Nastassja Shumikhina (u_ksa_re) wrote in freeedu,
Nastassja Shumikhina
u_ksa_re
freeedu

Categories:

Интервью о домашнем обучении. Часть 5

Это не последняя оказалась, еще остались вопросы:) Снова неотредактированное, пока отредактирую-три года пройдет, поэтому выкладываю как есть.
Предыдущие -1, 2, 3, 4 части.

1.Что, по вашему мнению,  ребенок может получить только в школе?

 Если имеются ввиду положительные аспекты школы, то я не стану делать вид, что у меня двойной стандарт и я вижу плюсы в школьном обучении. Я не вижу их, мне неинтересно их искать, как неинтересно рыться в куче мусора, чтобы найти ценную вещь. Я могу себе это позволить- быть честной. Мне не нужно искать хорошее, чтобы оправдать свой выбор. Потому что мой выбор в другом и последовательность моих мыслей и действий ровно противоположна- я отталкиваюсь от уже существующих плюсов в хоумскулерстве и именно поэтому выбираю такой вид обучения.


2.Чего не даст школа, и ребенок сможет получить только дома?

Дома ребенок спокоен и расслаблен. Он, как говорится-чувствует себя как дома. То есть в безопасности. Из состоянии безопасности, не расходуя ресурсы на постоянное ожидание атаки или готовность к самозащите-ребенок может эксперементировать, искать и пробовать разные пути. Дома очень удобно создавать среду для обучения, в том смысле, что ошибки не являются Ошибками, как в школе-не являются промахами. Каждая ошибка –это ступенька к мастерству, это вынесенный урок. Дома можно позволить себе потратить 5 минут времени на ошибку, а потом еще 35-на осознавание, на проговаривание, сколько же эта ошибка дала для дальнейшего роста, сколько путей открыла, сколько ходов потенциально неверных закрыла. И это важно!

В обучении очень важно уметь не бояться ошибок. Легко к ним относиться. В школе вам поставят низкую оценку, напишут замечание в дневник, высмеют перед классом- к чему это всё? Это помогает учебе? Это рождает желание учиться дальше? Скажем честно-это рождает желание угадывать верный ответ, не думать, но выучивать готовое, подражать, но не создавать. И добро пожаловать в общество потребителей.

Дома ребенок может рассчитывать свои силы- учиться этому. Это очень нужное в жизни качество. Вам говорят-выучите это, сделайте для нас то, неважно что вы устали, не думайте о своих желаниях, забудьте о своем теле, нам от вас нужно сейчас что-то и вы это ОБЯЗАНЫ дать. Стимул, по-моему, совсем не логичный. В нем нет и намека на здравую мысль. Дети не дураки, они прекрасно это понимают, их мозг сопротивляется такому абсурдному стимулу как может. У тех, у кого организм принял решение-выжить любой ценой- инстинкт самосохранения работает такой компенсацией. Дети не могут уйти из такого противного им места-они приспосабливаются, оправдывая это насилие над собой-это их единственный выход. Принять навязанную схему, чтобы выжить. Принимая-они автоматически теряют способность рассчитывать свои силы здраво. Потому что мыщцы мозга, отвечающие за контроль в этой области- атрофируются. В будущем мы имеем взрослых невротиков, наваливающих на себя кучу дел, никак не понимающих-почему же они не могут с ними справиться. Или наоборот, боящихся что-то на себя взять-чтобы не проиграть лишний раз . А всего-то нужно уметь честно рассчитать свои силы.

Дома есть для этого все. Ребенок учится, пока есть желание и интерес. Когда интерес иссякает и силы кончаются-он открыто, не боясь, заявляет, что он устал и идет отдыхать. Когда ребенок знает, что он может закончить работу, если устал -у него не возникает лишнего соблазна прикидываться, что он занимается делом. Он сконцентрирован на хорошо сделанной работе. Он уверен, что он получит отдых, по первому желанию. Отдых не является запретным плодом. И не манит, как мираж, являясь во время занятий. Таким образом контраст между учебой и отдыхом не такой большой.

Также, тут есть еще один нюанс-ребенок мало-помалу начинает понимать, что его халява, если он все-таки проленился и учился невнимательно –не дает ему возможности насладиться отдыхом заслуженным. Если в школе это как раз возможно-потому что на уроке приходиться напрягаться и делать вид и быть не собой, то дома, где ребенок учится сам, а мама приходит только по просьбе помочь-делать вид не надо. Можно спокойно ворон считать- никто не наругает. Я разговариваю об этом с детьми обязательно и уже вижу результаты. Они действительно начинают понимать, что дело в качестве работы, а не в факте, что она для отвода глаз сделана.

 

Отсюда мы приходим к еще одному моменту. Для чего дети учатся? Для себя. За этим можно легко следить дома и отлавливать моменты, когда детки хитрят и пытаются быстренько что-то сварганить, чтобы отвязаться. Если я вижу, что ребенок идет в эту сторону, я останавливаю его и объясняю, что нам в этом случае не по пути. Я иду другой дорогой. В которой я делаю все исключительно для своего блага и интереса. И только если в мое благо входят интересы других-я буду действовать так, чтобы и другим было хорошо. Но я никогда не буду действовать себе в ущерб. Потому что кто-то, даже очень важный для меня –будет требовать это. В случае, когда ребенок халявит-он приносит себя в жертву, не вынося для себя из этого действия никакой пользы-только пустая трата времени. Это недопустимо в моем понимании. Это не нужно ни ему, ни мне. Мне такие жертвы не нужны однозначно. Для меня будет радостью только тот факт, что ребенок наполнился знанием, его возможности и представления о себе и мире расширились.  Видеть как мой ребенок насилует себя тем, что я прошу сделать-я не хочу.

Да, бывают задания, которые не хочется делать ребенку, он еще не понимает зачем это нужно. И вот как раз именно дома есть хорошая возможность притормозить и уделить сколько угодно времени на разговоры, объяснения, экскурсии по этому вопросу. Пока ребенок не поймет, что –да, оно ему и правда нужно. Иначе- мозг будет защищаться и не допускать усвоения ненужной информации, как потенциально вредоносной и непроверенной. Как я уже говорила, я не хочу ломать эту защиту мозга. По моему глубокому убеждению, она не зря природой заложена в человеке.

Что еще можно получить только дома?) Возможность следовать за интересом, за своим телом. Просто возможность рассчитывать время по своему усмотрению. Захотел-пошел гулять, потом поучился, или вместо русского- решил научиться печь пирог. Я как мама- вижу, что стимул один-желание учиться и познавать. Будет ли это приготовления пирога ( в котором можно и о математике вспомнить и о химии и о физике), будет ли это папье-маше или подготовка к докладу про волшебные заклинания-мне одинаково радостно.

Дома можно купаться во внимании и любви близких людей. Дома младший учится на примере старшего-и сам садится что-то учить или запоминает информацию, мотает на ус то, что учит брат. Дома можно учить уроки стоя на голове. Вместо того, чтобы читать урок природоведения-посмотреть фильм BBC на эту тему, вместо урока по русскому-написать письмо бабушке или другу или записать текст любимой песни в блокнотик, тоже и с английским. Дома можно учиться нестандартно, хоть на каждом новом предложении в учебнике лезть за расшифровкой в интернет и углубляться в любую сторону вопроса. Можно, именно благодаря огромным возможностям пойти в любую сторону, изучая каждый предмет, учиться находиться в рамках. Бережно, экологично. Учиться соблюдать связующую нить, не терять связи с тем, с чего начал.

Только дома интроверты могут пребывать в том покое, какой им необходим, в той степени погруженности в себя, которая им присуща. Они даже могут побыть одни, если захотят- тогда, когда они захотят, когда у них возникнет потребность. Мой старший сын-интроверт-он очень сильно и надолго перевозбуждается от присутствия других людей, даже своих любимых друзей. Даже двоих-троих. Более того, он устает даже от меня и своего брата и ему время от времени бывает нужно побыть одному. В течение дня он несколько раз уходит в комнату, в которой никого нет и просит его не беспокоить. Это комфортная среда для него. Что говорить о коллективе в 30 человек детей, с которым он обязан был бы поддерживать отношения, о взрослых, которые говорили бы ему, что он должен делать.

Я считаю, что необходимо создать фундамент для дальнейшей жизни в виде умения прислушиваться к себе, понимать свои желания, думать, размышлять, отделять зерна от плевел. Свое от чужого. Свое от чужого можно отделить только, если у тебя есть это свое уже. А как оно образуется, если постоянно идет вливание чужих идей и мыслей и столько посторонних шумов, как в школе, заглушающих голос своего разума? Я до сих пор, честно говоря, с огромным трудом порой, сохраняю себя и свою уверенность в себе. Ведь вокруг столько советчиков и любителей подсказать что мне делать и куда идти, даже без моего вопроса. У меня не было в детстве выстроено такого фундамента . Моим фундаментом был мыльный пузырь чужих мнений, который просто лопнул со временем, разрушив и все мои собственные постройки мысленные, потому что они были сверху. Так или иначе-я взрослая и могу анализировать и мыслить критически. А ребенок пока еще не очень. Так что пусть напитается своим собственным соком, а потом пробует на вкус, по-немногу-как младенца кормят по кусочкам новыми продуктами-чужие мысли и идеи. И уже будучи уверенным в себе и способным отстоять свое мнение-примерять чужие восприятия или отталкивать их, как невкусные и неполезные. Это можно сделать только зная себя, чувствуя себя, напитавшись собой.

Мой младший сын-экстраверт очень явный. Знаете как он рвался в школу? С 5-ти лет. Очень хотел. Почему? Я его спрашивала) Меня многие обвиняют в том, что я не даю детям выбора, что я у них не спросила. Послушайте, что говорит ребенок, зачем он хочет в школу) " Потому что там можно общаться с друзьями, там их много! " Когда объясняешь, что там еще и по 40 минут нужно сидеть , даже не оборачиваясь к соседу и не имея права передать записку-ребенок в шоке выдает, что он согласен играть с друзьями и после школы. Почему еще? "Потому что там дают пиццу на обед иногда! И сосиски в тесте!"  На предложение делать пиццу каждую неделю дома-согласился и сразу же сказал, что в таком случае он не понимает зачем еще ходить в школу, а тем более, ходит шепоток, что там рыбу дают и кладут ее прям в тарелку с гарниром, не спрашивая.
Почему я не хочу чтобы мой младший-экстраверт, жаждущий общения-шел в школу? Да потому что если у интровертов больше шансов сломаться при постоянном давлении извне, то у экстравертов- настолько большое желание общаться, что они готовы приспосабливаться к обществу любыми способами. Лишь бы их приняли. А вот это мне уже не интересно. То есть ребенок-экстраверт  не сломается, он сам сдаст все вои позиции, ради той видимости общения, которую предлагает школа. Впитает все, что хотят другие. Ведь он так открыт ко внешнему миру.
Дома, опять же, спешащему выбраться в мир ребенку-предоставляется возможность настоящего выбора, осмысленного. Где и с кем он хочет общаться, если подумает немного.
Вот что еще можно только дома.

Одним словом, обучение дома-что-то вроде вечных каникул, за счет того , что не происходит насилия. Если бы школа не настаивала на выполнении государственного плана- можно было бы так говорить вполне серьезно. Дома можно всё.
Tags: домашнее образование, мысли, свободное образование, участники о себе
Subscribe

  • ОГЭ 2022 экстерн-офис+Москва.

    Всем привет! я, как всегда, сани готовлю за год.. Дочка сейчас в 8 классе в экстерн-офисе. Её там всё устраивает. Живем в Москве. Что делать на…

  • Графический дизайн

    Добрый день. Ребенок увлекается рисованием(12лет). Хочется ребенку попробовать себя в графическом дизайне, в сети много онлайн курсов, может у…

  • У мальчиков на СО нет отсрочки от армии

    Есть отсрочка от армии у детей на очном обучении (до 20 лет), у детей на СО такой отсрочки нет, получили официальный ответ от Департамента…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 48 comments

  • ОГЭ 2022 экстерн-офис+Москва.

    Всем привет! я, как всегда, сани готовлю за год.. Дочка сейчас в 8 классе в экстерн-офисе. Её там всё устраивает. Живем в Москве. Что делать на…

  • Графический дизайн

    Добрый день. Ребенок увлекается рисованием(12лет). Хочется ребенку попробовать себя в графическом дизайне, в сети много онлайн курсов, может у…

  • У мальчиков на СО нет отсрочки от армии

    Есть отсрочка от армии у детей на очном обучении (до 20 лет), у детей на СО такой отсрочки нет, получили официальный ответ от Департамента…