L'Inconnue (li_nconnue) wrote in freeedu,
L'Inconnue
li_nconnue
freeedu

Category:

"Против Школы" Джон Тэйлор Гатто - 2


Продолжение, начало здесь.
Продолжение здесь.


Действительно ли мы нуждаемся в школе? Я не имею в виду образование, а всего лишь принудительное обучение: по шесть уроков в день, пять дней в неделю, девять месяцев в году, в течение двенадцати лет. На самом ли деле этот заведенный порядок так уж необходим? И если он нужен, то для чего? Не надо прикрываться необходимостью в обучении чтению, письму, арифметике в качестве объяснения причины, потому что 2 миллиона счастливых хоумскулеров (в Америке) уже опровергли это банальное оправдание. Даже если бы  не было хоумскулеров, значительное  количество известных американцев никогда не проходило через двенадцатилетнее принудительное обучение , через  которое в настоящее время проходят наши дети, и с ними все было в порядке. Джордж Вашингтон, Бенджамин Франклин, Томас Джефферсон, Авраам Линкольн? Конечно же  их кто-то обучал, что и говорить, но они не были продуктом школьной системы и ни один из них не закончил когда-либо  средней школы.

На протяжении большей  части американской истории, дети, как правило, не ходили в среднюю школу, тем не менее без всякого школьного образования, они смогли стать такими адмиралами, как Фарагут; изобретателями  как Эдисон; промышленными магнатами как Карнеги и Рокфеллер; писателями  как Мелвилл, Твен и Конрад  и даже учеными, как Маргарет Мид. Фактически, до совсем недавнего времени люди, которые достигли возраста тринадцати лет, вообще не считались детьми. Ариэль Дурэнт, которая написала совместно со своим мужем Уиллом огромную и очень хорошую, многотомную историю мира, вышла замуж в пятнадцать лет, и кому придет в голову утверждать, что Ариэль Дурэнт была необразованным человеком? Возможно «не обученной», но весьма образованной.
Нас учили в школе, что в этой стране «успех», если не является синонимом,то уж по-крайней мере сильно зависит от «школьного обучения», но исторически это неверно ни в интеллектуальном ни в финансовом смысле. И множество людей во всем мире сегодня находит способ научиться чему-либо, не обращаясь к системе обязательного среднего образования, которая слишком часто напоминает тюрьму. Почему же тогда американцы путают образование со всего лишь  системой? Что именно является предназначением наших государственных школ?

Массовое обучение принудительного характера появилось в  Соединенных Штатах между 1905 и 1915, хотя оно  было задумано намного раньше и активно навязывалось в течение большей части девятнадцатого века. Причины для этого огромного переворота в семейной жизни и в культурных традициях, приводились примерно следующие:

1) Чтобы воспитать хороших людей.
2) Чтобы воспитать добропорядочных граждан.
3) Чтобы позволить каждому человеку достичь своего личного потенциала.

Эти цели все еще регулярно декларируются сегодня  и большинство из нас принимает их, в той или иной степени, как вполне подходящее определение миссии государственного образования, вне зависимости от того,  как в действительности далеки школы от достижения этих целей. Но мы глубоко заблуждаемся.  Обнаружить нашу ошибку может помочь тот факт, что наша  национальная литература содержит многочисленные и удивительно последовательные определения истинной цели обязательного обучения. У нас есть, например, великий Х. Л. Менкен, который написал в «Американском Меркурии» за апрель 1924 года, что цель государственного образования заключается не в том, чтобы

«наполнить молодёжь знанием и пробудить их ум.... Ничто не может быть далее от правды. Цель... состоит в том, чтобы просто привести  как можно больше  людей  к одному и тому же  безопасному уровню, чтобы растить и обучать стандартизированное население, подавить инакомыслие и оригинальность. Это -  цель обязательного образования в Соединенных Штатах... а так же и во всех остальных странах.»

Из-за репутации Менкена  как сатирика,  мы могли бы испытать желание не воспринимать всерьез  этот отрывок, как имеющий  долю  гиперболического сарказма. Его статья, однако, прослеживает шаблон для нашей собственной образовательной системы назад , к теперь уже  исчезнувшему, хотя и незабываемому, военному государству Пруссия. И хотя он, конечно же, знал об иронии того, что мы недавно находились в состоянии войны с Германией, последователь прусской мысли и культуры, Менкен был здесь совершенно серьезен. Наша образовательная система действительно является прусской по происхождению и это на самом деле может быть  поводом для беспокойства.

Tags: Джон Тэйлор Гатто, анскулинг, будущее образования, за или против?, международный опыт, свободное образование, современная школа, статьи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments