manmarensya (manmarensya) wrote in freeedu,
manmarensya
manmarensya
freeedu

Category:

PBH - Повозка за лошадью - кто владеет проектом.

http://project-based-homeschooling.com/camp-creek-blog/keeping-cart-behind-horse

Повозка за лошадью, а не наоборот
Автор: Лори Пикерт
Вопрос от читателя блога Лори:
Вы отвечаете на многие вопросы, но у меня есть ещё: моя дочь обожает собирать камни. Стоит ли мне упомянуть ей о том, что в Музее Естественной истории есть прекрасная коллекция минералов?

Лори: Если ваша цель заключается в том, чтобы ребенок прошел весь путь обучения - от первоначального интереса до уровня, когда он может обучать других, ему нужно достаточное количество времени, чтобы постепенно продвигаться от этого начального этапа.

Безусловно, ваш ум скачет вперед, к прекрасным возможностям, таким как посещение музея.
Запишите это, чтобы не забыть, но пока оставьте идею при себе.

Представьте, ваш ребенок увлечен постройкой домика из картона, он трудится над ним. Вы заходите в комнату, наблюдаете за ребенком и говорите: «Для лестниц тебе надо взять вот это, старые журналы могут послужить ковриками и картинами, а из этих катушек можно сделать мебель…». В зависимости от темперамента ребенка и его настроения в данный момент, ваши предложения могут быть восприняты позитивно и вдохновить его на дальнейшую работу, однако, может случиться и так, что интерес будет убит на корню. В любом случае, вспомните о том, чей это проект? Ваши дети должны знать, что вы поможете им, если они попросят, предоставите все необходимые материалы, но не перехватите флаг лидерства в самом проекте. Контроль должен оставаться у них. Всё, что вы делаете за детей, лишает их возможности сделать это самим – включая этап идей и построения взаимосвязей. Конечно, вы можете всё сделать быстрее, конечно, вы полны прекрасных идей! Запишите ваши идеи, и позже, когда проект будет в разгаре, вы можете озвучить их. Но дайте своему ребенку шанс самому пройти свой путь – возможно, медленнее, окружным путем, но самому.

Другая аналогия – представьте, 3-летний ребенок ищет шоколадки на Пасху. Скорее всего вы не будете показывать все секретные местечки сразу. Ведь ребенку это не понравится. С другой стороны, если он ищет долго и упорно, но ничего не находит, начинает расстраиваться и раздражаться, небольшая подсказка или наводящий вопрос поможет вернуться к радостному поиску. Это трудный баланс и тонкая грань. Старайтесь помогать меньше в самом начале, вы всегда сможете помочь больше потом.

Ваша цель – позволить ребенку работать независимо, следуя собственным идеям. Конечно, вы можете запланировать всестороннее изучение темы и разобрать её вместе, но это не совсем то, что мы делаем. Мы планируем по ходу проекта, а не вперед. Мы наблюдаем, к чему приходит ребенок, через определенный промежуток времени, позволяя его работе принимать собственную форму, свободную от заранее предложенных идей.

Вместо того, чтобы делать прямые предложения о том, куда можно сходить, чтобы посмотреть на минералы, начните разговор с вопросов: «Как ты думаешь, где мы можем больше узнать о минералах? Куда бы мы могли сходить? С кем бы мы могли поговорить?». Запишите все мысли, которые озвучит ваш ребенок и начните их выполнять. Возможно, в какой-то момент, ваш ребенок сам догадается пойти в музей или подчерпнет эту идею где-то ещё, но эту уже будет его собственное открытие. Чем больше они владеют своей работой, своим проектом, тем больше они узнают, и тем больше гордости и удовольствия даст им сам проект.


Комментарии Лори:
Интерес ребенка очень-очень легко загубить излишним энтузиазмом со стороны взрослого. Я привожу аналогию с маленьким костерком – чтобы огонь разгорелся, в него надо подкладывать сухую траву, затем маленькие веточки, а не сразу целые бревна, иначе он просто потухнет.
Мы хотим, чтобы дети добивались успехов в решении проблем, но начинаем вмешиваться ещё до того, как они сформулируют саму задачу.
Ещё мы хотим, чтобы дети умели делать правильный выбор, особенно в подростковом возрасте.., однако мы едва ли разрешаем ли делать хоть какой-то выбор. Когда они выбирают «неправильно» (например, соединить две деревянные палочки на скотч), мы вмешиваемся и говорим, что так не получится, вместо того, чтобы позволить детям убедиться в этом самим. Чтобы научиться делать выбор, надо развивать этот навык.
Родителям, которые очень хотят научить чему-то своих детей, я советую выбрать область интересов, не пересекающуюся с тем, чем занят ребенок – вязание, кулинария, садоводство, работы по дереву, история битв и сражений – и «учить» детей этому – рассказывать о своем увлечении, достижениях, при этом позволяя ребенку владеть «собственными» проектами.
Tags: международный опыт, проект, теория
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments