zver_murmel (zver_murmel) wrote in freeedu,
zver_murmel
zver_murmel
freeedu

Category:

Обучение письму. Наш личный опыт.

Под катом — длинный рассказ о пособиях и прописях, которые я использовала для подготовки и обучения письму моей дочки Таси. Тася сейчас на ДО в первом классе, учимся писать мы долго, упорно и трудно. Я сама с удовольствием читаю записи о том, как кто учится и по каким материалам, и что в итоге получается. Надеюсь, что и мой рассказ кому-нибудь будет интересен и полезен!

По тому, как Тася рисовала и расрашивала картинки, очень рано было видно, что с письмом мы не очень быстро и легко подружимся. Поэтому каждый из этапов обучения письму я оттягивала как могла.

Рисовать хоть как-то осмысленно она начала осенью 2013 года, то есть в четыре с половиной года. До этого были каракули и «чирикалки». Раскрашивать раскраски нормально она стала после шести лет, до этого зачирикивала как попало и на этом всё.

Итак, наш тернистый путь к письму, по этапам.



p61129-0210221
Тасе три года. Тетрадь Земцовой.

В младшем возрасте у нас, конечно, были книги Ольги Земцовой, которые в основном пользовались у Таси успехом — кроме упражнений типа «проведи дорожку», «нарисуй дождик» и подобных, от которых хотелось плакать: они у Таси шли с отставание в год от заявленного возраста.

Уже когда Тася начала понемногу учиться читать (от 4.5 лет), никаких тетрадей с буквами я ей не давала, т. к. хотела добиться просто умения обводить элементы по линиям. И только по таким тетрадям, где не надо рисовать элементы самой. Самые удачные (и при том недорогие, кстати), на мой взгляд были:

Прописи. Рисуем фигуры по клеточкам

Подготовка к письму. Тетрадь для рисования.



P61129-021125[1].jpg
«Подготовка к письму». Часть 1. Тасе пять-шесть лет.

Тася соглашалась по этим тетрадям заниматься без особой радости, но и без скандала. На 5 лет это были уже довольно простые задания — а значит, получались у неё хорошо. Последнюю тетрадь мы даже и не дописали, обводить она стала аккуратнее меня. К этому моменту Тася уже освоилась с буквами и стала просить научить её писать. Дозрела.

Заходы на печатные буквы

Прописи. Учимся писать печатными буквами



p61129-0212321
«Учимся писать печатными буквами». В верхней строке все палочки должны быть одной длины, но Тася не понимает, на какой линии остановиться. Шесть лет.

Очень эти прописи кто-то из знакомых хвалил — для нас это была катастрофа. Тася не видела границ строки, не понимала значения ни одной вспомогательной линии, не видела требуемого наклона линий  — вообще ничего. Печаль. Три-четыре попытки занятий — я поняла, что рано. К шести годам Тася совсем еще не писала никак.

Первые прописи. Методика ранней грамотности

Методика отличная. Еще и от автора букваря, по которому я Тася научила читать. И задания, в общем, интересные (с моей точки зрения). Устно их Тася на раз-два-три бы решала. Но писать ей было безумно сложно. При том, что под довольно большие буквы везде оставлено место — всё равно Тасе всегда было мало. Её буквы начинались с нормального размера и заканчивались двухсантиметровыми размазнями. И это была не единственная проблема — как употреблять буквы я, ю, ё Тася не понимала совсем (самый шик — слово «жеребёнок», записанное «жёробонок»). Занимались мы по книжке между шестью и семью годами, летом книжку оставили, совсем тяжело стало.

Читаемо и более-менее ровненько, тексты на пять и больше предложений, печатными буквами, Тася стала писать только сейчас, в ноябре первого класса, в семь с половной.

Письменные буквы



p60619-171556
«Письменные буквы» по представлениям Таси.

Волшебные прописи. Многоразовый альбом

Я купила Тасе для первого класса, но она сама нашла его и стала писать. Быстро охладела и, как мне кажется, могла себе попортить почерк, потому что сама стала сочинять «письменный» шрифт.

Первые уроки письма при подготовке к школе. Начальное обучение

Очень много видела хвалебных отзывов. Так как к семи годам Тася начала умолять научить её писать по-письменному, наали по чуть-чуть заниматься. Тасе было безумно скучно. Строчку за раз — с точки зрения обучения вообще ни о чём, при этом вроде и хочет, и тут же становится скучно. Отмучали пару страниц и я стала искать что-то другое, может быть, менее методически гениальное (а методика великолепная! просто не для нас), но чтобы можно было заниматься.

Прописи Леонида Некина

Пыталась заинтересовать Тасю текстом на интересную лично ей тему — лошади. Мимо.

Первый класс.

Я вообще совершенно согласна с точкой зрения, что до 11 лет каллиграфия не нужна. Мозг не дозрел, моторика не дозрела, а в Тасином случае вообще чем позже, тем лучше. Но совсем не аттестовываться до четвертого класса мы пока не готовы, а школа требует слитного письма (это кошмар, конечно). Я оттягивала этот момент как могла и попыталась максимально мягко войти в тему. Всё равно тяжело…

Курс «Знакомство с каллиграфией»

Записала Тасю на летний интенсив. Восемь занятий отходила с удовольствием. Их познакомили немного с историей письма, с самыми базовыми инструментами и приёмами. В основном они рисовали разные элементы, а из букв — только своё имя. Мне было важно, чтобы Тасе показали, что бывает общепринятая культура письма — как сидеть, чем и как писать. Я знаю, что на ус она намотала, потому что ей понравилось. Но применять не очень спешит.

Космические прописи для школьников и первоклассников



p61129-021436
«Космические прописи». Вверху — писала сама, внизу — списывала. Буквы по-прежнему очень сложно удержать с строке.

Прописи, на которых я в итоге остановилась. Мне не очень нравится форма букв, мне совсем не нравится, что не отрабатываются толком соединения, но другого выхода у меня не было. Списывает Тася ещё сносно, хотя тоже с ошибками. А задания «продолжи сама» — это испытание моей нервной системы, по большей части выходит просто нечитаемо.

Примерно через месяц мы закончим «Космические прописи», и я уже вижу, что нужно будет дальше продолжать отработку элементов. Менее интенсивно, чем сейчас (три раза в неделю вместо пяти), и я уже определилась с тетрадями:

Уроки красивого почерка

Много-много-много соединений, наверное, все, которые только возможны. Буквы-то Тася худо-бедно помнит, а вот с соединениями путаница и кошмар. Будем вырабатывать моторную память.

Принцесскины прописи

А это для сохранения интереса, и больше нужно обводить, чем писать самой. Обводить-то нам сейчас и надо. Задания все и по русскому, и по другим предметам Тася сейчас пишет и будет пока что писать печатными буквами, а каллиграфию потихонечку будем оттачивать в прописях, пока не появится уверенность.

Я вижу, с какой задержкой по сравнению с «социально одобряемой в моем окружении нормой» обучается письму Тася, и стараюсь двигаться к цели маленькими шагами.

Оригинал этой записи находится в моём личном блоге.

Tags: 1-4 класс, личный опыт, прописи-письмо
Subscribe

  • Що приховує всесвіт

    Прекрасная девушка Ульяна Лумей сочинила и нарисовала книгу для детей! Ульяна сама учится дома и с большим интересом. Книга написана на украинском…

  • Поговорки, крылатые фразы

    Добрый день. Ищу дополнительный материал для расширения кругозора . Сейчас столкнулись с тем, что большое внимание уделяется знанию поговорок,а в…

  • Скидка на Учи.ру

    Добрый день! Кто ещё не совершил покупку на Uchi.ru можете воспользоваться промокодом на дополнительную 20% скидку AAWQ97W7 Всё работает, проверили

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • Що приховує всесвіт

    Прекрасная девушка Ульяна Лумей сочинила и нарисовала книгу для детей! Ульяна сама учится дома и с большим интересом. Книга написана на украинском…

  • Поговорки, крылатые фразы

    Добрый день. Ищу дополнительный материал для расширения кругозора . Сейчас столкнулись с тем, что большое внимание уделяется знанию поговорок,а в…

  • Скидка на Учи.ру

    Добрый день! Кто ещё не совершил покупку на Uchi.ru можете воспользоваться промокодом на дополнительную 20% скидку AAWQ97W7 Всё работает, проверили