manmarensya (manmarensya) wrote in freeedu,
manmarensya
manmarensya
freeedu

Category:

PBH: лето в старом стиле.

Сейчас ни разу не лето :), тем не менее полезно прочитать о том, что могли бы получить наши дети от лета, каникул и от более свободной (=менее организованной жизни).

http://project-based-homeschooling.com/camp-creek-blog/intellectual-benefits-real-old-fashioned-summer
Плюсы лета, проведенного в стиле прошлого века.
Автор: Лори Пикерт

Когда я была ребенком, всё было иначе.
У нас не было видео игр, у нас не было компьютеров, не было спутникового телевидения.
Когда наступало лето, мы надевали шорты (перешитых из прошлогодних джинсов), футболку и бежали на улицу.
Наши руки всегда были грязными от пойманных лягушек, собранных ягод, щепок или ржавых гвоздей.
Всё лето было наполнено продолжительными, всепоглощающими проектами. Проектами, которые забирали всё наше время и энергию от заката до рассвета. Например, нам надо было выкопать по-настоящему огромную яму. Или нам надо было вытащить кучу ржавых гвоздей из старых досок, чтобы построить крепость или дом на дереве.
Мы проводили целые недели, решая как поймать раков при помощи сломанного пластикового ведра и куска хотдога в качестве приманки. Ни одна мама не бежала фотографировать нас, чтобы разместить картинку в Pinterest о том, как сделать ловушку для раков, а затем перейти к лекции о биологии и загрязнении окружающей среды. Мы просто ловили их, изучали, играли, даже давали им имя, смотрели, как раки ползают по траве, пытались кормит их, и затем, если наше любопытство оставляло их в живых, выпускали обратно в воду. Никто собственно и не знал о том, что мы ловили раков.
Мы ходили купаться, но никто из детей не ходил в плавательную секцию. Мы играли в бейсбол, но никто не занимался им профессионально.
Что же изменилось.
Это не только количество экранов, не только Майнкрафт, мультфильмы или комиксы.
Это свобода.
Свобода не только в том, что мы могли бегать где угодно, но и в том, чтобы не быть под зорким глазом родителей с утра до вечера – свобода быть просто ребенком, когда никто не считал важным выяснять, чем же мы были заняты целый день.
Свобода следовать своей идее (выкопать самую большую яму в мире), поддержка у друзей (принеси свои песочные лопатки, встречаемся после завтрака), решение проблем (принеси машинку брата, чтобы увезти все эти камни), лидерство и сотрудничество (это была моя идея, если тебе не нравится, иди копай в другое место), опыт и удовлетворение от полученного результата (это была по-настоящему большая яма).
Никто не интересовался, чем мы заняты, никто не говорил: «думаю, что копание ямы в грязи – это не самое лучшее времяпровождение» или «как вы можете играть в Монополию семь дней подряд по девять часов?»
Если бы у нас был Майнкрафт, мы бы играли в него, а не в Монополию.
Как же мы можем организовать своим детям лето в старом стиле, как было у нас в детстве?
Речь пойдет не о том, чтобы устраивать пикники или самим мастерить летающих змеев. Речь пойдет о свободе!

Оставьте их в покое.
Позвольте им самим отвечать за своё время.
Позвольте им иметь собственные идеи.
Дайте им много незапланированного времени, дайте им дни, дайте им недели.
Позвольте им погрузиться в любую тему, интересующую их, делать всё то, что им хочется.
Вы можете найти миллион милых поделок в Пинтересте и приготовить материалы для детей – в результате дети привыкают к тому, что на них выливается поток развлечений и отвыкают развлекать себя сами.
Вы можете составить идеальное расписание для своего ребенка, где подвижные игры сменяются творчеством, играми на улицами и занятиями языком - в результате можно получить ребенка, который не знает, что такое отвечать за самого себя и что надо сделать, чтобы самому добиться результата.
Когда мы говорим детям: «ты уже достаточно занимался этим, иди займись чем-то ещё», это означает, что мы считаем их интерес менее важным, и что их внимание и концентрация не считаются ценными. Когда мы планируем всё их время, у них нет возможности учиться наполнять его самостоятельно.
Самым лучшим в старом добром лете было то, сколько пространства мы имели для собственного роста, для своих идей, упорной работы, для свободы от постоянного внимания со стороны взрослых. Есть вещи, которым вы можете научиться только в атмосфере свободы и не можете научиться в специально организованной среде. Не всегда нужно искать ответы в литературе, истории, науках, иногда надо уметь спрашивать и слушать самого себя.
Основная разница между летом моего детства и современным летом заключается даже не в том, что именно хотят делать дети. Раньше дети сами отвечали за своё лето, а также они отвечали за самих себя. Теперь они пассивно воспринимают чьи-то идеи, они как пассажиры на заднем сидении, которых куда-то везут, чтобы заняться тем, чем кто-то решил, что им будет полезно. Лето - это было время, когда дети вырывались из под контроля взрослых, сверкая голыми коленками, они создавали собственные миры. Теперь же они переходят с одного занятия на другое, от одного взрослого к другому.
Если вы хотите, чтобы ребенок оценил всю прелесть лета, забудьте о всем, что лежит на поверхности – занятия, игрушки, велосипеды – дайте ребенку главный подарок – свободу!
Дайте свободу и самим себе.
Отпустите ваши великие ожидание, вздохните и вспомните, что летом не обязательно думать о будущей карьере ваших детей. Позвольте себе лениться, пейте лимонад, сидите в тени, читайте книгу. Вычеркните 90% того, что вы планировали на лето и наслаждайтесь оставшимися 10%. Забудьте про чувство вины. Лето – это отдых от всего остального года, а не просто его продолжение. Свободные дни и отсутствие ожиданий – вот, чего стоит ждать.

Tags: международный опыт, проект, теория
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments