L'Inconnue (li_nconnue) wrote in freeedu,
L'Inconnue
li_nconnue
freeedu

СДВГ и школа: проблема оценки нормы в ненормальных условиях


Новая статья Питера Грея на сайте "Свобода в образовании".

"...С точки зрения эволюции, школа является ненормальной средой. Ничего подобного в истории нашей эволюции не существовало. Школа - это место, где дети должны сидеть тихо подавляющую часть времени, слушать учителя, который говорит о не слишком интересных вещах, читать что сказали, писать, что задано, и выдавать скормленную им информацию на тестах. Как я раньше писал подробнее, до совсем недавних времен в истории человечества дети сами занимались своим образованием. Они следовали своим внутренним побуждениям, которые заставляли их задавать бесчисленные вопросы (свои вопросы, не чьи-то) и общаться с другими на равных, активно исследовать окружающий мир, учиться тем навыкам, которые им полезны в их среде при помощи свободной игры в смешанной возрастной группе.

С моей точки зрения на эволюцию неудивительно, что многие дети демонстрируют неприспособляемость к школе в форме СДВГ. Все нормальные дети испытывают, по меньшей мере, один вид трудностей в процессе приспособления к школе. Неестественно для детей (и не только для них) столько времени сидеть, игнорируя свои естественные вопросы и интересы, столько времени исполняя старательно то, что им сказано. Мы, люди, существа высокоприспособляемые, но не бесконечно. Можно настолько сильно изменить среду по сравнению с тем, что является нормальным, что многие просто не смогут вписаться в нее. И именно это происходит со школой.

Неудивительно, что пик диагностирования СДВГ пришелся на 90-е годы, когда школа стала строже, когда ввели высокоселективные тесты, отказы в пересмотре, когда учителям приказали вести занятия по программе подготовки к стандартизованным тестам, которые все ученики обязаны сдать, иначе учитель теряет работу.
Почему одни дети приспосабливаются к школе лучше других? Ответ лежит в сфере биологии. По эволюционным причинам человечество генетически разнообразно, и личностные особенности варьируют довольно широко.

Традиционно люди жили сообществами, а сообщества, как и индивидуумы в нем,выигрывают от разнообразия. Полезно, если кто-то более консервативен и сдержан по характеру, другой импульсивен, кто-то пассивен, а другой активен, кто-то осторожен, а другой безрассуден, и так далее. Все эти характеры вписываются в понятие нормальной личности. Когда люди свободны, они находят способы поведения и обучения, которые подходят их природе наилучшим образом. И вносят свой особый вклад в общество, в котором они живут. В нормальном сообщесте всегда найдется ниша, которую можно занять, и люди, естественно свободные, выбирают себе ниши, в которых могут чувствовать себя удобно и счастливо, ниши, соответствующие их природе.

Но современная школа не дает этого разнообразия ниш. Все должны делать одно и то же. Все должны сдавать одни и те же тесты. Некоторые, если не большинство, приспосабливаются по своей природной гибкости и сдают тесты, избегая поведения, за которое наказывают. Школа с них берет свой оброк, но это не так очевидно: это может быть общая тревожность, умеренная депрессия, цинизм, подавление инициативы и творчества, но в школьной системе это воспринимается как норма. До тех пор, пока эти характеристики не становятся экстремальными, диагноза не ставится. Диагноз ставится детям, которые конфликтуют с системой..."

Полностью статья здесь.

Tags: международный опыт, мысли, психология детства, современная школа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments