Сухова Елена (suhova_elena) wrote in freeedu,
Сухова Елена
suhova_elena
freeedu

Category:

Первое полугодие - первые итоги

Спешу поделиться с вами своей радостью: вчера – 19 декабря – у нас с сыном начались каникулы: мы сдали все контрольные и другие работы за вторую четверть. Сейчас, когда все это уже позади, можно вздохнуть спокойно и рассказать о том, что и как происходило.
 
О том, что заставило меня перевести сына на СО, я писала здесь.
О том, как происходил процесс перевода, я писала здесь.
 
Как я уже поняла из комментариев в сообществе к одному из моих предыдущих постов, наше семейное обучение – не совсем семейное обучение. Но в целом оно меня устраивает. На всякий случай поясню, что основная моя задача при переводе сына на СО заключалась  в минимизации общения со сложным классом. Задача улучшить процесс обучения была второстепенной, потому что я и так с первого класса «держала руку на пульсе школьных достижений», и переход на СО мало что изменил в этом плане.
 
Про формы контроля
В 6-м классе в нашей школе – шестнадцать предметов, четырнадцать из них включены в обязательную образовательную программу (информация с сайта Министерства образования), два предмета (краеведение и словесность) теоретически факультативны, но в нашей школе их все равно проходят.
 
В качестве формы контроля нам предложили:
- математика: очные контрольные один раз в месяц,
- русский язык: сочинения, изложения, очные контрольные и диктанты (все вместе, а не на выбор),
- литература: сочинения, сообщения, рефераты (все вместе, а не на выбор),
- словесность, английский язык, биология, история, информатика, география, обществознание: выполнение письменных заданий в рабочей тетради,
- краеведение: рабочей тетради нет, поэтому письменные ответы на вопросы,
- музыка, физкультура: рефераты,
- изо: рефераты и рисунки (все вместе, а не на выбор),
- технология: так получилось, что мы просто конспектируем учебник, потому что трудов в школе у нас как бы нет (нет учителя), но уроки как бы проходят (их ведет женщина, преподающая информатику), поэтому какой-то как бы контроль должен быть,
- ОБЖ: будет только со второго полугодия, поэтому пока о нем ничего не знаю.
 
Варианты отказаться от аттестаций по музыке, физкультуре, изо и технологии не прошли. Но после первой четверти мы договорились с завучем о том, что по физкультуре будем приносить вместо реферата справку, так как ребенок ходит в спортивную секцию.
 
Таким образом, мы должны несколько раз в четверть (у нас – традиционные четверти) приходить в школу, чтобы написать очередную контрольную по русскому и математике. Все остальное мы делаем дома, а в школу сдаем только тетради с ответами на вопросы, рефераты, сочинения и т.д.
 
Количество очных контрольных сначала меня напугало: по математике нам дали разбивку материала по месяцам, то есть в каждом месяце нужно писать одну контрольную. По русскому все казалось еще хуже: количество контрольных и диктантов не было привязано к месяцам и выглядело бессистемно.
 
По факту все сложилось замечательно.
 
Во-первых, приятной неожиданностью стала возможность сдавать эти предметы в индивидуальном порядке. В договоре, который мы подписали со школой, исключили несколько пунктов, которые я считала важными. Я решила не настаивать на своем, подписать сначала хоть какой-то договор, а потом вносить в него изменения. Среди прочего исключили пункт о том, что у ребенка будут принимать контрольные в индивидуальном порядке. Мне сказали, что это невозможно, никто не будет оплачивать это учителям, поэтому мы будем приходить писать контрольные со своим классом.
 
Меня такая перспектива не устраивала совершенно, но вопрос решился сам собой. За «домашников» в школе отвечает завуч, понимающая и располагающая к себе женщина. Уже в первые дни общения с ней стало понятно, что она поможет в решении многих вопросов. Она меня успокоила, что договор договором, а контрольные мы будем писать индивидуально. Так и было: на русский и математику мы приходили в частном порядке, сдали их нормально.
 
Во-вторых, оба преподавателя очень хорошо отнеслись и к моему сыну, и к тому, что мы выбрали СО, поэтому в сдаче предметов нам не препятствовали и легко согласились на то, что в школе мы будем появляться как можно меньше.  
 
По математике мы сделали так: писали две контрольные подряд в один день (то есть сразу обе контрольные, которые были в четверти). Учительница сомневалась, получится ли, сможет ли ребенок, но я настояла попробовать. Все получилось: в первой четверти обе контрольные сын написал на пятерки, во второй – на твердые четверки. Результаты второй четверти списываю на то, что контрольные были назначены на четыре часа вечера, кроме того, мы пришли «сдаваться» почти на месяц раньше положенного срока: 7 декабря вместо какого-нибудь 26 или 27-го. Но меня и четверки вполне устраивают.
 
По русскому мы поговорили с учительницей после первой контрольной. Она увидела, что база у ребенка хорошая, ничуть не хуже, чем у остальных детей в классе (а может, даже и лучше), поэтому легко согласилась с тем, что мы будем приходить один раз в четверть. Здесь количество контрольных никак не регламентировано, то есть нет необходимого минимума в месяц. В обеих четвертях нам давали одну контрольную, в которой по возможности учитывали все пройденные правила. Во второй четверти правил было много, поэтому еще «погоняли» устно. Русский мы сдали вчера, 19 декабря, примерно на десять дней раньше класса.
 
Поскольку остальные предметы мы сдаем заочно, в виде тетрадей и других «вещдоков» наших самостоятельных занятий, то здесь все еще проще: часть из них мы передали в школу во время контрольной по математике (7 декабря), оставшуюся часть – вчера (19 декабря).
 
В итоге сегодня у нас начались полноценные каникулы.
 
Про количество заданий
Здесь нужно пояснить, что учителя-предметники разделились на две категории. Первая категория дала нам все необходимые задания на год еще в начале сентября, вторая часть заданий не дала вообще. Думаю, это было вызвано тем, что понимания СО у нас в школе нет (мы там первые такие), нас просто автоматически отнесли в группу детей, которые не ходят в школу по болезни. Поэтому по многим предметам пришлось выкручиваться самостоятельно, но это даже хорошо.
 
В первой четверти мы написали одно изложение, четыре сочинения и четыре реферата. Во второй четверти – пять сочинений и три реферата. Сложно сказать, много ли это. Четверть – два месяца, то есть всего восемь недель, условно по одному сочинению или реферату в неделю. Сейчас, когда появился некоторый опыт, подобная работа не отнимает много времени: два-три часа в зависимости от темы (сначала было сложнее, конечно).
 
P.S. Здесь я перечислила сочинения и рефераты по всем предметам: русский, литература, всякие «второстепенные» предметы типа изо и музыки.
 
Если говорить о предметах, которые мы сдаем заочно, то здесь ситуация такая. Я посчитала количество параграфов сразу во всех учебниках, поделила на четверти и таким образом узнала, сколько параграфов нужно делать в день. Получилось три штуки (это не считая русского, литературы и математики).
 
При этом я не настаивала на каких-то конкретных предметах: сын сам выбирал, что ему хотелось сделать сегодня, а что отложить на потом. Он мог брать все три параграфа из одного учебника, а мог по одному параграфу из разных учебников.
 
Предмет предмету рознь, поэтому и параграфы идут по-разному. Скажем, с информатикой, географией, биологией или словесностью проблем не возникает: хорошие учебники, внятные вопросы, прочитать три параграфа и письменно ответить на вопросы к ним – вполне исполнимо.
 
А вот история, обществознание, краеведение – это ужас-ужас! Я не знаю, кто и как писал эти учебники, но работать с ними очень сложно.
 
Учебник по истории средних веков сам по себе неплохой, хотя системного изучения предмета по нему не получается. Сложность заключалась в том, что вопросы в рабочей тетради не совпадают с темами в самом учебнике. Видимо, годы издания разные? Поэтому первую четверть мы промучились, выискивая нужные ответы в Интернете: в «Википедии», в «Энциклопедии Кирилла и Мефодия» и много где еще. Поскольку история как раз была тем предметом, по которому никаких заданий нам не дали, то во второй четверти я с чистой совестью отказалась от рабочей тетради. Вместо нее сын отвечал в обычной тетради на вопросы в конце параграфа, это оказалось значительно легче.
 
Учебник по обществознанию выглядит вполне приемлемо, но с темами учебника и вопросами к ним тоже много нюансов. Вообще обществознание кажется мне каким-то «притянутым за уши» предметом: я не вижу никакого смысла ни в этом предмете, ни в этом учебнике. Задания в рабочей тетради сформулированы тоже весьма своеобразно. Но, с другой стороны, сам предмет настолько неконкретен, что можно просто разливаться «мыслию по древу» и этого будет вполне достаточно.
 
Учебник по краеведению – хороший, много интересной информации про наш край. Но вопросы к параграфам подразумевают, что шестиклассник (или его родители) изъездили этот край вдоль и поперек и знают подробности про каждую захолустную деревню. Эти вопросы никак не связаны с темами учебника. Отвечать на них – сплошное мучение, без Интернета – просто никак.
 
Если бы не эти трудности, то «заочные» предметы тоже не доставляли бы никаких проблем. А если бы еще нашлась возможность, не меняя СО на экстернат, отказаться от сдачи словесности и краеведения (так как они не являются обязательными), то вообще все было бы замечательно. Мы бы тогда изучали их просто устно.
 
Про график занятий
Когда я рассчитывала количество занятий в день, то исходила из того, что суббота и воскресенье – выходные. Хотя по факту суббота почти всегда у нас занята каким-нибудь заданием.
 
Почему так и что это дает? Если рассчитывать количество занятий в день с учетом субботы, то любое нарушение графика (неожиданные гости, усталость после тренировки, плохое самочувствие и т.д.) сразу становится проблемой. А если делить задания на пять дней в неделю, но фактически заниматься шесть, то в конечном итоге сроки почти не нарушаются, даже если возникли непредвиденные обстоятельства. То есть таким образом я получаю возможность более гибко подходить к тому, сколько всего нужно сделать за день.
 
В планах у нас каждый день – русский язык и математика. В среднем – три-четыре упражнения в день по каждому из этих предметов. Но по русскому еще обязательно добавляю какой-нибудь разбор: фонетический, морфологический, синтаксический.
 
Из «заочных» предметов – три параграфа в день, как писала выше. Плюс раз в неделю в более свободный день – сочинение или реферат. Еще один раз в неделю – репетитор по английскому, но английский в моем списке вообще стоит особняком, поэтому о нем пока не пишу (слишком сложная тема). Литература (как и внеклассное чтение) – каждый день минимум по полчаса, обычно вечером перед сном.

Все это касается только будних дней, а в субботу доделываем то, что по какой-то причине не успели в будни. Если успели все, то суббота свободна.
 
Благодаря такому графику мы без опозданий сдали все в первой четверти (хотя предполагалось, что из-за отсутствия заданий мы существенно отстанем по истории, краеведению, географии, обществознанию и информатике), а во второй четверти сдали все примерно на десять дней раньше положенного.
 
На самом деле я понимаю, что объем работы достаточно большой, но в то же время он вполне исполнимый. Сын занимается с удовольствием и не понимает, что нагрузка у него немаленькая. Но все равно мы в выигрыше: в школе бы он находился шесть часов, да еще во вторую смену, потом тратил еще пару-тройку часов на домашние задания. Дома же он занимается в среднем четыре часа в день, это значительно меньше, если сравнивать со школьным графиком.  
 
Что мы получили в итоге от СО?
1. Главное - спокойствие: сын не боится ходить в школу, а я не боюсь за него.
2. Возможность самостоятельного планирования: время сдачи контрольных и тетрадей никак не регламентировано (лишь бы не позднее окончания четверти, хотя по болезни можно и позже), поэтому мы можем строить свои планы и даже сдавать все раньше.
3. Тренировки: три раза в неделю по два часа (плюс дорога в оба конца), при традиционном школьном обучении это было бы нереально.
4. Возможность высыпаться: для нас это важный момент, и он очень способствует хорошему настроению и нормальной работоспособности.
5. Возможность в любой день совершать какие-то поездки, если возникает такая необходимость (раньше даже в деревню к родителям в субботу мы не могли уехать из-за школы).
6. Экономию: не нужно покупать физкультурную форму, школьную одежду, вторую обувь, множество канцтоваров, которые ломаются и теряются ежедневно, сдавать деньги в фонд класса, на ремонт и охрану школы, на столовское питание и т.д.
 
Вот такие у нас итоги по СО к концу первого полугодия.
 
P.S. Пост получился совсем не таким, каким задумывался. Многое – сумбурно, многое – коротко, многое вообще осталось за кадром. Но такое у меня сейчас состояние. Думаю, в следующей четверти (полугодии) все будет более внятно. Сейчас главное, что идея СО воплотилась в жизнь и принесла первые положительные результаты.

P.P.S. Прошу совета: как остаться на СО (не переходить на экстернат), но отказаться от сдачи по изо, технологии, музыке и физкультуре? И еще: как (при тех же условиях) отказаться от сдачи краеведения и словесности, которые даже на сайте Министерства образования РФ в категории обязательных не значатся? Хотела поискать ответы в книге Парфентьева «Без школы», но она пропала из продажи.
Tags: 5-8 класс, Россия, СО, домашнее образование, домашнее обучение, личный опыт, хоумскулинг
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments