Nastassja Shumikhina (u_ksa_re) wrote in freeedu,
Nastassja Shumikhina
u_ksa_re
freeedu

о проживании книг дошкольниками-вопрос с вебинара

Меня попросили на вебинаре написать про проживание книг дошкольниками. Не буду предисловия писать о чем это я) Кто не был на вебинаре-посмотрите запись, послушайте. Я сейчас именно ответ пишу тем, кто просил и спрашивал.

Просто на вебинаре хотелось слушать Алексея, а для разговора в чате излишне концентрироваться было не удобно. По сути, у дошкольников происходит тоже самое всё, о чем говорил Алексей. Все это применимо и к младшим деткам. Только учитывать особенности возраста. На этом я бы и остановилась. Но так понимаю, что не очень ясно может быть. Немного примеров. Как это может происходить.

Вот вы читаете сказку про репку (предположим). Что вы можете сделать? Как прожить сказку? Всесторонне. На своих студиях я строю занятия таким образом, чтобы все было взаимосвязано и перекликалось-таким образом показываю как можно прожить одну тему. Так как в фольклоре проживание было естественным и не обсуждалось-все обряды , песни, хороводы и даже игры были приурочены к определенным датам и зациклены в году, нашим предкам не приходилось искусственно что-то выдумывать. Все естественно происходило-хоровод про репку сводили, вырвали репку, сказку рассказали, из репки каша сварилась, поели, соседа угостили. Пожалуйста-вот урок музыки, танец, пение, социализация, ботаника, осознавание цикла, на кухне-химия. Все логично, все понятно. Репка переваривается хорошо)
На занятиях я показываю примерно также-чтобы мамы могли себе унести домой это как пример, делюсь с вами. Есть сказка про репку. В сказке есть герои. В сказке есть тема, сюжет. И героев и сюжет можно прожить.  Мы можем играть в паличковые игры про репку, можем водить хоровод, лепить репку и так и сяк. При этом переживается всё цельно-еще и время года правильное, осень-именно тогда урожайные игры игрались. И так одна тема тянется примерно месяц. На занятиях я каждый месяц меняю репертуар, но дома-вы можете как угодно за своим ребенком идти. Я знаю , есть дети, "сидящие" на одной сказке по несколько месяцев. Если это так нужно-идите за ребенком.

Дома у вас столько свободы сделать это. Найдите все картины про репку (пусть уж будет репка, оставим, вставьте кто что любит и хочет), просто вскользь их смотрите, не нужно наязывать имена художников-вы именно репку смотрите, не забывайте. Картины могут быть и про огород. Если вы уж погружаетесь в тему, чтобы помочь ребенку прожить-вы можете расширяться, от репки-до огорода целиком. Обо всем, что связано с земледелием.
Вы можете вместе что-то посадить и смотреть как оно растет. Вы можете поиграть по ролям сказку, игрушками или сами, как актеры)

Как ни странно, но чтобы переварить, нужно не мало информации, а наоборот много. Но. Сказка про репку-маааленькая. Вполне для того чтобы переварить-хватит просто рассказать ее раз 150. А можно каждый раз углубляться в сюжет, то есть в глубину каждой ступени сказки уходить. Таким образом можно как иголка вышивает ткань-можно прошить всю сказку, "прогулять" ее туда и сюда, чтобы все места были знакомы. Так впитать)

И когда вы книжку положили, вы пошли и у вас книжка  на окне лежать осталась, а сказка с вами пошла. Вот вы ходите-и говорите ребенку -"Вооот, видишь, ты сейчас мне помогла в том-то-прям как мышка, помнишь? вот я и справилась."
Или ребенок ваш-сам говорит что он мышка-он так проживает. Должно быть всем знакомо это) Ну и как понять что ребенок усвоил? А по дошкольникам так-успокоился и пошел дальше) Никак иначе вы не поймете) Потому что надо много съесть, чтобы результаты были явны. После 5000-й сказки, вы друг увидите что-о! А ребенок -то у вас соображает, как надо в таких-то случаях поступать. И тогда поймете , что все было не зря. Только в какой момент у ребенка контакты соединятся в мозгу определенные, на какой по счету книжке или сказке-это непредсказуемо) До школы-пусть напитываются детки. Ковырять не нужно для проверки, это вредно. Просто поливаем и удобряем. Тому что растет-радуемся)
Главное, повторюсь-не использовать сказку, все-таки, как способ все ребенку рассказать, что вы хотите-это можно, но цель другая. Цель именно-прожить и именно сказку. Главное тоже-не заблудиться, завершить гештальт) Надеюсь не очень путано тут. Просто когда вы проживаете, к примеру сказку, то у вас все-все ( у ребенка)-ВНУТРИ сказки оказывается, вы ее можете расширять и углублять до бесконечности, но оно будет всё внутри. А если вы будете использовать сказку для раскрытия других тем, то и сказка станет как бы дырявая, не то что я говорила -"прошить-прогулять"-там вы как червячок съедаете сказку), а дырявая всмысле, что непонятно как это теперь всё соединить. Там -картины и всякие художники..тут история как возникли трактора и помогли землю возделывать..в сказку это не помещается, а если помещается, то сказка уже не та..поэтому то, что проживаете-оно так и стоит в центре. Вы как бы становитесь всем этим-и репкой и дедкой и внучкой, и всем по отдельности и всем вместе. А картины были, чтоб показать как художники красиво репку нарисовали. А не- "какие художники бывают! "Репка-главная)

На самом деле механизм простой и я уверена многим знаком и многие пользуются этим естественно интуитивно. Ну раз попросили-я написала) Может не зря написала-напишите мне +1)) А то я пишу, мне кажется-все знают об этом.

UPD. Вот, я кстати, пост написала и стала его переживать) И очень уже мне стало понятно, что можно легко все это выразить так: переживание книги, темы, сказки-это когда ребенок, человек, отводит этой книге или сказке место в своей голове, душе, в своей жизни, синхронизируя всё, о чем узнал со всем тем, что было узнанно ранее, сопоставив всё это и определяя где теперь будет находиться то, что было ранее известно, в связи с тем что он узнал и на каком месте новые знания. А почему по дошкольникам не понять-да потому что вы не всегда можете отследить-что именно там, в этой маленькой головке в данный момент понимается. Это может быть совсем не то, что вы хотели бы дать сами. У человека картина мира рисуется. Так же как и у взрослого в принципе. Принцип един.
Tags: дошкольники, мысли
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 46 comments

Recent Posts from This Community