Дружественные сообщества и проекты

Сообщество "Сольные роды"

За последний месяц

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com