rustam_kurbatov (rustam_kurbatov) wrote in freeedu,
rustam_kurbatov
rustam_kurbatov
freeedu

Что можно увидеть в своем генеалогическом древе?

Оригинал взят у http://uroka-net.livejournal.com/ в Что можно увидеть в своем генеалогическом древе?

С чего начать изучение истории в семейной школе - конечно, с истории своей семьи ! Нарисуйте с ребенком ваше генеалогическое дерево. - Тут есть о чем поговорить.

Что можно увидеть в своём генеалогическом дереве?
1. Рисовать генеалогическое дерево – замечательная вещь. Обычно это делают, и в хорошей школе всегда рисуют. Смысл прост и понятен. Он в том, чтобы знать своих родственников, и том, что называют любовь к родному пепелищу. Это большая нравственная задача, больше которой, здесь, собственно говоря, и нет.
2. Но, кроме этого, есть и другая точка зрения: посмотреть на своё генеалогическое дерево глазами постороннего человека. И здесь можно говорить не только о нравственном смысле, но и о попытке антропологического взгляда. Попробуем посмотреть на этот рисунок, как на исторический источник. Что мы здесь можем увидеть. Я сознательно не говорю сразу, по какому плану мы будем работать. Я прошу детей представить себя марсианами, инопланетянами, жителями 31 века. Что можно узнать о русскоязычной семье начала 21 в. на основании этого документа? О каких вопросах здесь стоит говорить. А говорить можно вот о чём (я говорю только о том, на что сами подростки обратили внимание).

Первый вектор обсуждения. На сколько поколений мы прослеживаем эту семью? Почему это как правило 3-4 поколения, а не 6-8 как у некоторых малых народов? Как прерывается историческая память в семье? В силу каких причин?
Второе. Размер семьи. Сколько детей на уровне разных поколений? Есть ли в этом какая-то закономерность, тенденция? (Причём о тенденциях разговор должен быть осторожным, потому что нет большого материала для исследования и обобщения). Наши наблюдения показывают в начале 20 века достаточно большую семью, особенно в сельской местности. Потом семья 1-2 человека. Сейчас в некоторых случаях опять семьи по 3-4 человека. Но не всегда. Это зависит от состояния и благосостояния семьи.
Третье. Имена. В нач. 20 в. были, кажущиеся сейчас диковинными, имена: Аграфена, Прохор, Фёкла и т.д. Потом имена более-менее стандартные, привычные. И сейчас опять немножечко традиционно русские имена.
Четвёртое. Давайте поговорим о прочности семьи. Количество разводов в разных поколениях. Очень осторожно можно говорить о том, что традиционная семья была более крепкой и прочной.
Пятое наблюдение. Широта дерева. Знаем ли мы своих двоюродных, троюродных братьях и сёстрах. У меня было предположение, что современная семья становится всё более узкая. Но десятиклассники показали, что есть и троюродные и четвероюродные, с которыми они вместе ходят в кино, поздравляют друг друга с днём рождения, и родители оказывают финансовую помощь.
Шестое. Все степени родства. Кого мы называем мамой, папой, дедушкой, дядей… В связи с этим маленький нюанс, который волнует десятиклассников и вызывает бурную реакцию: кто меняет фамилию – папа или мама. Для меня это, честно говоря, было маленьким открытием. Я думал, что большинство женщин меняет фамилию. Но мы видим, что так было на уровне поколений прабабушек и бабушек, а на уровне поколения родителей: 50 на 50. Очень интересно, что сами девочки-подростки отвечают на вопрос, будут ли они менять фамилию - "НЕТ. Мы фамилию менять не будем". Это, конечно, ещё не о чём не говорит, но с другой стороны – происходит некое изменение системы ценностей в семье. И, строго говоря, патрилинейная система родства немножечко начинает уходить в сторону.

 

Tags: история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment