mama_margoshi (mama_margoshi) wrote in freeedu,
mama_margoshi
mama_margoshi
freeedu

Categories:

Свободное образование - какое оно?

Любить - ведь это значит познавать...(с)
"На носу" школа у нашей старшей дочери..
Я пробую прислушаться к ребенку, уважать его самого и его мнение, его желания..! Пробую разобраться, понять и принять во внимание её мысли и чувства..
.. я не педагог, я всего лишь мама, которая (надеюсь) чувствует ребенка и поможет ему сделать выбор в таком нелегком вопросе, как ОБРАЗование..
Закралось подозрение, что в Российской системе образования большие неполадки??
Поэтому я тут обращаюсь к коллективному разуму..
Надеюсь ваши ответы -рассуждения дадут импульс ...мыслям в нужном направлении))))К педагогике я не имею никакого отношения, разве что только пробовала поступить в ПедВУЗ и сразу сбежала(потом все же училась на преподавателя философии, но это скорее для саморазвития). Плюс к этому почти все родственники(тёти, папа, двоюродные сестры..) -учителя и преподаватели. Ах да..забыла добавить главное, то, что сподвигло меня начать разбираться в образовательной теме: Советская система отняла у меня первую половину жизни, ни дав при этом ничего хорошего, наверное, только –комплексы, кучу ненужных знаний и мешающих жизни претензий:)! Можете называть меня неблагодарной))))

Можно ли найти СВОЙ "срединный путь"? Воспитать ребенка здоровым, свободным, СЧАСТЛИВЫМ, физически развитым, общительным и социальным(имеется ввиду, что без тревожности,беспокойства,социоэмоционального комплекса,социального одиночества,трудностей в общении с другими людьми..),  но в то же время открытой, творческой личностью, с развитым интеллектом, уверенностью, САМОстоятельностью, ЛЮБОВЬЮ к себе и другим, с добротой, состраданием…?????????????
Наверняка можно! Жизнь покажет?! У каждого свой путь, свои методы, свои подходы, свои "тараканы в голове"..
Признаюсь честно, старшей дочке, ввиду её характера и любви к общению не подходит заочное, семейное образование и экстернат. К тому же, я всегда считала, что не просто так родители фанатично исключают очные формы обучения. Наверняка сказывается свой неудачный опыт обучения и общения с другими людьми, (не всегда, но обычно) отсюда вытекает проблема сверхконтроля и сверхвключенности родителей во взаимоотношения  детей со сверстниками. Я своих детей "отпустила" еще до рождения))). Меня всегда пугала чрезмерная опека взрослых. Возможно не все дети теряют при несоциальности. Но в нашем случае социальная изоляция ведет к догматичности мышления и аутичности поведения)))) 
Думаю, тут можно найти золотую середину, чтобы не изуродовать ребенка тисками школьной программы, но при этом не провоцировать болезненную зависимость от родителей, а так же вытекающий из всего этого страх перед новыми людьми, проблемами и жизненными ситуациями..
В современном мире(а уж тем более в современной России) мало кого устраивает в садах и школах "постсоветский реализм" и подгон ребенка "под систему"! Кто то ленится что то менять, многие уходят в экстернат/семейное образование(амскулинг, хоумскулинг), кто то путешествует получая образование по интернету, кто то довольствуется отработанной системой Вальдоровских школ, единицы поступают в УНИКальные школы: Академика М.Щетинина под Геленджиком с его "педагогикой сотрудничества" или школа-парк Милослава Балабана, школу Саммерхила в Англии, школа Песталоцци в Эквадоре, школа без учителей Hole-in-the-Wall Education Ltd. (HiWEL) Сугата Митры, школа без принуждения Селестена Френе, открытая школа от "Домашнего Ребенка" в Дахабе.. и прочее..

Я завидую тем, кто еще не разочаровался в современной образовательной системе, у них еще все впереди)).
Взять хотя бы в руки книги Ивана Иллича «Освобождение от школ», то становится совсем печально..
А книжка то в 70 х годах писана!!! Можем ли мы с этим поспорить(??): «Школа стала мировой религией "элиты"..и раздает пустые обещания спасения беднякам технологической эры» (с. 34). «Преподавать – значит отбирать условия, содействующие учению» (с. 35).  «Институционализация человеческих ценностей неизбежно ведет к загрязнению среды, социальной поляризации и психологическому бессилию» (с. 25). И. Иллич категорически отказывает современной школе, в которой «большинство ресурсов тратиться на то, чтобы купить время и желание нескольких людей заниматься чужими проблемами в ритуальной обстановке» (с. 43), в возможности организовать эффективное обучение.
«Люди учатся, как правило, невзначай, и даже самое целенаправленное учение не является результатом спланированного обучения»; одна из важнейших иллюзий, поддерживающих систему высшего образования состоит в том, что «учение считается результатом преподавания» (с. 36).«Нужно понять, что закон, который делает некоторые формы собраний обязательными, фактически ограничивает право свободы собраний. Это касается социальных институтов, которые собирают людей в порядке повинности согласно возрасту, классу, полу и забирают у них очень много времени. Армия – только один пример. Школа насилует нас даже грубее» (с. 109). (Книга Ивана Иллича "Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир)
 
Очень сомневаюсь, но (возможно) мы попробуем (паралельно) учиться по Российской Системе, хотя плюсов (увы) не вижу...
Слово "системы" и "методики" я не люблю. Даже новомодные методики (в основном) были придуманы для детей больных, отстающих в развитии, или "послевоенных" детей, чтобы отвлечь и "ввести в мирное русло"... Методики Монтессори, Зайцева, Чарковского, Домана… Боже упаси вникать с головой и фанатизмом во всю эту "идеологию"..
Мой ребенок, Ваш ребенок.. - слишком уж уникальное существо, чтобы соответствовать каким-то рамкам развития и системам!
Считаю, что для маленького ребенка нет норм и догм... Начерняка, если родитель будет считать, что для его ребенка что то невозможно, только тогда это станет для него настоящим ограничением.
Для меня было актуально попробовать начать (и продолжить) так, что малыш сам потянулся навстречу (я про освоение любых пространств и предметов). Можно ли просто сделать так, чтоб ему было интересно жить и учится?
 Задаю часто вопрос, есть ли у моего ребенка выбор? Не часто ли я прикрываюсь мнением:"Но ребенок же сам выбрал меня,значит пусть терпит"))Много ли у ребенка "под рукой" вариаций поведения, свободы, много ли возможностей проявить себя, проявить свою самостоятельность, раскрыть себя и свои возможности...?
В европейской педагогике бытовало мнение, что ребенок – это "недоделанный взрослый", которого – методом кнута и пряника – надлежит усовершенствовать, чтобы он занял надлежащее ему по рождению и материальному положению место в обществе. Вальдорфцы были одними из первых, кто заговорил о  том, что детство – уникальный период в жизни человека, что ребенок обладает безграничными творческими и духовными возможностями, что родители и воспитатели должны не стремиться поскорее сделать ребенка взрослым, а наоборот, помочь ему подольше оставаться маленьким, как можно полнее раскрыть свой творческий потенциал, помочь самому пройти все периоды "взросления", насладиться всеми прелестями раннего возраста... Может быть все правы каждый по-своему?
А может возможно найти середину? Не знаю!
Знаю точно три вещи. Первое: все зависит от личности преподавателя, Второе: каждая эмоция, каждое брошенное невзначай слово отражается и приумножается в душе ребенка и именно это(а не знания) в большей мере отразится на его Жизни! И третье: Ни я, ни вы не являетесь истинной в последней инстанции))

"Каждый человек имеет некоторый определенный горизонт.
Когда он сужается и становится бесконечно малым,
он превращается в точку.
Тогда человек говорит: "Это моя точка зрения"..
Давид Гильберт
Для меня главное по отношению к ребенку: НЕ навреди!
Ребенок -это наш Учитель! Именно у него мы можем почерпнуть, что мир чудесен и сказочен!
Увлеки! Заинтересуй! Дай ребенку выразить себя! Подари детство!..
Однозначно то, что начинать воспитание ребенка нужно с себя.
Воспитание ребенка –трудная работа -РАБОТА НАД СОБОЙ! Если ты хочешь, чтобы твой ребенок обладал какими то добродетельными качествами – начни с себя, покажи пример своей жизнью.
Ребенок приходит к нам отразить заторы и блокады В СЕБЕ..А мы не слышим, и более того, мы (с надрывом) доверяем врачам/психологам/педагогам/школам/садам.. разбираться в своих же блокадах вместо того, чтобы довериться Ребенку, себе, миру, Богу, потоку Жизни....))
Считаю, что нам у детей еще поучиться надо...
Ребенок учит по новому взглянуть на мир! Дети более открыты миру, дети ближе к Богу..
Но мы же "знаем, как правильно(!!!)", нас так учили(!!!) и навязываем своё видение мира, несломимые догмы, нерушимые правила, бесконечные ограничения!! (Оглянитесь, так во всём, будь то творчество- художество, танцы, плавание, поведение, мировосприятие или математика....!) 

 Или мы умели раньше все видеть в ярком свете и просветленно восхищаться мелочами, но забыли? Когда же произошло это "изгнание из рая"? Вместе со школой, с учебным заведением??, где нам разложили весь мир (и Любовь) на био-химический состав, где виды энергии разложили на молекулярный уровень, а творения великих гениев на оттенки цветов, где нам четко и категорично очертили границы возможного...?
А что ребенок? Ребенок доверчив. Он слушает нас, верит и "ломается".., вместо того, что б мы прислушались к нему!!
Ребенок живет "здесь и сейчас", а мы вечно что то ищем, вспоминаем прошлое, думаем о будущем:) А он весь в процессе,"в том, что его заинтересовало в настоящий момент", ему всё интересно, искренне –удивленно вскинутые брови, смотрит горящими глазами, пробует на вкус, на ощупь, "съедает" глазами, проживает всеми фибрами души…Сознание ребенка фиксирует всё! Часто ребенок всеми органами чувств ощущает то, что делаете мы рядом с ним, искренни ли мы с ним... Но мы твердим свое: "он слишком мал, что он там еще понимает, дай ка я его научу как надо!.." 
Может быть правильно древние считали, что маленький ребенок — это целостное существо, обладающее полным вселенским знанием, а мы (взрослые) пытаемся загнать его в свои "зашоренные" рамки..?!
Вы согласны, что все зависит от личности(открытости-зашоренности..) родителя? (или в последующем-воспитателя, учителя-преподавателя): то, как он заинтересует малыша в предстоящем событии... Можно из постсоветской системы образования сделать праздник, а из вальдорфской - секту? Все от человека зависит!!!?
 Кто, кроме вас с нами(родители) поможет своему ребенку?? Разве какая-нибудь школа, система, подход или методика поможет??? подскажет???:сколько и как дать маленькому человечку Настоящей Свободы, свободы выбора, свободы слова, свободы действия, БЕЗусловную любовь..?? Только своим примером, сердцем своим родительским можем почувствовать, что нужно, чтобы вырос Настоящий Большой Свободный Взрослый Человек, Счастливый и Любящий, ОТВЕТственный за свои поступки и действия; НЕЗАВИСИМЫЙ и САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ..!!???
 
 
 
Я сама на Пути)) и мне все так же интересно,можно ли найти "срединный путь" для моих детей в теме ОБРАЗования? 
Как не загубить радость Жизни и Гения в своем ребенке??
Как спонтанно и гармонично развить естесственные способности ребенка, творческие способности,
помочь раскрыть себя и бесконечность заложенного потенциала..??
Простите за сумбурные размышления))))))))
Помогите своими мыслями в этом вопросе)))????
Всех Люблю, мама_Маргоши и Алисы..
http://mama-margoshi.livejournal.com/26931.html
Tags: 1-4 класс, вопросы, дошкольники, за или против?, мысли, поддержка
Subscribe

  • Друзья по переписке

    Здравствуйте, вот через несколько лет после перерыва от переписки, сын снова хочет переписываться.Раньше были в основном бумажные письма, сейчас не…

  • Проект закона о запрете семейного образования во Франции

    Здравствуйте, участники сообщества "Свобода в образовании". 2 октября 2020 года президент Франции Эммануэль Макрон обьявил о своем решении…

  • (no subject)

    Сейчас сын учится со своими ровесниками в 5 классе. Обдумываем идею его забрать на год из школы, чтобы год пропустил. По возрасту есть запас, так как…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • Друзья по переписке

    Здравствуйте, вот через несколько лет после перерыва от переписки, сын снова хочет переписываться.Раньше были в основном бумажные письма, сейчас не…

  • Проект закона о запрете семейного образования во Франции

    Здравствуйте, участники сообщества "Свобода в образовании". 2 октября 2020 года президент Франции Эммануэль Макрон обьявил о своем решении…

  • (no subject)

    Сейчас сын учится со своими ровесниками в 5 классе. Обдумываем идею его забрать на год из школы, чтобы год пропустил. По возрасту есть запас, так как…