Ольга Писарик (olgapisaryk) wrote in freeedu,
Ольга Писарик
olgapisaryk
freeedu

Categories:

Письма "отшельников из глухомани". Письмо №2

Оригинал взят у shaidenko_m в Письма "отшельников из глухомани". Письмо №2
А как на самом деле? - 2

           Комментарий на текст, размещенный на сайте НТМ от 18.10.2011, 20:54.

Кто автор текста – не знаем, а у нас на съемках была корреспондент НТМ Анастасия Жаравина.

1. «Что важнее – жизнь с родителями или школьное образование?» - мы тоже «однажды» (а потом «дважды», «трижды»…) задали себе этот вопрос. И ясно почувствовали, что живём «на два дома». С каждым вновь отправившимся в школу ребёнком возрастает количество родительских собраний (которые в «нашей» школе были яркими, умными, полезными), концертов, спектаклей, просто «забеганий» в школу: «А что, как тут мой ребёнок?». А ещё дома вечером выслушать, что каждый из них делал в школе, вглядеться в лица, не виденные большую часть дня; а ещё самим рассказать, как у нас дома в дне всё было… Так может уже из школы «не вылезать»? А может всё же дома в семье жить?

А дальше – пуще… Мысль за мыслью… А почему чужие, другие люди учат наших детей? А мы? А как мы воспитывались, учились? Что делали наши родители и каков результат этого?

Вопросы, ответы, размышления, выводы…

А почему и в «вальдорфской» школе (в которой учились старшие дети) уроки построены по тому же «сценарию», что и во многих других школах: объясняющий учитель, слушающие дети, опрос, сидение (многочасовое) за партами, переменки, где дети предоставлены самим себе и, насидевшись за партой, «выпускают» застоявшуюся, зажатую жажду жизни в никуда – криком, беготнёй…

А дальше – пуще… Мысль за мыслью… А чему учатся дети? А чем учатся? Дети растут нами, взрослыми, и тем миром, который мы, взрослые, поколение за поколением создали. То ли сотворили, то ли натворили…

И стали мы смотреть на наш мир широко открытыми глазами: ощущать, переживать, чувствовать и мыслить – по-честному. Ой, мамочки… Ау, папочки!…

Здесь и началось самое-самое. Ну, да «скоро сказка сказывается, не скоро дело делается».

2. «Семья живёт вдали от цивилизации и ведёт натуральное хозяйство» - что же за «зверь» такой – цивилизация?

Ожегов: «1. Определённая ступень развития общества, его материальной и духовной культуры. 2. Современная мировая культура. 3. Мыслимая как реальность совокупность живых существ со своей материальной и духовной культурой».

Показалось мало, заглянули в энциклопедический словарь:

«3. Ступень общественного развития, следующая за варварством. 4. В некоторых идеалистических теориях - эпоха деградации и упадка в противовес целостности, органичности культуры».

Если брать 1е значение, то вопрос: где эта «ступень» находится, чтобы мы тоже могли оценить – далеко или нет?

Если второе значение, то заглянем в словарь ещё раз: «Культура: 1. Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. 2. то же что культурный: находящийся на высоком уровне культуры, соответствующий ему. 5. Высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение. Достижение: 1. см. достичь: 4. Приобрести своими усилиями, добиться. 2. Положительный результат к.-н. усилий, успех. Положительный: 2. Заслуживающий одобрения, полезный и существенный. 3. Обладающий хорошими, полезными чертами, качествами. 5. В математике: представляющий собой величину, взятую со знаком «плюс», большую чем ноль».

Положительный – корень «лож» (положить, ложе).

Т.е. так: некое ничто - «ноль» - и я «ложу», в смысле кладу, помещаю в это «ничто» некий объект. Теперь это уже не «ноль», а единица к.-л. объекта. Это пятое определение и возьмём, чтобы не вступать в споры «о хорошем и плохом».

Итак, «совокупность… достижений людей». Почесали в затылке…

Вот дом, «который построил Джек» (дедушка бывшей хозяйки нашего дома), а это пшеница (а также греча, горох, овёс, перловка, фасоль, пшено, чечевица…),  «которая в светлом чулане хранится», синица тоже есть (когда кто-нибудь забывает дверь за собой закрыть), о кошках не будем – трагическая история, не пёс – две собаки, петух есть и даже «кукарекает», наёмной рабочей силы (молочницы и пастуха) не имеем, корова «превратилась» в молочных коз…

Далее осмотрелись – вот же ещё «достижения» в материи: утварь разнообразная, мебель, свечи, швейная машина хозяйственное мыло, пианино, в конце концов; пилы, топоры, молотки… Ба! Бензопила. Нет, «бери выше» - две! Лыжи; санки; гвозди; саморезы; ручки; карандаши; мелки; писчая бумага; термометр; часы; книги, наконец. Ой, а что это? Боже, у нас же мобильный телефон есть! Уф… Не многовато ли?..

«Общественные и духовные достижения». Ещё раз обратимся к словарю. Ожегов: «Общественный - то же что и общество в первом значении: 1. Совокупность людей, объединённых исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. Дух: 1. Сознание, мышление, психические способности; начало, определяющее поведение, действия. 2. Внутренняя, моральная сила». (Про религию и воздух не будем).

Итак, поищем. Эта самая «совокупность людей» - так это же прежде всего семья! Слава Богу, есть. И вот «доказательства»: «у семьи отшельников…», «семья живёт…», «к подобным визитам в семье…», «в Ладейки семья переехала…»,  «это нормальная семья…» и т.д. И это цитаты из репортажа НТМ, в других изданиях то же.

Ну, с «духовными достижениями» вообще просто. Всё, что выше написано о духе, присуще только человеку. Там, где человек, там и духовные достижения, и культура.

Итак, со вторым значением мы разобрались. Видим, трудно быть вдали от цивилизации. Мало выбросить куда подальше все материальные (производственные) достижения, мало быть в полном смысле отшельником в ед.числе, надо ещё суметь «отвязаться» от Духа (вот про продажу Души дьяволу слышали, а вот чтобы сатана торговал у людей Дух – неведомо!)

А если серьёзно, то в основе всех достижений лежит человеческая мысль (а до неё – чувство). Человек – «альфа» и «омега» любой цивилизации, культуры. Быть вдали от цивилизации – это быть вдали от самого себя, сиречь «не в себе».

Пропустим третье значение по Ожегову: мы уже «с зубовным скрежетом» согласились на «совокупность живых существ».

Пропустим и третье значение из энциклопедического словаря. Столько написано о современном варварстве (Ожегов: «Грубость, дикость нравов, бессмысленное разрушение культурных ценностей».)

А вот четвёртое значение привлекло внимание. А если добавить сюда знание о том, что «культура» в переводе с латинского есть «возделывание» (воспитание, образование, развитие, почитание) – вот тут-то всё и встало на свои места…

«Лирическое отступление». Есть у нас «страшное» подозрение – когда звучит «живут вдали от цивилизации» перевод такой: «без электричества, телевизора, Интернета, радио (иногда, для разнообразия можно добавить «без занавесок на окнах, без обоев на стенах»). Вот и вся «цивилизация». А мы-то отыскали 5 значений этого слова в словарях и исписали по этому поводу больше страницы печатного текста.

«Краткость – сестра таланта»: отсутствие цивилизации – это отсутствие электричества, телевизора, Интернета. Пушкин «отдыхает»…

Вот «поёрничали», «пары спустили», а легче не стало. Страшно.

Так вот о «возделывании». Если мы «возделываем» себя и Землю, то день ото дня упадок и деградация «превращаются» в подъём и расцвет безо всякой «волшебной палочки».

Оглянулись вокруг, вспомнили 2007 год – кругом поваленные заборы в три слоя, битое стекло вокруг домов, кучи мусора, вывернутые ураганом берёзы по деревне; то, что когда-то было огородом – бурьян в человеческий рост, а в бурьяне снова заборы; неухоженные, дичающие яблони и кусты смородины, крыжовника, черноплодки; полу-ямы от бывших колодцев, а ещё… А ещё малые тогда дети (от 3х до12ти), и мы сами, как «после долгих и продолжительных боёв»…

А «глаза боятся, а руки делают».

И вместе с наведением порядка на нашей Земле становится чище и яснее и внутри нас самих и в наших взаимоотношениях.

И вот уже сосенки, посаженные 4 года назад пятидесяти сантиметров росту, со мной вровень; ясень и вяз, привезённые из Малышево саженцами «по колено» детям, обогнали их, да и меня. И вокруг них чистая, без мусора земля. И обихоженные яблони начали давать яблоки…

И мы сами стали чуть прямее, легче, быстрее, собраннее, улыбчивей, взрослей… Свободней.

3. «Детей в школу не отдают принципиально» - дети не чемоданы, чтобы их отдавать или не отдавать. Мы вместе с детьми выбрали семейное образование и самообразование.

4. «Говорят - всему научат сами» - мы говорим, что мы развиваемся вместе с детьми. Знаете, у Дольского в песне «Три сына»: «Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу – не худшая всё-таки участь. Мне кажется, я их чему-то учу, а это они меня учат».

5. «дома 4» - дома 6.

6. «посетила комиссия по делам несовершеннолетних» - а также органы опеки и попечительства. А вернее, представители этих органов.

7. «К подобным визитам в семье… успели привыкнуть» - нет, не успели и не собираемся привыкать. Каждый из пяти «визитов» (без предупреждения 3 и по определению суда 2) был опытом по преодолению в себе боязни власти. И не только власти в смысле представителей государственных органов, а и власти догматов, власти обусловленности, т.е. привычек, власти мнения большинства.

8. «За её плечами 2 класса ярославской средней школы» - первое, нет у неё ничего за плечами, так же как и у всех у нас; второе, Василиса в течение 2х лет обучалась в НОУ «Школа-сад на ул.Вольная» (а не в средней школе).

9. «Они никогда за партами не сидели» - вот такой образ обучения в школе – ходить в школу и сидеть за партами!

10. «…Они навязывают свою жизненную позицию детям…» А.Корнева - Ожегов: «Навязать: 3. перен. Принудить, заставить принять, купить что-нибудь». Где у А.Корневой доказательства, что мы принуждаем, заставляем принять детей свою жизненную позицию?

Выдержка из протокола судебного заседания. Судья организовала допрос вызванного в суд старшего сына Юлии.

Прокурор: Когда вы в Малышево проживали, мать вам свои взгляды как-то пропагандировала?

Сын: Предлагала, но не навязывала.

11. «Невозможно жить в обществе и игнорировать его» А.Корнева – Ожегов: «Общество: 1. Совокупность людей, объединённых  исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. 2. Круг людей, объединённых общностью положения, происхождения, интересов. 3. Добровольное, постоянно действующее объединение людей для к.-н. цели. 4. Та или иная среда людей, компания. 5. В дворянской среде:  узкий круг избранных людей. 6. Совместное пребывание  с кем-нибудь. Игнорировать: умышленно не заметить, не принять во внимание. Умышленный: преднамеренный, с умыслом».

Что и какое общество мы игнорируем, в смысле умышленно не замечаем, не принимаем во внимание?

У «классиков» звучало по-другому: «Невозможно жить в обществе и быть свободным от него».

Свобода – это внутреннее состояние нас, человеков; внешние объекты (например, общество) для нас являются возможностями к развитию.    

12. «Дети не социализируются» А.Корнева – «айда» к Ожегову! Стоп! У него в словаре нет! Смотрим БСЭ: «социализацияпроцесс усвоения человеком-индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества (по Марксу – процесс формирования целостной личности).

В общем, «мороз по коже» от некоторых слов – индивид, система, функционировать…

И всё же рассмотрим. А.Корнева утверждает, что у наших детей отсутствует процесс усвоения ими определённой системы знаний, норм и ценностей. О какой «определённой системе» идёт речь? Где факты и доказательства этого? И кто «определил» систему?

Создаётся впечатление, что под словом «социализация» скрывается не только «определённая кем-то система», но и слово «обобществление». Ожегов: «обобществить: слить отдельные, единичные хозяйственные объекты в одно целое». Что ещё? Вот, социологический словарь «обобществление - англ. socialization/collectivization; нем. Vergesellschaftung. 1. Процесс объединения отдельных соц. элементов, включения их в целостную систему. 2. Превращение индивидуального в коллективное, общественное. См. КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ, НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ, МУНИЦИПАЛИЗАЦИЯ». Так что же имеет в виду А.Корнева?

13. «…дети отрезаны от общества, они не ходят в школу» С.Фёдорова – что означает «отрезаны», от какого «общества»  (см.выше шесть значений слова). А вот слово «ходят» в сочетании со словом «школа»… И я, и Юлия в школе учились.

14. «На этот раз ответчик, которым является отчим…» - ответчиком  по всем трём искам прежде всего является Даниловская Ю.Ю.; и если уж пользоваться казёнными словами, то правильно: отчимом я не являюсь, т.к. мы с Юлией официально не зарегистрированы как муж и жена. А в семье у нас это слово никогда не употребляли.

15. «Деревни Ладейки нет на карте Ярославской области» - у кого-то из нас уникальная карта: то ли у нас, то ли у репортёров НТМ. На «нашей» карте наша деревня есть. Карта Ярославской области 1997 года выпуска, 439 ЦЭВКФ им.Дунаева В.В.

16. «Нет к данному населённому пункту и дороги» - А как же вы к нам попали?! Вроде не вертолётом… Ожегов: «Дорога: 1. Полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения. 2. Место, по которому надо пройти или проехать, путь следования».

В обоих значениях дорога есть.

17. «Добраться до пункта назначения можно лишь… на тракторе» - а ещё на «буханке», «козлике», «ГАЗе-66», квадрацикле, лодке… На наш «вкус», проще и радостней всего идти к нам пешком. Столько движения, впечатлений, времени на размышления, беседы…

18. «Кстати, местные трактористы, узнав про повышенный интерес к данной семье со стороны журналистов и органов опеки, смогли на этом не плохо заработать» - Первое, представители органов опеки и КДНиЗП приезжали на собственном транспорте (а не на тракторе). Второе, трактористы не смогли заработать. Трактора, на которых добирались репортёры и журналисты, «колхозные» (СПК), а трактористы – члены кооператива. И деньги за «доезд» – в кооператив. А за любую попытку сделать иначе – штраф! И это реально, в смысле, что после одной «попытки», тракторист таки заплатил штраф! Потому как тракторов осталось «раз-два и обчёлся» и они «на вес золота». А трактора и для перевозки навоза, и силоса, и сена, и дров… И не «такси» у них специализация, а сельхозработы.

19. «Одна поездка, а это всего 8 км – стоит 500 рублей» - Как всё относительно!.. Когда надо назвать «отшельниками», то эти 8 км превращаются… «одним лёгким движением» превращаются в «глухомань, глушь, вдали от цивилизации» и т.д. А когда…

Но мы просто уточним: «всего» складывается из расстояния до Ладеек от места стоянки трактора 6 км, обратная дорога – столько же и время ожидания репортёров от 2 часов и более. Сколько в г.Ярославле за это же самое возьмут таксисты? По весне этого года только посадка стоила 100 рублей.

20. «В покосившейся от времени избе…» - изба покосилась не столько от времени, сколько от неразумия людского. Уже будучи «дачниками» прежние хозяева этого дома устроили душ-баню в летней половине без гидроизоляции пола, стен и потолка. Результат – сгнивший угол.

21. «…чтобы быть ближе к природе» - такое ощущение, что есть где-то некая природа, и к ней можно быть либо ближе, либо дальше от неё.

 Мы живём в природе, мы сами суть природа. Природа – это основа нашей жизни.

 Ожегов, здравствуй! «Природа: 1. Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. 2. Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку (запомним!). 3. Места вне городов (и это тоже запомним!). 4. Основное свойство, сущность (человеческая природа, природа человека). Противопоставить: 1. Сравнить, указав на различие, противоположность признаков одного и другого. 2. Противодействуя, направить против кого-чего-нибудь».

Итак, природа – весь неорганический и органический мир, противодействующий человеку вне городов.

Это такой «пазл» получился у нас. «Страшно, аж жуть!»

22. «Как в старину, работают и дети, и взрослые» - сам собой напрашивается вывод – сейчас, в современности, не работает никто: ни дети, ни взрослые. Да и правильно, лучше трудиться. Это слово нам всем по душе!

23. «Живут натуральным хозяйством» - «И рады бы в рай, да грехи не пускают!»

24. «У дома на нескольких гектарах земли пасётся стадо коз и овец. В роли пастуха сегодня самый младший» - вывели коз специально для съёмочной группы уже перед самым их отъездом, а потом ребята решили таки их немного попасти. И отправилась пасти их Василиса. А Тимофей вместе со старшим Борисом их «подержал» недалеко до прихода сестры. Тимофей самостоятельно ещё не пасёт животных: и терпения не хватает, и «слова козьего» он  пока не знает, а «авторитета» нет.

25.   «Тимофей Шайденко:

- У тебя есть любимая игра?

- Я не играю ни во что. Я огород рыхлю, сажаю и собираю.»

А как на самом деле? До того, как Тимофей наконец-то ответил на череду вопросов: «Ну, а чем ты занимаешься? Что делаешь? Как твой день проходит? Есть ли у тебя любимая игра?» произошло следующее. Анастасия обратилась к Тимофею: «Скажи что-нибудь про этих нехороших тёть, которые к вам приезжают…», чем вызвала у него и у всех остальных детей удивление и в первый момент растерянность.

Во-первых, никто в нашей семье никогда не употребляет слова «тётя» или «дядя» для обезличенного обозначения других людей. Мы разговариваем с детьми всегда своим обычным взрослым языком. Во-вторых, никто в нашей семье не называет сотрудников Даниловской КДН «нехорошими». Тимофей слышит все наши размышления, рассказы старших детей о прошедших заседаниях суда, на которых они были, и знает всех «действующих лиц» либо по фамилиям, либо по должностям. Также он чувствует наше отношение к происходящему, как к опыту и осознанию, а не как к «драке» с «нехорошими тётями». Всё вместе делает для него непонятным предложение Анастасии. Пришлось Юлии и Василисе шутить над Тимофеем, чтобы вывести его из ступора: «А ты больше стой рядом с корреспондентами! Достоялся!»

26. «После короткой встречи на улице, нас любезно провожают в дом» - обычно в дом приглашают, а провожают  из дома. Ну, да ладно.

 Мы о другом. А как на самом деле? «Встреча была коротка» по причине моросящего, прохладного дождика; репортёры замёрзли по причине «лёгкости» одежды. Пришлось «провожать» в  дом, для согревания. «Любезно»… Юлия в их приезд менее всего была любезна, но «взяла себя в руки», действуя по принципу: «не смог предотвратить – возглавь». Дело в том, что ни ей, ни детям не хотелось, чтобы съёмочная группа приезжала  без меня, а я в этот день был в отъезде. После «долгих и продолжительных» совещаний было выбрано «меньшее зло из двух»…

27. «10 летний Владимир счищает воск с пола» - если бы воск! А то ведь парафин, который мама второпях, тут же, при съёмочной группе, одним неаккуратным движением разлила из поддона, где он растапливался. Пришлось ликвидировать последствия.

А счищать парафин от свечей с пола не приходится – свечи стоят на больших поддонах и в них оплывают и «плачут».

28. «Семья живёт при свечах, без электричества, без занавесок на окнах, без обоев на стенах. Телевизора в доме нет, как впрочем нет и радио» - так и хочется воскликнуть что-нибудь эмоционально-патетическое, но не будем. «Без обоев» - нам нравятся бревенчатые стены и не нравятся «развлечения и забавы» мышей за обоями; «без занавесок на окнах» - тюль или органза не нравились никогда (в городе они целесообразны, а в деревне – нет); шторы в наших условиях тоже не целесообразны – закрываться не от кого, а «пылесборников» не надо, простенки между окнами очень узкие и заняты кронштейнами под полки для рассады. Рассада для нас важнее штор.

А живём мы «при» Солнце, Луне, Звёздах, Земле, Воде, Ветре, Лесе, друг друге…

К отсутствию электричества, как ни странно, даже привыкать не пришлось. Как-будто мы так всегда жили. Дети действительно видят в темноте, и мы начали… Не бывает (крайне редко, когда новолуние вместе с низкой, густой облачностью) тьмы кромешной – звёзды, Луна, снег, вода на травинках и листьях, река – всё светится-освещает.

29. «Гордость семьи – фортепиано. По команде матери дети выстраиваются вдоль инструмента и поют» - Фортепиано – это музыкальный инструмент. Мы не создавали его ни как идею, ни как конкретное воплощение – это «плод» чьей-то мысли и чьего-то труда. Нам нечем гордиться, Для Юлии (у которой это пианино с 5ти лет) и детей – это совершенно привычная вещь, имеющая практическое применение. Для меня некоторое время это было необычно просто потому, что в моём детстве у нас дома не было музыкальных инструментов.

А вот как это было. Анастасия Жаравина обратилась к детям (примерно так): «А вот давайте кто-нибудь из вас проведёт экскурсию по дому». Видя «неописуемые» выражения лиц наших детей, поясняет: «Ну, как экскурсоводы»,- «неописуемость» нарастает. Она разъясняет, видимо думая, что дети не знают, что такое «экскурсовод» и «экскурсия»: «Ну, вы будете говорить и показывать – здесь у нас то-то, а здесь это…» «Неописуемость» не исчезает, нарастает «махровое» молчание детей. Дети знают, что такое «экскурсовод» и «экскурсия», но они не знают причём здесь их дом и не приучены играть в нецелесообразные игры. Анастасия предлагает побыть экскурсоводом Владимиру. Он за «словом в карман не лезет», это слово у него пока всегда наготове: «Нет!» Анастасия обращается к Борису: «Ну, давай ты покажешь. Вот говорят, у вас тут достопримечательность, гордость – пианино. А что ещё?»

Борис начинающимся баритоном: « А чего тут показывать – вот одна комната, вот другая. А вот пианино…» Поскольку «неописуемость» оказалась «заразной» и стала появляться на лице самой Анастасии, Юлии пришлось оставить Владимира наедине с парафином и начать «командовать». «Команда» звучала так: «Ну, дети, коль уж у нас пианино гордость и достопримечательность, пойдёмте петь…» Дети «по команде матери» доделывают свои дела: Василиса заканчивает заваривать чай, Владимир дочищает парафин с пола, Борис идёт к пианино, а Тимофей недалеко от инструмента ковыряется спицей в расчёске (чего не делал никогда до этого и ещё ни разу не делал после).

Тут «неописуемость» появляется на лице самой Юлии. Пытаясь одновременно выяснить с Тимофеем, что происходит, и очень быстро сообразить, что происходит вообще, начинает «брать» первые аккорды на пианино; тут, к счастью, безо всякой команды подходят все дети и начинают просто петь. Уф! Музыка умиротворяет.

Юлия меняет «гнев на милость», понимая, что целесообразней получать «удовольствие» от происходящего, чем получать «сюрпризы» от всё чувствующих детей. И становится «любезной».

30. «Закончив выступление, все перемещаются в зал» - про «выступление» мы рассказали. А вот «зал» - это что? У нас такого нет. У нас две комнаты поменьше и побольше, сени, летняя половина дома, другие хозяйственные помещения…

31. «Устраиваются у печки на досках, которые в доме служат и столом, и стулом, и даже кроватью. Здесь же, говорит мама, происходит и домашнее обучение…» - «Доски у печки» - это дощатое двухъярусное сооружение высотой 80 см,  длиной 2м 15 см, шириной 90 см. На первом ярусе хранятся кабачки, а на втором - уютно спится и сидится у тёплого «бока» печи. А чтобы не сидеть просто так, то на этих «досках у печи» можно вязать, зашивать, читать, размышлять... Стол у нас – это отдельный, самостоятельный предмет. Так же, как стулья. Вернее – табуреты и лавки, сидение на которых весьма способствует выработке красивой осанки.

32. «Женщина считает себя педагогом от природы» - А дело было так. Во время «выступления», т.е. пения, Юлия жестами показывала детям: петь тише или громче, медленнее или быстрее, вместе начать или закончить пение и т.д. Естественные жесты для организатора группового пения, тем более что в тот раз пение было не очень слаженным и без распевки.

После окончания «выступления» Анастасия спрашивает Юлию: «А откуда вы знаете и умеете вот это? Вы где-то этому учились?» - и жестом повторяет Юлин жест. Юля, пожимая плечами, отвечает: «Мама должна быть и учителем, и врачом, и актрисой, и, если надо, клоуном, и много кем ещё…» А когда после моего возвращения домой дети и Юля рассказывали, как всё было, она удивлённо поясняла: «Это же совершенно естественно – язык жестов, все люди это умеют и понимают. И вообще, я же семь лет училась в музыкальной школе и все семь лет пела в хоре. И все эти семь лет видела и понимала жесты хормейстера. Я же их запомнила. Теперь они пригодились… Что в этом удивительного?»

33. Юлия Даниловская: «Мы не пользуемся учебниками…» и до конца абзаца «прямая речь-монолог» Юлии – этот разговор длился минут 30ть, это не был монолог Юлии, а был именно разговор Анастасии, детей и Юли. А от него остались «рожки да ножки» - «нескладушки-неладушки».

34. «Дети взгляды родителей разделяют полностью» - как сказали тут дети: «Взгляды – это не пирог, чтобы их делить!» Мы вместе с детьми принимаем все решения в семье, а перед этим много размышляем, смотрим «со всех сторон», ищем наиболее целесообразное решение.

35. «Василиса Даниловская» - по паспорту у Василисы фамилия не Даниловская.

«Лирическое заключение»

Мы посчитали – за месяц у нас в семье побывало 34 человека, причём большинство – впервые: журналисты, прокурор, работники КДН и опеки... Все «бегом» да «при исполнении». Да всё больше с претензиями и расспросами, сомнениями и «подковырками». Часто звучали слова «цивилизация», «культура», «социум», «общение». Стали мы размышлять...

«Осознание необходимости длительного и тесного контакта с одними и теми же людьми – сильный стимул к тому, чтобы относиться к ним честно и уважительно (мы бы заменили слово «уважительно» на слово «с любовью» - М.Ш.)…Человек никак не может жить среди тысяч или миллионов других людей. Он может поддерживать отношения только с ограниченным числом людей…При этом огромное число людей вокруг (наличие огромного числа людей – М.Ш.) создаёт у человека впечатление, что существуют бесконечные возможности установления новых отношений, если старые вдруг испортятся». /Жанна Ледлофф «Как вырастить ребенка счастливым (принцип преемственности)»/.

В оригинале название книги «THE CONTINUUM CONCEPT.  In Search of Lost Happiness». На наш взгляд, так  и надо переводить - «В поисках утерянного счастья». Это и есть то, с чем имеем дело мы, люди «европейской» культуры. И это было очень заметно при взаимодействии с приезжими.

Ещё цитата из книги:

«У екуана я научилась куда более утончённым способам общения с людьми, чем те, что я узнала в цивилизованном обществе. Их способ приветствия гостей показался мне необыкновенно здравым.

Впервые я наблюдала его, когда пришла в деревню екуана с двумя другими индейцами из далекого поселения. Тогда от меня не ожидали знания правильного поведения, поэтому один старик, живший в молодости среди венесуэльцев и немного говоривший по - испански, вышел и поприветствовал меня обычным венесуэльским похлопыванием по плечу и после короткого разговора показал мне, где повесить гамак.

С моими попутчиками обошлись совсем не так. В полном молчании они сели неподалеку под большой круглой крышей. Жители деревни ходили мимо навеса по своим обычным делам, но никто даже краем глаза не взглянул на гостей. Около полутора часов двое мужчин сидели неподвижно и молча, затем подошла женщина, не проронив ни слова, положила перед ними на землю пищу и удалилась. Мужчины принялись за еду не сразу, лишь через некоторое время они молча поели. Затем женщина пришла снова и забрала чашки. Прошло еще некоторое время.

Наконец один индеец подошел к гостям непринужденной походкой и встал, опершись на столб, поддерживающий крышу. Повременив, он мягко сказал несколько слов. Прошло около двух минут, прежде чем старший гость так же коротко ответил. И снова молчание. Когда они заговорили вновь, казалось, что их слова чудесным образом возникали из царящей тишины и исчезали. Никто не мешал спокойствию и достоинству путников. Беседа оживилась, и к навесу стали подходить новые люди. Какое - то время они слушали молча, а потом включались в разговор. Казалось, все они ощущали спокойствие двух гостей и заботились о его сохранении. Никто не перебивал друг друга; ни в одном голосе не звучало эмоционального напряжения. Беседующие оставались спокойными и уравновешенными.

Вскоре десяток мужчин дружно заливались смехом над рассказанными историями.

На закате у навеса уже собрались все мужчины деревни, а женщины принесли еду. Люди делились новостями и много смеялись. И жители деревни, и гости полностью адаптировались к обстановке безо всякой необходимости выказывать ложную радость или нервничать. Молчание не означало нежелание общаться, но лишь дало каждому путнику время полностью успокоиться и увериться в том, что у окружающих также царили мир и спокойствие».

Чувствование и взаимное бережение жизненного пространства друг друга – это и есть одно из выражений нашей культуры.

А «культура (от лат. Cultura – возделывание, примечание наше) начинается там, где начинается любовь, где возникает привязанность, где взгляд человека, неопределённо блуждавший повсюду, на чём-нибудь (ком-нибудь – добавление наше) останавливается. И уже не ищет отойти от него». /В.Розанов, «Сумерки просвещения», 1899г./

И последнее.

Любовь – это верность наиболее полному раскрытию жизненного потенциала того, кого (или чего) любишь. (слегка подправленная нами мысль из книг Теуна Мареза «Женское и мужское» и «Мужское и женское»).



Tags: Россия, анскулинг, дело Шайденко, свободное образование
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment