Михаил (mikha_el) wrote in freeedu,
Михаил
mikha_el
freeedu

Какими должен быть нынешний Тривиум и Квадривиум. Вопрос.

Классический Тривиумв и Квадривиум включают в себя соответственно, грамматику, логику, риторику и математику, геометрию, астрономию, музыку. По освоении этих семи путей, образование подразумевало изучение философии и теологии.

Конечно, сейчас реалии сильно изменились и мы не можем просто повторять то, что было прежде. Нашумевший американский христианин из Сибири сказал вроде бы очевидные вещи, о которых мы говорили чуть раньше. Грамматика есть чтение, логика есть арифметика, риторика есть письмо от себя о том, что ты прочитал и увидел; математика есть алгебра, геометрия есть геометрия, астрономия есть астрономия, а музыка есть теория музыке. Все просто. Просто да не просто. На ферме оно может и так, даже скорее всего. Но в культурном центре типа Москва или Новосибирск все обстоит иначе. А у них там доильный аппарат и нет профессоров и театра.

Мы должны учитывать, что во времена Тривиума и Квадриума не было еще науки как таковой, поскольку рождение науки не возможно без веры в единого Бога (спорно? задайте вопрос, объясню). Тем более, не было многих современных наук, например истории и антропологии.

Между тем, следует отметить, что сама наука и предшествовавшие ей Тривиум + Квадривиум, а так же алхимия, родились в греческой цивилизации, которая осознала себя как историческую (Х в. до н.э.). Отмечу отдельно, что другой такой исторической цивилизацией был Китай. Отличие их в том, что греки занимались познанием природы, а китайцы познанием того, как устроить общество. О том сейчас нам говорит молодая наука Социо-Естественная История.

XIX и XX вв. ознаменовались небывалом развитием наук и небывалой прежде бесчеловечностью. Отдельно можно показать, что эти вещи очень сильно связаны. После 1945 года многие светлые головы задумались над вопросом, почему такое могло случиться и нашли ответ в том, что европейская цивилизация слишком мало занималась вопросом человека - его места в мире, устройства общества.

В моей личной практике образования и образования детей поднимались те же вопросы. Что толку знать тригонометрию и правила родного языка, если ты не знаешь как и зачем жить в этом мире? Нужно ли нам повторять подвиг изменения ума академика Сахарова? Именно поэтому когда мой ребенок дорос до истории, я начал активно искать материалы и рассказывать ему о том, откуда мы пришли и кудла нам идти. Результаты поиска оказался настолько неожиданным, что собственно дисциплина история фактически уже превратилась в некую новую самостоятельную дисциплину, о чем будет сказано чуть позже.

Вернемся к Джастеру и его практике. Музыка. Да, теория музыки, но - прежде в рамках Тривиума ребенку следует просто научиться играть на музыкальных инструментах. Мы же прежде учимся говорить, а уж потом писать и читать, а потом еще и правильно и много. Иными словами, одному из путей Квадривиума прежде должен предшествовать некий базис, осваиваемый в период освоения Тривиума, а Тривиуму так же предшествует базис, осваиваемый прежде. Логично предположить, что в период освоения Квадривиума так же имеется некий базис, который, в свою очередь, будет основой для изучения следующей ступени - философии, и дальше теологии.

Итак, я считаю, что базисом периода освоения Квадривиума является история. Точнее, некая смежная дисциплина состоящая в основном из:
- истории
- антропологии (эволюция)
- истории культуры религий (не религиозной культуры)
- права человека
- изучения священных текстов. Здесь стоит отметить, что для каждой семьи это разные источники, от Библии до Конфуция, от Вед до Корана, от мифов народов до простой человеческой этики.

Потому что задачей современно образования не является передача знаний, а скорее освоение инструмента получения знаний в течении всей жизни. Но если предполагается,что человек получает знания всю жизнь, то он должен не только их иметь и уметь ими пользоваться, но он обязан понимать с какой целью он применяет знания. То есть, куда он идет и зачем живет. В противном случае следует ждать эффекта академика Сахарова, создавшего водородную бомбу, а потом ставшим борцом за мир и права человека.

Вот такие мысли. Отмечу еще, что музыка в Квадриувиме понимается как умение слышать гармонию, а не в привычном нам смысле умение играть по нотам. Так вот, мое личное откровение состояло в том, что для слышания гармонии человеку следует не только играть на барабанах и гитаре, но так же уметь играть в театре, рисовать, лепить, петь. И базой, почвой образования должны являться в широком вышеизложенном смысле музыка и история, а путями уже Тривиум и Квадривиум.
Tags: свободное образование, современная школа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments