lenuto (lenuto) wrote in freeedu,
lenuto
lenuto
freeedu

Category:

Социализация дошкольников

Мне посоветовали поделиться здесь своей статьей о социализации дошкольников, что я с удовольствием и делаю. Полагаю, что эта информация не окажется новой для большинства участников сообщества, но может быть, кому-нибудь будет полезно лишний раз структурировать свои мысли по этому поводу.

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе (из Википедии).

Не следует сводить понятие социализации исключительно к общению ребенка со сверстниками, так как на самом деле оно гораздо шире и включает в себя:

- усвоение культурных норм и ценностей,
- принятие различных социальных ролей, образцов поведения,
- обретение навыков эффективного взаимодействия с другими людьми.


Первые шаги в нелегком деле социализации малыш делает в своей семье – именно так его внутренний мир начинает обогащаться знаниями о том, что существует мама и другие члены семьи, которые по мере взросления ребенка становятся его проводниками в большой мир. Именно семья является для ребенка образцом, здесь он постигает первые модели поведения и социальные нормы.

Что же следует делать родителям для того, чтобы быть уверенными в том, что социализация ребенка в должной степени реализуется? Разложим по полочкам:

1. Семья для ребенка – миниатюрная модель общества, которая дает представление об иерархии, разделении ролей, нормах общения, социальных статусах, ценностях, культурных и моральных нормах.

2. Благодаря родителям, ребенок имеет возможность сначала наблюдать, а затем все более активно включаться во взаимоотношения с внешним миром. Для этого достаточно не изолировать ребенка в замкнутом круге дом-площадка-кружок, а брать его с собой и туда, где Вас ждут дела, а не развлечения – в магазин, банк, на почту, в гости к своим друзьям и т.д., и т.п. Именно там ребенок, наблюдая за Вашими действиями, приобретет бесценные навыки социализации.

3. Совершенно не нужно стараться каждый день организовывать исключительно увеселительные мероприятия для ребенка: сегодня в цирк, завтра в музей, послезавтра в зоопарк… Семья не должна быть ориентирована только на ребенка, как раз наоборот – ребенок должен органически вливаться в жизнь семьи, чувствовать себя ее частью, правильно ощущать семейную иерархию.

4. Чрезвычайно важно максимально включать ребенка в любую взрослую деятельность, будь то рукоделие или ремонт, готовка или уборка. Очень полезно для ребенка будет узнать о том, где и кем работают члены его семьи, по возможности побывать у них на работе, или по крайней мере, увидеть фотографии и услышать рассказ об их занятиях.

5. Общение с другими детьми приобретает важность после 3 лет, когда ребенок достигает того возраста, в котором действительно возникает такая потребность. Однако, и в этом возрасте ребенку требуется присутствие родителей, которые на первых порах будут помогать ребенку выстраивать взаимоотношения с другими детьми. Общение ребенка исключительно с группой сверстников значительно обедняет его, гораздо полезнее общение в разновозрастной группе, где дети имеют возможность перенимать опыт у старших, и в то же время учатся быть снисходительными по отношению к младшим.

6. Навыки социализации отрабатываются ребенком в сюжетно-ролевой игре, когда он пробует брать на себя различные роли и обыгрывает ситуации, которые имел возможность наблюдать в реальной жизни.

7. Качество общения гораздо важнее, чем его количество. У детей бывают разные темпераменты, и, соответственно, совершенно разные потребности в общении. Поэтому в этом вопросе важно исходить исключительно из интересов ребенка, наблюдая за его поведением и реакцией.

8. Время от времени ребенку просто необходимо одиночество! Именно в одиночестве ребенок может осмыслить происходящее с ним ранее, отдохнуть от общения.

9. Гармоничная социализация ребенка отнюдь не подразумевает то, что ребенок должен с легкостью вступать в контакт с незнакомыми людьми. Важно прививать ребенку разумную осторожность и поддерживать его избирательность в выборе контактов.

10. Научить общаться ребенка можно только одним способом – на собственном примере. Никакие правила хорошего тона не будут действовать, если не соблюдаются в семье.

Данный текст составлен благодаря участникам онлайн-бесед "Дошкольное детство в семье", опираясь на работы отечественных педагогов и психологов (Д. Б. Эльконина, Д. В. Менджерицкой, А. В. Черкова, П. Г. Саморуковой, Н. В. Королевой Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, А. П. Усова).

Также за вдохновение мы благодарим всех, кто писал об этой важной теме раньше нас:

Марина Озерова
Ольга Писарик
Елена Сергиенко
Tags: дошкольники, социализация, статьи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments