Анна (anfisa007) wrote in freeedu,
Анна
anfisa007
freeedu

Categories:

Окружающий мир без учебников или Сказки для Егорки

Originally posted by anfisa007 at Окружающий мир без учебников или Сказки для Егорки
 Эта история началась поздно вечером.Обычно по вечерам папа рассказывает сказку, и обычно это сказка про животных. Учитывая то, что маленький интересуется зоологией уже полтора месяца круглосуточно, то и сказки - вовсе не сказки, а правды.
Дети (обычно Егор), заказывают на вечер сказку про какого-нибудь представителя фауны, а папа читает в Интернете и перед сном рассказывает. Если папе некогда, то сказку приходится рассказывать мне. Обычно это случается, если с укладыванием затянули и папа слишком занят работой. Так случилось и вчера. Мы с мужем проторчали добрый час, наслаждаясь небывало быстрым после дачи Интерентом и разглядывая домики на Самуи. Когда подошло время детям спать, ничего, кроме домов на Самуи, у меня в голове не было заготовлено для сказки. Обычно, если я хочу рассказать сказку, то рассказываю про Кенгуренка, то есть про самого сына, о том, что его вонует и что волнует меня, и зачастую удается узнать много интересного, о чем не узнать в обычном разговоре.
Вот и вчера мне досталось рассказывать сказку.Это старшему уже можно сказать, что пора спать, и он согласится с этим, а младший без сказки не ляжет, если только случайно не уснет раньше, но такое бывает очень редко."Зачем тратить бесценное время на сон, когда вокруг столько интересного?" - это у них с папой такая принципиальная позиция по жизни, с чем мне, любительнице поспать, очень сложно согласиться.
Беседа с младшим:
- Сынок, пора спать, поздно уже.
- Не хочу, я еще Брэма не дочитал!
Думаю про себя: Ага, это всего четыре тома осталось, можно и подождать :)
- Давай, я тебе сказку расскажу.
- А про кого?
-Про Егорку, как он на Ко Самуи поехал (первое, что пришло мне в голову).
Учитывая то, что мы только что читали с мужем, это должна была быть сказка про то, как Егорка ездил по острову и выбирал домик, но такой вариант изначально не подходил.
- Нет, не хочу про Ко Самуи, хочу про животных!
Тут я решила. что выкручусь как-нибудь, как двоечник на экзамене, расскажу, что знаю про обезьян и крокодилов, которых эксплуатируют на Самуи.
- Нет-нет, мама, расскажи, как Егорка гулял по Ко Самуи и познакомился с простейшими!
Ну вот, двойка за сказку обеспечена, хотя совсем недавно я читала, для сына же, про простейших и что-то помнила про амебу и инфузорию. Хорошо, думаю, расскажу.
- Пошел Егорка гулять по Ко Самуи и дошел до грязной речки. Решил он перейти речку через мостик, и спустился посмотреть, кто же там живет. И были у Егорки волшебные очки-микроскопы. Смотрит он - а в речке амеба плавает.
- И инфузория-туфелька! - добавляет сын.
- Да, поздоровался он с инфузорией и спрашивает, как ее зовут. "Тапочка," - отвечает инфузория.
Эта шутка с бородой жутко рассмешила детей, особенно Егора. Поговорил Егорка с Инфузорией и решил познакомиться с амебой.

- Протягивает амеба Егорке свою ложноножку, а Егорка и спрашивает: "А ты, случайно, не дизентерийная?  А то папа мне не разрешал общаться с дизентерийными..." А Амеба и отвечает: "Нет, не дизентерийная, а ты руки почаще с мылом мой, и фрукты мой, без мыла, тогда и амеб не бойся. А еще не пей нашу воду речную, где мы живем".
На этом мои познания простейших закончились, а Егор не замолкал еще полчаса: рассказал, как Егорка встретил панцирную инфузорию, корненожек (солнечника и радиолярию), эвглену. А с малярийным плазмодием общаться не стал. 
Короче говоря, я сама узнала от сына много нового и интересного. Это все он опять же у Брэма почерпнул. Правда, быстрое засыпание не состоялось, пока Егор не рассказал всю сказку про простейших.
Чувствую, что дети мои будут скоро знать больше меня.
Мои мальчики очень интересуются окружающим миром, и если этот интерес не превратить в школьный предмет, который все недолюбливают, то кругозор у детей будет хороший. Особенно интересно то, что их не устраивает рафинированная информация из детских книг или сомнительная, порой абсурдная для юных натуралистов, информация из учебников по "Окружающему миру".
Позиция учебника по "Окружающему миру" для меня кажется просто неприемлемой. Об этом я обязательно напишу позже. Да и кругозор учителей, преподающих окр. мир в начальной школе не назвать широким.
Моему сыну и его одноклассникам в первом классе сделали замечание, когда они изучали тему "Птицы" за  то, что они стали называть не только "российских" птиц. То есть, изучение окружающего мира учитель ограничил, видимо, из собственных соображений, природой только России.
Смешно и горько было видеть девочку, с которой попытался общаться на почте мой тогда еще 4-летний сын. Он спросил, как ее зовут, сколько лет, а потом в какой стране она живет. На что девочка 8 лет очень высокомерно и  с чувством превосходства над глупым четырехлетним мальчишкой ответила: "ВСЕ живут в России". Правильно, после прохождения курса первого класса нашей средней школы складывается именно такое впечатление, что все живут в России. А мой глупенький 4-летка еще в школу не ходил и этого не знал, а свято верил в то, что на планете Земля много стран, где люди говорят на разных языках, и живут по-разному.
Хотя бы поэтому не хочу, чтобы мои дети ходили в школу. Отпустить их туда - то же самое, что лишить кругозора и надеть на глаза очки с более узким полем зрения.
Старший сын за время учебы в 1 классе школы больше потерял, чем приобрел. Единственное, чему я рада, так это тому, что он сам много читал, и почерпнул гораздо больше из детских книг, а не из учебников и уроков. Из школы он почерпну только то, что ничего делать не нужно, пока тебя не пнут.
Я даже не знала, что с этим делать, пока не наткнулась на книгу Александар Нилла "Саммерхилл - воспитание свободой". Благодаря опыту воспитания "трудных" детей, которые учились в Саммерхилле, открылось много важного и интересного.
Например, если ребенка после пресыщения обычной школой не трогать, то спустя несколько месяцев или даже лет  у ребенка проявится интерес к получению знаний. Все зависит от степени неприязни к школе, которую успела вызвать традиционная система образования. 
P.S. Поэтому мы сейчас старшего не напрягаем совсем. Он попутно слушает сказки про животных, охотно слушает, с удовольствием смотрит фильмы про животных. Еще играет в морской бой онлайн и пытается выяснить в сети, "кто живет на Марсе" и читает все. что под руку попадается. На даче у бабушки соседки попались книги для чтения за 2 и 3 класс. Таким образом литературу за эти классы он прошел за 2 дня.. Думаем, пока достаточно.
 
 
 
 

 
Tags: 1-4 класс, биология, интересное обучательное, личный опыт, наши дети, чтение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments