lubasha_2009 (lubasha_2009) wrote in freeedu,
lubasha_2009
lubasha_2009
freeedu

Category:

Сложности в обучении. Что с ними делать?

Продолжаю читать Плигина «Познавательные стратегии школьников».
Теперь о возможных путях решения проблем в области мотивации, владения базовыми понятиями и умения учиться.
Мотивация (хочу):
- признание личности ученика со стороны учителя
- сенсорное определение целей обучения
- обеспечение формулировок целей в терминах результата
- согласованность целей учеников и педагогов
- широкое задействование ценностей в обучении
- использование многоуровневой мотивации (эмоции, цели, ценности, убеждения, Я-концепция)
- развитие структуры качественной оценки
- поощрение инициативности детей
- обеспечение различных познавательных позиций
- развитие демократичности взаимодействия
- приближение школьных знаний к решению повседневных задач ребенка
- разработка учебных текстов и дидактических материалов, соответствующих внутреннему содержанию мира ребенка
- уменьшение объемов домашних заданий и снижение перегрузки
- создание ситуаций успеха и возможностей проявить свои таланты
- поощрение любых попыток самостоятельно выдвигать гипотезы и проверять их состоятельность
- развитие тренингов коммуникативной компетентности
- создание ситуаций самореализации (особенно через смену ролей: автор, оппонент ,исследователь и т.п.)
- обеспечение баланса монолога, диалога и полилога.


Владение базовыми понятиями (понимаю):
- снижение количества теоретического материала в отрыве от сенсорной опоры
- создание условий для проявления житейских понятий перед усвоением научных
- осмысленная работа с учебными текстами ,определениями понятий, правилами, теоремами ,формулировками, и т.д.)
- учет личностных смыслов в обучении
- учет языка детства в обучении
- согласованное изучение базовых понятий в различных областях знаний
- обеспечение системой взаимосвязанности теоретических знаний внутри школьных предметов
- согласование внутренней логики познания ребенка с логикой изложения теоретического материала
- реализация продуктивных форм обучения и ориентир на эвристику и рефлексию
- введение в школьную программу обучение законам формальной логики и «неклассической логики»
- обеспечение практики самостоятельного обобщения фактов до уровня закономерностей и законов
- личное открытие базовых законов и правил
- снижение перегруженности учебных материалов сложными терминами
- введение практически организации проектной и исследовательской деятельности.


Умение учиться (знаю как):
- развитие умений абстрагирования и категоризации
- развитие умения построения суждений и умозаключений
- развитие различных способностей
- обеспечение рефлексии процесса учебной деятельности
- введение качественной рефлексии результатов учебной деятельности
- придание ошибке статуса нормы развития навыков
- создание условий для реализации проб и ошибок
- расширенное обучение различным способам создания моделей, семантических когнитивных карт ,схем, графов, таблиц и т.п.
- развитие стратегий определения понятий, чтения учебного текста, освоения правил и законов
- обучение выдвижению гипотез и построению аргументации
- обеспечение поиска различных способов решения задач
- развитие стратегий выполнения упражнений, подготовки рефератов, выполнения ДЗ, КР, построения устного ответа
- развитие стратегий создания творческой работы, выполненеи проекта построения исследования
- развитие базовых специальных познавательных стратегий
- развитие умений самокорректировки
- согласование познавательного стимула ребенка с обучающим стилем учителя
Элективная дифференциация
- разработка и внедрение надпредметных курсов и курсов «Учись учиться»
- разработка четких критериев развивающего компонента технологии
- обучение педагогов моделированию образовательных технологий
- разработка образовательных технологий, обучабщих учению.


Нам кажется, что решение проблем обучения стоит начинать с развития умения учиться. Оно является определяющим фактором решения всего комплекса сложностей.
Если ребенок хорошо понимает учебный материал и знает, как организовать свои действия, то его ожидает ситуация успеха. А успех, как известно, приумножает сам себя. Тогда и нет причин лениться. Мифологизация ученической лени сама по себе является ключевой проблемой психолого-педагогической помощи. Что скрывается за ленью? Наши исследования показывают, что в 70% случаев вполне смышленый ученик не выполняет ДЗ потому, что его пугает объем, он не понимает текста и самой задачи, ему непонятно то ,как он должен организовать свои действия. А остальные 30% приходится на отвлекающие факторы удовольствий (кино ,компьютер ,погулять и т.д.). Да и они, по большей части, объясняются неумением организовать свое время, школьными перегрузками либо уже ставшей хронической потерей интереса к знаниям по все тем же причинам.
Подробный же миф существует и вокруг отсутствия способностей: чаще всего проблема заключается в отсутствии четких рекомендаций, что и как следует делать, в отсутствии управления процессом деятельности.

Вначале полезно четко для конкретного ребенка определиться с тем ,что происходит сейчас и в чем состоят трудности. Их подробный анализ позволит определить тип взаимодействия с ребенком, направление на преодоление этих сложностей.

Таким образом, раскрытие механизмов познания, способов обучения, общеучебных и специальных познавательных стратегий могут существенно повлиять на умение учиться, развить познавательные способности ,привести детей к осознанному и заинтересованному овладению процессом получения знаний и их базовым содержанием.
Tags: книги, статьи, теория
Subscribe

  • Система оценок ЦОДИВ VS лицей Битнера. Еще варианты?

    Доброго дня. Слов будет много, ибо накипело. Возможно, мне нужен совет: успокоится; смириться и забить; подобрать другую школу. Дано: двое детей на…

  • Что-то такое в воздухе...

    Что-то часто в последнее время стали попадаться какие-то непонятные моменты, связанные с СО. То ситуация у Битнера, вроде бы и нестрашно, а осадок…

  • Наш 4-й класс на экстернате

    Продолжение, «предыдущая серия» здесь. Может быть, у нас получилось бы и в этот раз закончить 2 класса за год, набрали скорость, так…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Система оценок ЦОДИВ VS лицей Битнера. Еще варианты?

    Доброго дня. Слов будет много, ибо накипело. Возможно, мне нужен совет: успокоится; смириться и забить; подобрать другую школу. Дано: двое детей на…

  • Что-то такое в воздухе...

    Что-то часто в последнее время стали попадаться какие-то непонятные моменты, связанные с СО. То ситуация у Битнера, вроде бы и нестрашно, а осадок…

  • Наш 4-й класс на экстернате

    Продолжение, «предыдущая серия» здесь. Может быть, у нас получилось бы и в этот раз закончить 2 класса за год, набрали скорость, так…