manmarensya (manmarensya) wrote in freeedu,
manmarensya
manmarensya
freeedu

Category:

PHB - проектный метод - неутомимый ученик.

Серия постов Лори Пикерт о том, что не все дети легко соглашаются на то, что предлагают им взрослые. Она пишет о сложностях, которые могут возникнуть у взрослых, и решениях, которые помогут детям и родителям двигаться к общей цели.

http://project-based-homeschooling.com/camp-creek-blog/relentless-learner
Неутомимый ученик
Автор: Лори Пикерт

Недавно я писала о своем старшем сыне (10 лет), чей характер можно назвать достаточно трудным – он не хочет подчиняться вашей воле, он даже не хочет, чтобы вы озвучивали ему какие-то предложения. Он не хочет слышать ваши идеи, более того – если он услышит что-то от вас, то мысленно поставит на этой идее большой жирный крест.
Вы можете подумать, что он негативист, и просто всегда говорит нет. Он отвергает любое предложение. Он ничего не собирается делать, он никуда не собирается идти. Его посетила прекрасная идея, но он ничего не делает для её воплощения.
Однако, я заметила, что мой трудный ребенок не просто сидит в уголке, на самом деле он – неутомимый ученик!

Если кто-то говорит о чем-то, что он не понимает или не знает, он идет читать об этом или требует подробное объяснение. Он не хочет быть невежей, он хочет знать, что происходит.
Когда у него есть интерес, то лучший способ мотивировать его изучать что-то – не предлагать книги или материалы, не звать его в поход по окрестностям (что прекрасно работает с моим младшим сыном). Самое лучшее – задавать ему вопросы. Что ты собираешься делать? Как ты можешь узнать об этом? Чем я могу тебе помочь?
Когда мы начинали первый проект с самым младшим ребенком (три года), мы начали с того, что записали его вопросы. Затем мы спросили - как ты можешь узнать о том, что тебе интересно? Так мы перешли к мозговому штурму – Спросим у папы! Позвоним бабушке! Прочитаем в книге!
Мы делаем это, потому что мы не просто хотим, чтобы дети выучили какие-то факты о птицах или реках или об открытом космосе. Что мы хотим на самом деле – научить их как учиться. Это и есть учебная программа, которая имеет смысл. Как мы находим информацию? Как и где мы можем обратиться к специалистам? Как понять, что ответ на наш вопрос получен?

Мой сын работал над одним проектом 7 лет. Он не только знает процесс, он требует выполнения этого процесса. Он настаивает на том, чтобы отвечать за всё.
А я возвращаюсь к пункту 1 и задаю вопросы. Как ты можешь узнать о том, что тебе интересно? Что ты собираешься делать? Чем я могу тебе помочь? Суть в том, что когда мы задаем вопросы, а не навязываем ответы, мы позволяем ребенку сохранять контроль над своими проектами и прочими делами. Кроме того, мы выражаем уважение к его способностям. Это то, чему меня научил мой непокорный сын.

И даже когда он прекращает разговор, потому что думает, что я слишком вмешиваюсь, он не просто сидит в углу. Он мягко вносит изменения в свои действия и продолжает двигаться вперед. Потому что он – сопротивляющийся ученик.

Из комментариев Лори – ответ на вопрос о том, способны ли такие ученики успешно выполнять групповые задания или они обречены на индивидуальную работу?

- если сопротивление относится только к маме… возможно, у таких детей есть некоторые проблемы с авторитетами. У моего сына есть четкая тяга к независимости ото всех
- необязательно такие дети будут неудачны в групповой работе. Очень интересно наблюдать за детьми в группе. Природные лидеры будут склонны к тому, чтобы управлять. Переговорщики начнут договариваться, мыслители начнут генерировать идеи. Дети, ориентированные на детали, начнут устанавливать контроль качества и так далее… Важно отметить, что ни одного ребенка нельзя поместить только в одну категорию. Они склонны сочетать в себе несколько черт. В групповой работе, взрослые могут подметить какую-то особенность ребенка, и сразу повесить ему определенный ярлык. Но внимательное наблюдение и документация могут помочь выявить вторичные черты-склонности, при том не менее сильные и важные.
По моему опыту, в групповой работе дети ценят друг друга за то разнообразие, которое они приносят с собой. Группа отвергает лишь тех, кто ничего не хочет делать. Дети уважают друг друга за уникальные возможности, таланты, ценность, которую они с собой приносят.
Я видела, как расцветал и проявлялся ребенок, которого раньше считали застенчивым, но он смог сделать значительный вклад в групповую работу, и его выделили и заметили. Аналогично, природный лидер был одернут группой, когда он стал слишком требовательным. Детская группа – это демократия в действии.
Даже дети, склонные к самостоятельной работе, получают плюсы от командной работы – кто же ещё разделит энтузиазм и захочет услышать подробности о том, что получилось? Кто оценит результат по достоинству? Возможно, в какой-то момент ребенок отойдет от группы, но он может продолжать давать советы команде…
Бывает, что только группа может воплотить идеи в реальность. Самое ценное в командной работе – это то, что каждый ребенок развивает в себе умение ценить другого за его вклад в общее дело и видеть разные роли, которые выполняют другие дети для достижения общей задачи.
Tags: международный опыт, проект, теория
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments