Nastassja Shumikhina (u_ksa_re) wrote in freeedu,
Nastassja Shumikhina
u_ksa_re
freeedu

Categories:

Школа и культ нехватки и недовольства.

По просьбе делаю перепост из жж:

Один из самых пугающих факторов, который культивируется в традиционной школе-это неудовлеторенность.
Для того чтобы почувствовать удовлетворение, необходима пауза. Пауза между вдохом и выдохом. Когда человек сыт -он удовлетворен, можно временно пребывать в приятном ощущении сытости и довольства. Когда книга прочитана, можно побыть какое-то время под её влиянием, насладиться послевкусием.
Но самое главное -это пауза, остановка. И пребывание в чувстве удовлетворенности, в согласии, в трансляции "Да". Удовлетворение- это когда достаточно. Само слово "достаточно" родственное слову "достаток". Каждый, не голодающий, имеющий крышу над головой имеет доступ к достатку, это состояние ума.

В традиционной школе чувство достатка находится под запретом. Нельзя сказать -"довольно, мне хватит" . Это все равно что признаться в своей отсталости, слабоумии. Пока ты будешь довольствоваться и переваривать таблицу умножения -все дети уйдут далеко вперед по программе, если ты не с ними -ты -отстал. Отстающий ученик= неспособный= слабоумный. Чтобы доказать, что ты в порядке, нужно поглощать знания, давясь ими. Или делать вид.

" Не страшно наесться дерьма, страшно привыкнуть к его вкусу." -говаривал М. Фрай. К сожалению, за 11 лет облучения радиацией неудовлетворенности и обесценивания того, что имеешь- маловероятно не мутировать в той или иной степени.
И позже, взрослые люди, имея семью и друзей, чашку горячего шоколада в руке и любимую книжку под носом, тем не менее прокручивают в голове список того, что еще нужно достичь..еще..купить..сделать..вместить.
. Никакого удовлетворения. Кому-то удается на время почувствовать свою самодостаточность. Кто-то, благодаря долгим практикам или психотерапии- пребывает в этом чувстве более-менее прочно. Но практически всем это ощущение -вера в то, какой ТЫ есть сейчас , что-это уже хорошо и достаточно -дается с трудом.

Чувство неудовлетворенности, нехватки -бич человека. Это чувство пустоты, неполноценности -такое выматывающее и тяжелое.  Так зачем же его возводить в культ и пестовать? И зачем это поощряется обществом?
Мы -настолько потребители, что не замечаем уже, насколько это против природы человека. Настолько привыкли, что не хотим менять ничего?

Что можно сделать в этой ситуации горькой? Только повторять себе и детям почаще - " Ты -молодец, всё что ты делаешь -прекрасно, ты добился успехов в этом и в этом. Ты прекрасно справляешься. Не спеши. Насладись моментом".
И постоянно, нудно и терпеливо отделять мух от котлет. Напоминать, что то лишнее, что приходится вмещать -навязанное, чужое и если получается - не считается и если получается -можно выплюнуть или отложить до лучших времен..

Желаю всем  не терять связи с чувством, которое всегда знает, когда "достаточно".

АПД. Отдельно хотелось бы затронуть тему именно выдоха. Какой он может быть в таких условиях? Когда нет времени даже попребывать сытым и переварить. Возможно ли творчество вообще при таком раскладе? Ведь творчество -это всегда выдох.
Tags: мысли, психология детства
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 60 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →