fistik2104 (fistik2104) wrote in freeedu,
fistik2104
fistik2104
freeedu

Categories:

Тривиум (без квадривиума) и домашнее обучение.

Захотелось немного прояснить ситуацию, чтобы у участников сообщества не сложилось впечатление, что тривиум и квадривиум в домашнем обучении как-то связаны с американскими фермерами, христианским послушанием и прочими туманностями.
Нет, не связаны. А связаны они с концепцией так называемого "классического образования", которое опирается на самом деле на средневековую модель. Конечно, никто всерьез не предлагает взять средневековый набор предметов и изучать только их. Если сформулировать очень коротко и в самых общих чертах, то основная идея современных интерпретаций "классического образования" состоит в том, что образование не должно быть узконаправленным и ограниченным лишь соображениями практической пользы. Образованный человек должен иметь полное и разностороннее представление об окружающем мире, в том числе - о мире идей. Для того чтобы иметь возможность осмыслить накопленный человечеством (обычно подразумевается западная культура) культурный багаж и вступить с ним в какое-то взаимодействие, необходимо изучать гуманитарные науки - историю, литературу, языки; необходимо иметь представление о музыке, живописи и других видах искусства.

Применительно к домашнему обучению концепцию классического образования популяризировала Сюзан Бауэр. Ее книга "Well Trained Mind" служит отправной точкой для огромного количества американских хоумскулеров, как религиозных (которых все еще большинство), так и нерелигиозных.

Так вот, в концепции современного "классического образования" средневековый тривиум оказался переосмыслен как три этапа обучения (а не три предмета). Обучение идет по спирали, на каждом этапе изучаются одни и те же предметы (привычные нам математика, языки и литература, естественные науки, история), но каждый раз на более высоком уровне, соответствующем возрасту ученика.  Первый этап - грамматический - возраст младшей школы: ребенок знакомится с базовыми фактами, понятиями, терминами, законами разных наук, как бы набирает копилку знаний, которыми потом сможет оперировать на более высоком уровне. Второй этап - логический или диалектический - возраст средних классов - ученик уже способен увидеть связи и законмерности в изучаемых фактах, из разрозненных "сведений", накопленных на первом этапе, выстраивается целостная картина. Третий период - риторический - возраст старших классов: используя полученные знания и свободно оперируя ими, ученик уже может выдвинуть собственные гипотезы, найти и правильно логически выстроить аргументы в защиту своей гипотезы, концепции или точки зрения. Вот что имеется в виду, когда говорят о тривиуме в современном домашнем обучении.
Tags: ДО в других странах, теория, хоумскулинг
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments