manmarensya (manmarensya) wrote in freeedu,
manmarensya
manmarensya
freeedu

Categories:

PHB - проектный метод - миф о безнадежных учениках

Перевод комментариев к этой статье выложу отдельно, их много и они тоже важные

http://project-based-homeschooling.com/camp-creek-blog/myth-reluctant-learner
Миф о безнадежных учениках
Автор: Лори Пикерт.

Нет таких людей, которых можно назвать – сопротивляющийся, трудный ученик. Если бы они были, то ваш ребенок не интересовался бы ничем вообще – ни Майнкрафтом, ни Губкой Бобом, ни покемонами, ни феями, ни динозаврами или LEGO.

От природы дети не сопротивляются обучению. Каждый ребенок старается узнать как можно больше. Только есть дети, которые не любят, когда им указывают, что учить и когда учить. Если более упрямые дети, которые не желают учить то, что кажется им бессмысленным. Есть дети, которые не желают мириться со скукой, дети, которым трудно сидеть смирно, стараясь сконцентрироваться чем-то неинтересном.
Не совсем верно вешать ярлык «трудного» ученика и детям, не приемлющим какой-то тип обучения (авторитарный, малоподвижный). Если мы развешиваем ярлыки, то только усугубляем проблему, переводя её в область проблем с интеллектом или способностей к обучению. Мы говорим – так, ты плохо учишься. Помогает ли это решить проблему? Скорее всего, ребенку будет все равно, ведь он в любом случае не хочет это делать. Но, дети начинают вести себя в соответствии с ярлыком, начинают считать себя неуспешными в учебе или ненавидящими учебу.

Сопротивление авторитету огорчает родителей даже больше, чем учителей. Им кажется, что это проявление неуважения. Очень трудно контролировать наши взрослые эмоции и смотреть на ситуацию со стороны, признавая – "Мы потеряли связь с нашим ребенком – учеником. И он дает нам это знать".

Я уже писала о своем сыне, непокорном ученике. При этом он никогда не сопротивляется тому, чтобы учиться – он неутомимый ученик. Только он сам хочет контролировать весь процесс обучения. К счастью, наши цели были если не полностью идентичными, то вполне совпадающими. Мы все хотим, чтобы он мог направлять и контролировать собственную учебу, мы хотим, чтобы он был хорошо образован и овладел необходимыми навыками.

Работа с таким ребенком, который требует автономии, значительно отличается от работы с нашим другим сыном, который легко соглашается на сотрудничество. Тем не менее, мы работаем с ними в одинаковом стиле, который можно назвать «учебный план, достигнутый в ходе переговоров». Мы очень серьезно относимся к интересам, желаниям и амбициям наших сыновей. Мы говорим им о том, что считаем важным знать с нашей точки зрения. Затем, мы вместе создаем учебный план, который соответствует целям всех задействованных сторон.

Мы никогда не считали, что отказ нашего сына раскланиваться перед нашим авторитетом равен нежеланию учиться. Наоборот, мы считаем его сильным, независимым и самоуверенным. Мы тратим время, показывая ему, почему мы считаем необходимым иметь прочную образовательную базу и определенные навыки, мы объясняем, что это принесет ему пользу и позволит выполнить то, что хочет он сам. Мы не устанавливаем контроль, но пытаемся разделить принятие решений. Мы хотим, чтобы наш сын был участником процесса, чтобы он набирался опыты управления своей учебой.
По мере взросления, он стал более (а не менее, как обычно считается в отношении подростков) открытым тому, что мы считаем важным знать. Он серьезно относится к нашему мнению. Если в 8 лет он мог яростно сопротивляться тому, к чему у него не было интереса, то в 15 он говорит: «если вы думаете, что это важно, то я сделаю это».
Мы достигли этого – уважения к нашему мнению благодаря уважения мнения его. Сын понял, что мы не будем зря тратить его время. Мы не определяем учебный план в ультимативном порядке. Превыше всего мы ставим его уникальные интересы, способности и цели. Мы показываем ему, какие знания и навыки нужны ему самому, чтобы он знал, что это не наша прихоть. Мы хотим, чтобы он нашел свое место в мире, чтобы он знал, что потребуется ему для достижения того, что он хочет.
Знаете, что будет требоваться от наших детей в будущем? Они будут сами отвечать за собственное обучение! В колледже, на любой наемной работе, владея бизнесом, в роли родителя – они должны будут принимать важные решения и решать, какие знания и навыки им требуются. Когда мы должны учить детей управлять собственным обучением? Когда они подростки? Или когда они учатся в колледже? Начинать надо уже сейчас!
В одной из дискуссий, Питер Гоу перечисляет что требуется от человека, способного успешно обучаться:

- истинный интерес
- уверенность в себе
- отсутствие перфекционизма (довольство достаточным)
- особое время.

Если мы не начнем помогать детям развивать способность к самообучению, то мы просто ограничиваем их.
Успешный ученик – это не тот, который сидит, слушает и потом выдает заученный ответ и успешно пишет тест. Успешный ученик делает гораздо больше. Он отвечает за весь учебный процесс. И первый шаг – решить для себя, почему эту информацию стоит выучить.
Без подлинного интереса, всё остальное не имеет значения. Для успеха интерес просто необходим. Если это работает для взрослых, то почему для детей это должно быть иначе? Интерес – это тот волшебный ингредиент, который делает обучение осмысленным, благодаря которому ученик способен на максимум усилий.

Когда мы называем ребенка «ленивым, сопротивляющимся учебе», то совершаем большую ошибку. Во-первых, мы фокусируемся на сопротивлении, а не на учебе. А, во-вторых, мы упускаем тот факт, что это наша проблема, потому что мы, взрослые, не смогли обеспечить нашего ребенка образовательным опытом, который будут интересным, адекватным и применимым на практике.

Можно начать с того, чтобы переименовать ребенка из «трудного» ученика в страстного, горящего, независимого. Мы можем подчеркивать важность его интересов и устремлений своей готовностью уделить время, усилиями помочь ему выучить то, что ребенок хочет знать. Мы можем помочь ему начать составлять собственное учебное расписание. Позволяя ему делать значимые дела, мы можем помочь ему учиться – самому, без наших угроз и шантажа.

Мы можем помочь детям владеть учебным процессом, мы можем помочь ребенку чувствовать себя мастером обучения – человеком, который знает как получить необходимые навыки и знания.

АПД1. Комментарии к статье Лори Пикерт и её ответы:
Вопрос: как вы справляетесь с ситуацией, когда знаете, что надо подготовить старшеклассника к экзамену (SAT в США), для того, чтобы поступить в колледж? Сын считает, что алгебра – скучный и бессмысленный предмет и не хочет его учить. У него всегда были сложности с математикой, и я выступала в роли мягкого учителя, но я бы не хотела, чтобы он оказался в ситуации, когда для того, чтобы поступить туда, куда он хочет, ему понадобится алгебра, сыну придется срочно начать её учить, а он не сможет это сделать так быстро, как надо из-за сложностей с математикой вообще.
Ответ Лори: ваш вопрос касается многих родителей и детей, а также выполнения домашней работы. Моё предложение – родитель и ребенок должны начать работать вместе, как партнеры, как единая команда. Образование всегда должно быть ориентировано на конкретного ребенка. Он должен иметь поддержку и время для того, чтобы заниматься тем, что ему нравится больше всего. Кроме того, он должен понимать, что образование, которое он получает в школьные годы должно подготовить его к независимой взрослой жизни – помочь ему поступить в колледж, начать свой бизнес, контролировать свои финансы, создать семью и обеспечить её (если ребенок этого хочет). Образование – это цель, и ребенок должен понимать это. Если дети видят лишь скучные, оторванные от реальности задания, то мотивации на их выполнение не будет. Это задача родителей – помочь детям провести связь между выполнением заданий и достижением их цели.
Я бы предложила сесть вместе с подростком-старшеклассником и обсудить то, что он будет отвечать за какую-то часть своего образования. Определите его цели. Обсудите карьерные альтернативы. Проговорите, что он считает необходимым учить и чем он хочет заниматься в настоящее время. Скажите ему – послушай, мы считаем это своей родительской обязанностью - убедиться в том, что ты готов поступать в колледж, начать работать или вести свой бизнес, когда тебе исполнится 18. (обсудите все возможные варианты будущего вашего ребенка). Для достижения твоих целей тебе надо знать и уметь то-то и то-то. А теперь давай поговорим о том, что ты хочешь, и как мы, родители, можем тебе в этом помочь.

Вы можете искать варианты для своего сына – как выучить алгебру, если вариант учить её дома не работает. Курсы при колледже, совместные занятия с увлеченным педагогом, самообучение онлайн, репетитор и пр. Это нормально сказать ребенку – я вижу, что это не получается у нас самих, давай подумаем, как ещё мы можем добиться необходимого.

Tags: международный опыт, проект, теория
Subscribe

  • ЦОДИВ 4 класс модули на выбор.

    Здравствуйте. Вопрос такой: 4 класс, ЦОДИВ. В тестах и аттестациях такие предметы: # Основы религиозных культур и светской этики( модуль по выборк)…

  • Графический дизайн

    Добрый день. Ребенок увлекается рисованием(12лет). Хочется ребенку попробовать себя в графическом дизайне, в сети много онлайн курсов, может у…

  • (no subject)

    Всем доброго. У меня пока теоретический вопрос, с вероятной практической реализацией. Есть детка, учится в 3-м классе, пока все ходят в школу на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment