Olga (olgasabo) wrote in freeedu,
Olga
olgasabo
freeedu

Category:

Наш 5-й класс на экстернате. Закарпатские «приключения».

     Продолжение. Про 4-й класс здесь.
     Получив документы после окончания начальной школы за 3 года полностью на экстернате, мы начали думать «а что же дальше». Во-первых, план записаться в Симферопольскую школу на дистанционное обучение накрылся медным тазом (было лето 2014 года). Во-вторых, географическое положение намекало на то, что безопаснее было бы оказаться подальше отсюда. К сентябрю уладить дела и переехать не удалось, и мы, сходив предварительно в гороно, записали Сильвию в 5-й класс в обыкновенную школу по месту жительства на экстернат, как и раньше.
     Насколько была огромным отличие от предыдущей школы и в учебном подходе, и в человеческих отношениях – это даже не передать словами. Если раньше постоянно намекалось на то, что ребенок у нас недоучил, недопонял, что мы некомпетентны и т.п., то тут на первых же консультациях «Ах какая она у вас молодец». Еще я заметила – если директор спокойная, уравновешенная, то и учителя в своем большинстве такие же. Теперь мы были уже не единственными экстернами, еще в школе были старшеклассники с Донбасса, так что директор хорошо изучила законы, касающиеся экстерната, и вообще она очень ответственный человек.
Внезапно в ноябре дела наши тронулись с мертвой точки, и можно было переезжать. Директор отнеслась с пониманием (да почти все тогда сидели как на иголках, готовые в любой момент переезжать), и мы за неделю бодро сдали всё. По каждому предмету свой учитель, напряжение было велико, особенно у меня, одновременно собиравшей вещи для переезда.
      В начале декабря мы были уже в венгерском селе Ужгородского района. Городской житель Запорожской области может осознать, что такое закарпатское село только по прошествии недель двух, а то и месяца, в течение которых он просто в шоке и не верит глазам, как, КАК люди могут жить в таких жутких условиях. А они живут себе и удивляются нам с нашими дивными потребностями в творческих кружках, магазинах электроники, да хотя бы аптеке и почте, которые не в каждом селе. Сразу после Нового года (это наступил 2015) я записала Силю в ужгородский дворец творчества «Падиюн» в изостудию и ансамбль народной песни (Силю прослушали, она спела 1 украинскую и 1 венгерску народную, в общем, была молодец). Чтобы добраться до этих кружков на 15:00, нужно было выехать из села в 12:15 и 30 км. трястись по адской дороге до Ужгорода. Государственный автобус там ходил 2 раза в сутки (2 раза в Ужгород и 1 раз назад) и, кажется, 3 раза частный автобус – последний раз в 17:30. Поэтому из кружков на остановку мы бежали каждый раз как ужаленные, иначе пришлось бы добираться домой поездом через Чоп, потом на автобусе, потом полчаса по грунтовой дороге пешком. Школа в нашем селе была только венгерская начальная. В среднюю венгерскую школу в другое село возил школьный автобус (который бОльшую часть зимы был поломан и дети попросту валяли дурака на улице, и часто Силя с ними к превеликой ее радости). В украинскую школу нужно было полчаса пешком добираться сначала до трассы Мукачево-Чоп, а там автобус до нужного села. На окраине каждого села цыганский табор, цыганские дети обычно в школу не ходят, и власти борются с этим совершенно вяло. Венгры страдают от незнания укр.яз. (из школьных уроков они явно не могут свободно овладеть языком) и в украинских вузах учиться не могут, а для венгерского вуза нет денег. Из разговоров с местными учителями вырисовывается, что там у них бюрократия, беззаконие и такой мрак в системе, какой нам не снился. Закарпатская область стабильно занимает последнее место по результатам итоговой аттестации ВНО. И вот для чего я  все это пишу: при такой плачевной образовательной обстановке и всём нашем положительном экстернатском опыте нам в экстернате отказали.
      После того как я в январе написала заявление принять на экстернат в ужгородскую русскоязычную школу №3 (закончить год по той же программе и на том языке, на каком его и начали), заявление и другие наши документы взяла директор при участии зам.зав.гороно (кажется, преподающей в той же школе), потом карантин, каникулы и т.п., и в марте месяце нам выдали бумагу из гороно с формулировкой «основания для обучения ребенка на экстернате отсутствуют». Казалось, нам все карты в руки: и родители магистры-кандидаты наук, и опыт экстерната, и успеваемость в среднем 11 баллов из 12, и удаленность проживания, но нет, бюрократия уперлась рогом. Доводы зам.зав.гороно (той же самой, что принимала заявление!) были самые дикие: для экстерната надо чтобы по всем предметам 12 баллов, не бывает чтоб ребенок без коллектива, заканчивайте год в венгерской школе – дети язык быстро схватывают… И по «Положению про экстернат» заявления принимают до 1 марта, а оно уже прошло. И единственное, что гороно предлагало – индивидуальный план обучения, для которого кучу справок, начиная с медицинских (о-боже-вы-без-прививок!), и ездить в школу в Ужгород трижды в неделю, каждый раз тратя на поездку целый день. Быстренько рассудив, что работать, управляться с хозяйством, заниматься с детьми (еще же и младший ребенок) и одновременно как-то возить в Ужгород в школу ну никак не получится, мы решили вернуться в родные пенаты. Конечно, не только школа подтолкнула к такому решению, но ее роль в этом велика.
      На следующий день после возвращения нас приняли в родном гороно с большим удивлением и теплотой, были потрясены ужгородским беззаконием и спросили, почему же мы там не боролись и не отстаивали свое законное право так же, как и здесь, где мы были первопроходцами экстерната. И в самом деле, почему? Просто бороться и, скорее всего, дойти в этой борьбе до Киева не хватило бы сил, вот просто и морально, и физически это было нереально. И поскольку в «Положении про экстернат» написано, что прием заявлений «как правило до 1 марта», нас в середине марта зачислили на экстернат в ту же школу, где мы и были 5 месяцев назад, и где учится теперь уже 2 моих ребенка. Буду до конца жизни благодарна нашей зам.зав.гороно за понимание и человечность, а ужгородским – соответственно.
Для Сили большим горем было расставание с венгерскими детьми, с которыми она подружилась. Да, Силя же ходила в воскресную школу (это для сельских детей было единственным культурным развлечением, там пели песни, учили стишки, которые Силя запоминала едва ли не быстрее венгерских детей, хоть и понимала совсем мало). Народный ансамбль тоже был ей очень по душе (она из всех песен больше всего любит народные – как никто в семье), но и в свой хор и изостудию вернулась с радостью. Был небольшой момент протеста «не хочу английский, хочу венгерский», но постепенно это прошло. Венгерским дома продолжили заниматься. По сути, к аттестациям за 2-е полугодие 5-го класса мы готовились меньше двух месяцев (в Закарпатье тоже занимались, но мало). Что и говорить, Технологии и ИЗО осиливали вдвоем, куда деваться. Если в нач. школе обходились показом картинок из изостудии, то теперь пришлось все по программе, кажется рисовали 18 картинок, фух. Все сдали успешно.
Tags: 5-8 класс, Украина, домашнее обучение, личный опыт, экстернат, юридический вопрос
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments