Nastassja Shumikhina (u_ksa_re) wrote in freeedu,
Nastassja Shumikhina
u_ksa_re
freeedu

Categories:

Интервью о домашнем обучении. Часть 4

Забыла про интервью. Предпоследняя часть:
часть 1.
часть 2.
часть 3.

-ВЫ работаете на дому? Много времени проводите с детьми?    

Моя работа требует подготовки дома. Я выезжаю дать своего рода представление; сценарий, разучивание текста, репетиция, режиссерская работа, также вся организационная работа- все это делается дома. Я работаю ведущей детско-родительских игровых студий. Тем не менее, сам выезд для проведения групп-занимает немало времени.

С детьми я провожу достаточно времени, чтобы чувствовать себя спокойной. Я бы хотела больше, но обстоятельства таковы, что мне необходимо отсутствовать, чтобы прокормить семью. Все оставшееся время я планирую таким образом, чтобы была возможность побыть с детьми-и поучить их и поиграть с ними и отвезти их на кружки. А еще просто пожить друг рядом с другом, просто побыть.  Для меня это показатель сытости детей и моей тоже-нам хватает общения и мы спокойны друг за друга. Таким образом каждый из нас может заниматься своими делами и реализовываться в той области, в которой хочет и для которой нужно ощущение безопасности, хотя бы чтобы начать, рискнуть.

-Вы принадлежите к каким-нибудь клубам взаимопомощи хоумскулеров?

Я не знаю можно ли назвать посещения моих детей хоумскулерского клуба  тем что мы к ним принадлежим. В контексте принадлежности как в партии-нет, этого нет. Дети посещают клуб, в котором собрано много возможностей для интересного времяпровождения и обучения ненавязчивого. Здесь и занятия наукой и походы по музеям и анимация, рукоделие, с этого года-жонглирование, спортивные игры и йога, я сама веду там игровую фольклорную. Мне нравится что там собираются дети, похожие на моих тем что они тоже учатся дома. Кто-то считает это разделением, пренебрежением к школьникам. Я не считаю так. Мои дети хорошо общаются со всеми и у них есть друзья школьники. Но почему бы им не дружить с теми, кто так во многом похож? Образом жизни, возможностью собираться по утрам и вообще в любое время, а не когда в школе уроки закончатся? Мне нравится что они ,благодаря клубу, имеют меньше шансов почувствовать себя белыми воронами и комплексовать по этому поводу. Это такой важный вклад в мировоззрение, которое я бы хотела чтобы у детей формировалось-привычность феномена хоумскулерства. Частое общение с домашниками помогло им относиться к факту домашнего обучения спокойно, обыденно. Теперь, когда детей спрашивают во дворе почему один из них учится дома, а другой не посещает детский сад-они могут спокойно ответить :» Это просто, нам нравится, мы таких еще много знаем.» Их нельзя уязвить тем, что они какие-то не такие.

-Если бы сейчас ребенок пошел в школу, от чего Вам пришлось бы отказаться?

Мне трудно даже вообразить ответ на этот вопрос. Я могу представить это только с одним условием-нас бы вынудили это сделать, заставили. Я думаю что впервую очередь пришлось бы отказаться от надежд на тот минимум свободы, который дает возможность домашнего обучения.  Это было бы самое страшное. Остальное уже даже не так важно, наверное.

Вместе с этой свободой я бы потеряла многое. Радоваться каждый день что дети могут вставать тогда когда их организм посчитал нужным проснуться. Я бы потеряла возможность ощущать облегчение по поводу того что мне не надо быть тираном и будить их. Мне бы пришлось самой вставать, а для меня ранние вставания-подобны страшным мукам. Я была совой всегда, с самого детства, вместе с детским садом и школой, всего-я вытерпела 15 лет ужасных пыток-ежедневних подъемов утренних. Сейчас я встаю на работу несколько раз в неделю рано утром. Это уже мой выбор. Осознанный выбор. И я добровольно иду на это. Но знать что надо делать это всем-не просто спокойно встать и в пижаме всем вместе готовить блины на завтрак, позволить себе перед этим завтраком даже сходить в магазин за джемом, потом с наслаждением есть и планировать спокойно день, смеясь и улыбаясь, а встать и думать только о том как бы прийти вовремя, ненавидеть всех за потерянные в последнюю минуту ключи или мобильник или дневник или линейку..для меня это не жизнь, а каторга. Мой младший сын-он тоже сова. И он спит долго. И я бы себя чувствовала ужасной матерью, если бы лишила его возможности вставать вовремя, в его время.

Я думаю я могу бесконечно перечислять, настолько эта свобода пронзает все..потерять совместные завтраки, приготовление их, обеды, домашнюю еду, помощь по дому своих детей в том количестве, какая есть когда они не в школе..потерять возможности читать, играть, гулять по вдохновению и в таком количестве..потерять столько времени и трудов ,направленных на то чтобы мальчики думали своей головой…мальчики не смогли бы общаться друг с другом так много как они это делают, дружить.. еще, чтобы в школе их учили ходить и сидеть и говорить по указке, учить то что заставляют, а не то что хочется, отвечать как заготовлено, а не то что думаешь..для меня очевидно что мы бы потеряли все, чем я так горжусь и что ценю.

Главное для меня в этой жизни-свобода, и если у меня забрать этот намек на свободу-возможность хоумскулить-мне не нужно будет ничего. С этим будет потеряно все. Свобода-это воздух которым я дышу. Заберите у меня свободу-и вы перекроете мне кислород. Так что бессмысленно перечислять последствия. Достаточно и одного факта.

-От чего отказаться было бы труднее всего?

От мысли что я и мои дети-не рабы. От мысли что рабовладельческий строй еще и не думал уходить в прошлое.

-А что бы вы в этом случае приобрели?

Приобрели бы чувство нереализованности, детские сколиозы, близорукость, неврозы, зашкаливающее чувства соперничества, раннюю просвещенность в вопросах секса, отчужденность-я думаю, все как у всех. Все как у людей, да.

-У детей уже есть какие-то профессиональные предпочтения? Увлечения?

У детей очень много увлечений совершенно разного характера. Старший более склонен к точным наукам, он любит все изучать, он прекрасный логик, постоянно что-то конструирует и чертит чертежи. В смысле профессии-я думаю, он стремится к чему-то, где нужна будет исследовательская деятельность и возможность создавать собственные конструкции. Я пока не знаю что это. Еще пока поле обширно. Сам он говорит что мечтает быть изобретателем. Я могу только поддержать его-отличная идея. Младший более плавный в плане интересов. Он любит рисовать, любит музыку, в общем, любит все по-немногу. Но я пока не увидела особых, ярких предпочтений. Я думаю он определится в будущем.

-Как Вы решаете вечную проблему «социализации» (в смысле общения со сверстниками)?

У нас нет такой проблемы. Дети посещают клуб 1-3 раза в неделю и проводят там часа по четыре, там много детей.  Также они имеют возможность гулять со своими друзьями –школьниками, подстраиваться под них. Гулять с теми, когда они закончат учебу. Также есть дети моих друзей-мы общаемся и дети дружат. Общения предостаточно.

-Дети не «просятся» в школу?
 

Старший не хотел и не хочет. Младший просится и я подумывала его отдать, чтобы он имел возможность сравнить и выбрать. Но потом, как взрослый человек, я поняла что это нечестный выбор. И даже не выбор вовсе. Для начала ему нужно попробовать поучиться дома, тогда ему будет есть с чем сравнивать. Поэтому я оставляю  его на домашнем обучении как и брата. Еще и потому что не вижу,  чтобы он достаточно созрел, для того чтобы уметь фильтровать  то, что ему вредно и отказываться от этого (тем более в школе нет возможности отказаться от чего бы то ни было), хотя бы внутрь себя не пропускать. Если к средней школе у него останется желание посещать учебное заведение чаще чем раз в полгода-я послушаю и дам добро. Пока я не считаю своего ребенка достаточно взрослым чтобы принимать такие отвественные решения. Я не считаю что в школе безопасная атмосфера.

-Какие трудности возникают в процессе обучения?

Трудностей не много, это интересные трудности, которые преодолеваются в творчестве, в совместных попытках решить их. Главная трудность-заставить себя и ребенка учить то, что в данный момент  учить не интересно. К примеру, я чувствую что к какому-то предмету или теме ребенок начал проявлять интерес, и как мама- знаю, что  если дать немного времени, то этот интерес дозреет до готовности вгрызаться в эту тему с горящими глазами. Но так как мы все обязаны сдавать экзамены по школьной программе, мы к ней привязаны так или иначе. Привязаны к предметам, которые нужно изучать. И горько наблюдать как тухнет блеск в глазах, когда приходится на неготовую платформу наваливать тяжелый груз. Сейчас я тяну время как могу, даю возможность ребенку присмотреться, проявить интерес самостоятельно, даю возможность задать вопрос, а к этому вопросу уже привязываю то, что и без того надо пройти.

Трудно себя заставить учить в срок, учить не ради себя, а ради сдачи, при этом пытаясь все время удерживать в сознании-что учимся для себя. И помнить это.

Бывает трудно сдерживаться и не скатываться на шаблонную позицию учитель-ученик. Эта позиция все разрушает. Она превращает ребенка в пассивное существо, которого насилуют знаниями и от которого еще и ждут благодарности за это. Родителя превращает в монстра и тирана. Дети чувствуют это и сопротивляются. Можно попытаться играть роль клоуна-завлекать ребенка, заинтересовывать. Но здесь я уверена, также можно говорить  о насилии, не таком очевидном, завуалированном, тонком. Это очень важный момент и та грань, преступив которую, родитель помогает ребенку в преступлении против себя. Он учит его не следовать за своими желаниями и интересами, а увлекаться чужими, обманываться , не отстаивать свое мнение и не идти своим путем, не нести в мир что-то новое, свою индивидуальность, а быть потребителем. Послушным, довольным, удовлетворенным чужими идеями.

Здесь важно соблюдать баланс. Как не пропустить момент, когда ребенок готов и просто боится нового, как поддержать его в этот момент и как не увести за собой, не заставить ненароком, а возможно и с добрыми намерениями,  проживать свою жизнь.

Ведь обучение дома-оно тем и прекрасно, что можно создать среду для индивидуального подхода. Нужно это беречь. Беречь уникальность ребенка.


Tags: домашнее образование, домашнее обучение, личный опыт, мысли, участники о себе
Subscribe

  • ЦОДИВ 4 класс модули на выбор.

    Здравствуйте. Вопрос такой: 4 класс, ЦОДИВ. В тестах и аттестациях такие предметы: # Основы религиозных культур и светской этики( модуль по выборк)…

  • перевод

    а если я хочу ребенка из ЦОДИВа первести в другое место для аттестации, то мне надо личное дело забрать и передать? 1-й класс.

  • Цодив и СО

    Здравствуйте, уважаемые сообщники! Сегодня прочитала на сайте Цодива, что семейников они больше не принимают. Они говорят, что комитет по образованию…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • ЦОДИВ 4 класс модули на выбор.

    Здравствуйте. Вопрос такой: 4 класс, ЦОДИВ. В тестах и аттестациях такие предметы: # Основы религиозных культур и светской этики( модуль по выборк)…

  • перевод

    а если я хочу ребенка из ЦОДИВа первести в другое место для аттестации, то мне надо личное дело забрать и передать? 1-й класс.

  • Цодив и СО

    Здравствуйте, уважаемые сообщники! Сегодня прочитала на сайте Цодива, что семейников они больше не принимают. Они говорят, что комитет по образованию…