Valerie (vitandval) wrote in freeedu,
Valerie
vitandval
freeedu

Categories:

Из рассылки В.Леви "Конкретная психология": Memento Puerum

"Здравствуйте, друзья. Давно уж толкает ваш покорный слуга идею нон-стопного Новогодья и перманентного Дня Рождения и пытается по мере возможностей претворять это безумие в жизнь. А у душевно здорового, еще не задолбанного (семьей, детсадом, школой и всем сопутствующим и дальнейшим) ребенка это происходит само собой – праздник обновления, праздник жизни, естественный и непрерывный.

Что до календарных новых годов, то таковых у нас числится два. Новый год основной – праздник кругового начала всего и вся, праздник праздников и святое безделье. И новый учебный, с неизбежностью наступающий после сезона каникул – праздник пришествия долгожданных будней (эх, если б подольше их еще подождать...), торжественная встреча госпожи обязаловки, ее святейшества скуки. Как вспомнишь, сколько маленького и юного, а с ним и большого и не юного народу будет опять до лета с недолгими перерывами протирать штаны, дышать духотой, сумасшедше авралить и заячьи мандражить на экзаменах, набивать голову всякой фигней неизвестно ради чего, а самые нужные для жизни и для души навыки и знания получать все меньше или не получать вовсе... Как мучились мои школьные и институтские друзья, как мучился сам, сколько здоровья зазря потрачено...
(Жена: "Каким бы ты был умным, если бы не этот детский сад". Потом добавила: "И каким хорошим человеком, если бы не эти школьные травмы".)

Ради чего (м)учились – не понимали мы, не понимают наши дети и не поймут внуки. Десятилетия спустя мы этого тоже не поняли (кому-то лишь удалось уговорить себя, будто понял) – этого и не понять, потому что очень давно нет в массовом воспитании и образовании внятного разуму и душе "зачем" – вдохновляющего смысла. Хреново, очень хреново обстоят в социуме дела с мотивацией к настоящему учению, настоящей образованности, настоящей культуре. Социум полагает, что ему это не нужно, социум не понимает и не хочет понимать, как позарез ему это нужно. Системе управления социумом нужны рабы и функционеры. Система работает на себя, а не на человека, да и на себя – из рук вон, потому что мотивации-то хреновые.

Зачем садик, чего ради школа? Ради общего развития? При желании можно и без садика, и без школы, у себя дома развиться интересно и плодотворно, тем паче при нынешних средствах связи и информации. Великого космического гения России и человечества Константина Циолковского выгнали из третьего класса гимназии, сочтя умственно неполноценным, – дальше учился он только сам.

Зачем нежные, свежие, чудесные, подарочные рассветные годы отдавать четырем стенам, тесной парте, бессмысленным урокам, набиванию извилин горами ненужностей, оценочному террору, вынужденному общению с кем попало, грубому психологическому невежеству несчастных полунищих учителей?.. Ради некоей общеразмытой социализации? Ради справок, аттестатов, дипломов, сертификатов? – бумажек, проходных корочек в какие-то дальнейшие карьерно-финансовые коридоры? А это – зачем?

Каждый проходящий сквозь учебную мозгорубку образует или не образует свое "зачем" только собственной жизнью. Раньше или позже – кто создает себе смысл, кто выдумывает, кто находит и теряет, кто не находит, кто и не ищет...

Нет, слава Богу, далеко не все черно, не все плохо. Как пел Визбор – дороги трудны, но хуже без дорог. Первые тренинги реальных отношений со внесемейной средой, первые уроки соперничества и сотрудничества, зависти и великодушия, вражды и приязни, подлости и благородства, садизма и человечности... Первые дружбы, первые любови (равно, конечно, как и первые сигареты и первые наркотики) – все это начинается там, в казенных стенах, дома этого не найти, разве что через интернет. Если вдруг в одночасье не станет ни детских садов, ни школ, ни институтов – что для детей останется? Дворы, улицы и компьютеры. Ну, клубы, секции какие-нибудь. И опять же наркотики.

Кто-то из ребят на образовательных дорогах попадает в заторы и аварии, кто-то сам всем мешает и сам для себя проблема. А люди всюду и всегда очень разные. Бывают и приличные, и хорошие, и прекрасные, драгоценные садовские воспитатели, школьные учителя и институтские преподаватели, и мне есть кого благодарно вспомнить, и детям моим на учителей, т-т-т, везет – это счастье с большим запасом...

В родительстве, как ни в каком ином деле и случае, важна ясность мотиваций. Всякий ли из нас искренне отдает себе отчет, понимает без самообманов – почему и зачем передоверяет ребенка чужим людям – няням, воспитателям, учителям? Осознанно ли идет на риски таких решений?

Признаемся начистоту: в садики, школы и институты мы, родители, отдаем, устраиваем и пристраиваем своих чад прежде и более всего затем, чтобы с тупой покорностью выполнить навязанный нам системно-социумный сценарий. Чтобы освободить себя от чувства вины за нежелание, неспособность или обстоятельственную невозможность учить и воспитывать детей своими силами, своим умом и своим примером, вместе искать жизненные дороги... Одни хотели бы и могли бы – да вынуждены пахать, сил и времени на кровинушек не остается; другие пахать не вынуждены, но заниматься детьми не хотят, не любят или боятся; третьи рады бы, да не умеют, не хватает ни сил, ни ума. Те же весьма редкие из нас, кто и хочет, и может понимаючи учить своих детей сам, – делают это несравнимо лучше всяких заведений – если не по узким специализациям, то в общих первоосновах. Моцарта учил его собственный папа.

...Отчего же при всех отрезвляющих соображениях так неизгонимо это чувство грядущего праздника перед сентябрем, некоего новогодья? Рефлекс, массовое внушение?.. Вот и меня детски волнует, что сын мой Данька – семь лет ему как раз во вторник исполнилось – пойдет в первый класс. Отдаю его в школу с глуповатой радостью на поверхности души и со знающей грустью, поглубже спрятанной. Другого, внешкольного или иношкольного варианта у нас нет, и явной надобности в этих обходных путях пока что не ощущается – парень шустрый, сообразительный, коммуникабельный, экстраверт. Школа неплохая, учительница понравилась. Главная забота одна – чтобы школьничество причинило как можно меньше вреда здоровью, телесному и душевному. Прочее, верить хочу – образуется..."

Источник: http://www.levi.ru/subscribe/169.html
Tags: за или против?, мысли, печатные материалы, ссылки, статьи
Subscribe

  • ЦОДИВ 4 класс модули на выбор.

    Здравствуйте. Вопрос такой: 4 класс, ЦОДИВ. В тестах и аттестациях такие предметы: # Основы религиозных культур и светской этики( модуль по выборк)…

  • Графический дизайн

    Добрый день. Ребенок увлекается рисованием(12лет). Хочется ребенку попробовать себя в графическом дизайне, в сети много онлайн курсов, может у…

  • (no subject)

    Всем доброго. У меня пока теоретический вопрос, с вероятной практической реализацией. Есть детка, учится в 3-м классе, пока все ходят в школу на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

  • ЦОДИВ 4 класс модули на выбор.

    Здравствуйте. Вопрос такой: 4 класс, ЦОДИВ. В тестах и аттестациях такие предметы: # Основы религиозных культур и светской этики( модуль по выборк)…

  • Графический дизайн

    Добрый день. Ребенок увлекается рисованием(12лет). Хочется ребенку попробовать себя в графическом дизайне, в сети много онлайн курсов, может у…

  • (no subject)

    Всем доброго. У меня пока теоретический вопрос, с вероятной практической реализацией. Есть детка, учится в 3-м классе, пока все ходят в школу на…