Ольга Писарик (olgapisaryk) wrote in freeedu,
Ольга Писарик
olgapisaryk
freeedu

Флэш-моб

Как мы случайно изучили Австралию (7ноября, 2009)

Месяц назад в ближайшем Thrift store (местный аналог Second hand - магазинов) за $1 купила  старинную настольную игру про Австралию. Что-то типа Монополии. Бросаешь кубик, ходишь. Должен посетить все столицы провинций и как можно больше городов. По дороге с тобой могут происходить разные события (застрял в песках, сплавали на  Большой Барьерный Риф) за которые дают или забирают деньги. За города даются карточки с описаниями этих самых городов: достопримечательности, климат, промышленность. Карточки потом тоже обмениваются на деньги.

Когда однажды вечером мы решили поиграть в эту игру, я не предполагала, что дети войдут в такой азарт. Играли впятером, дети и я. Интерес, конечно, у всех был разный. Мартин бросал кубики и отсчитывал свои и мои ходы. Я налегала на образовательный аспект :) - с энтузиазмом читала описания городов (количество населения мы опускали, так как решили, что с тех времён оно наверняка изменилось), относительные расстояния и про достопримечательности. Стеша, Ян и Антон играли приблизительно на равных. Коллекционировали карточки, подсчитывали деньги. Мартину довольно быстро надоело, Стеша "сдулась" вторая, я - третья. Ну очень долгая это игра!. Мы уже и спать пошли, а Антон с Янкой всё играли. Утром на следующий день старшие всё ещё продолжали играть (нет, ночь они спали, конечно).

В следующий наш визит в библиотеку я набрала книжек про Австралию и видео "Australia Revealed":

Вчера мы смотрели этот диск, и я была приятно удивлена, что дети так много запомнили из нашей игры. Постоянно звучало: "О! А я был в этом месте!" или "О, а я помню этот город. Я там был!". Теперь можно будет отполировать наши знания книжками и, может быть, взять ещё какое-нибудь видео.

Для интересующихся теорией домашнего обучения: 

То, что я только что описала - классический пример анскулинга (unschooling). Я не планировала в этом триместре изучать с детьми Автралию. Просто, не смогла пройти в магазине мимо интересной игры. Потом, когда предложила поиграть, тоже не ожидала от детей такого интереса. Но когда он возник, постаралась вначале не мешать им, а потом на этом интересе (пока не остыли) построить обучение.

Как я могла помешать? Игра заняла больше времени, чем я предполагала, и я могла бы отправить детей спать гораздо раньше, но они очень просились поиграть, и видя их увлечённость, я разрешила им, несмотря на режим. Игра в разложенном состоянии занимает довольно много места, весь пол в гостиной. У нас правило - на ночь в гостиной на полу ничего не оставлять. Если жить только по правилам, то игру надо было убрать, и на следующий день вряд ли бы кто-то стал начинать играть сначала. И ещё, с утра у нас обычно - уроки. Если уроки с утра не сделаны, можно о них забыть. Это, кстати, было самое трудное решение - разрешить им играть вместо уроков. :) Но видя их энтузиазм, я подумала, что лучше пусть они с энтузиазмом изучают Австралию, чем , на фоне прерванной игры, из-под палки - математику. Они за день этой игры выучили больше, чем если бы учились по учебникам неделю.


Я не могу сказать, что я поклонница анскулинга во всём. Но я очень ценю, когда удаётся обучение сделать таким ненавязчивым, как в этом случае. Это такое наслаждение - наблюдать, как твои дети получают удовольствие от процесса обучения, от того, что они узнают что-то новое. Причём, это не была "игра в прятки", когда взрослый организует "обучающую игру" так, чтобы ребёнок не догадался, что он учится. Нет! Они прекрасно осознавали, что они изучают Австралию. Им было интересно узнавать названия городов, они читали друг-другу карточки про эти города, гордились теми местами, где им удалось побывать.

Вот эта идея анскулинга - наблюдать за ребёнком, предлагать ему разные темы, создавать интерес, а потом капитализировать на нём, мне очень нравится. И всегда, когда у моих детей случается "интерес" к чему-то, я стараюсь его развить, даже если это "не по программе".

P.S. Другие мои посты у меня в журнале по тэгу "наше ДО".

P.S. Пост писался год назад, детям было 11 лет (6 класс), 10 лет (5 класс), почти 7 (1 класс), и 4 года. Тогда шёл наш 5-ый год хоумскулинга. Сейчас все, соответственно, на год старше. Младший уже числится в киндергартене (подготовительный класс), старший пошёл в школу в 7-ой класс. Идёт 6-ой год наших занятий дома.)
Tags: личный опыт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments