Александра aka strix (strix_ru) wrote in freeedu,
Александра aka strix
strix_ru
freeedu

Categories:

Флеш-моб: Знаковый пост

Поддержу флеш-моб и я.

У меня двое сыновей Арсений (12 лет) и Дик (11  лет),  оба в настоящий момент числятся в 7-м классе.  Мои мальчишки никогда не ходили в массовую школу и  с 1 класса были как  на полуэкстернате (2-3 раза в неделю приходили в частную школу на индивидуальные консультации к учительнице), так  и на полном экстернате. Учеба в основном получалась  дома, и был это классический хоумскулинг: дали задания из учебника - выполнили задания из учебника. Хорошо хоть учебники я могла чаще всего выбрать те, которые нравятся.  На настоящий момент я понимаю, что минусов при таком способе обучения было, пожалуй, сильно больше, чем плюсов. Но все мы учимся на ошибках, а при недостатке информации - чаще всего  на своих.

Я могу много и очень много говорить об эволюции моего мировоззрения на домашнее обучение, и как менялись способы, которыми это происходило в нашей  семье, но хочу остановиться лишь на одном: я поняла за эти годы, что хоумскулинг, т.е. обучение по школьной программе  для меня мало интересно и не кажется теперь ни  полезным, ни эффективным. Тогда как анскулинг - то есть следование в познании мира за интересами каждого конкретного ребнка, как бы далеки эти интересы ни лежали от "обязательного образовательного стандарта" - это совершенно волшебное путешествие в необычный "обычный"  мир, которое мы можем совершить вместе и в гармонии со своими детьми.

Я просмотрела свой журнал, и с удивлением обнаружила, что я практическу ничего не пишу про практику домашнего обучения, в основном я делаю записи про детей, стремясь кому-то объяснить и показать, что "домашний ребенок" не живет в изоляции и не скучает запертый дома - мои записи о тех познавательных, активно-двигательных или увеселительных мероприятиях, в которых мои дети участвовали, или же ими сотворенные поделки, которые легко вам показать - они в основном под тегом "активные методы обучения", если кому интересно.

А сейчас я выложу свой старый, полуторагодовалой давности обобщающий пост о наших итогах за год экстерната, с которым нынче я могу быть и согласна и не согласна, который мне сейчас кажется очень оптимистичным для той обстановки, что тогда царила у нас в семье и во взаимоотношениях с принимающей экзамены школой, но, возможно, этот пост будет кому-то полезен.




пятница, 6 марта 2009 г.
Наши итоги за год.

Хотелось немного рассказать об итогах нашего совместного с детьми обучения экстернами за год. Совместного, потому что это дело разумеется не только (и не столько) детское, но и родительское. Даже анскулерство и то подразумевает какое-то активное образовательное общение родителей и детей. А у нас самый настоящий хоумскулинг. Иными словами мы активно учимся. Учатся как дети, так и я. Даже папа у нас иногда активно разгребает дебри географических понятий и натаскивает детей к предстоящему зачету.

Удивительно, оказалось, что чисто экстернами мои дети учатся только год! Раньше все это в основном проходило под не пристальным, но все же оком учительницы, что как-то снимало с нас всех добрую половину ответственности. Теперь мы все больше и больше сами себе голова.

Это сильно организует всю семью (ну, не очень сильно, но все же организует), но кроме того это очень и очень интересно! Почему?
  • * Мы не боимся «пойти не тем путем». Все пути перед нами – наши. Пойдешь направо, пойдешь налево, все разное получишь, но нигде не получишь «черной метки».
  • * Мы не очень боимся чего-то не уметь или не понимать. Детям это позволительно, хотя и чертовски обидно родителям, родителям позволительно, но чертовски неудобно в жизни. Совместными усилиями наверстываем.
  • * Мы свободны в выборе литературы. Дополнительная литература становится основной, основная – дополнительной, а потом все опять наоборот. Библиотекарши меня знают в лицо, радуются, когда мы все приходим и уносим тома энциклопедий. Наши книжные полки забиты книгами: Дом Книги на нас нажил огромное состояние, также как и Лабиринт-шоп, пара магазинчиков на Пяти углах, а главное – книжная ярмарка в ДК Крупской. Моя давняя и очень добрая подруга снабдила нас уже двумя дополнительными книжными полками, но и они заканчиваются.
  • * Мы свободны в объеме литературы: никто нас не ругает, что в двух книгах прочитаны только подписи под роскошными иллюстрациями, а сам текст – только в третьей и то наполовину.
  • * Есть мощный стимул находить и смотреть научно-популярные фильмы, жаль много времени уходит на их поиск. Не корпеть же все время детям над учебниками? Так весь интерес к учению улетучится, и здоровье дети подорвут. По крайней мере, фильмы можно смотреть и в движении, а вот учебник читать, да тетради писать – не получается. Помню, был такой замечательный тренажер у «Блондинки в законе», как наяву вижу: крутит блондинка ножками педали :D, а перед ней на подставочке лежит учебник, который она внимательно изучает. Красота!
  • * Есть стимул использовать обучающие CD-диски, полезная в хозяйстве вещь, особенно в середине курса – когда многие вещи узнаются влет и можно спокойно играть в тестовые игры и слушать прикрыв глаза диктора.
  • * У нас много времени занимают разнообразные нешкольные занятия – от интеллектуально-стратегических настольных игр, бисероплетения и международного обмена открытками до посещения четырех разных кружков. На это есть время, но только если сильно ограничивать время школьных занятий. Зато есть сильный стимул научиться одолевать школьные знания-умения быстрее и эффективнее.
  • * А еще, в отличие от многих родителей и самих школьников, нам нравятся учителя. Может быть и не все совсем на пять с плюсом нравятся, но 4 раза в год мы с ними со всеми обоюдно любезны и обоюдно терпимы.
  • * Мы стали дружнее! %)

А вот что нам мешает:
  • * Да, сроки. Сроки сдачи. Это сильно утомляет, на этом мы зарабатываем львиную долю того негатива, который выплескиваю как я на детей, так и они на меня (обратно). Это то, что нас ограничивает. Например, мы не можем заниматься историей Древнего мира полгода подряд и только им. Это просто невозможно, если мы хотим сдать школьную программу.
  • * Установленная система аттестации. Где-то аттестация установлена жестко (контрольная по математике, диктант и изложение по русскому), где-то проще (экскурс по учебнику с вопросами, рабочие тетради), но все это – в пределах учебника. Хорошо хоть почти по всем предметам мы отстояли право самим выбирать учебники. (По литературе не отстояли, и ее мы точно будем сдавать в лучшем случае осенью. Не лежит душа.) Однако, при этом мы не можем сдать творческий проект. На природоведении честно говоря можем, хотя по учебнику все равно спросят, а на остальных предметах – нет. Я думаю, это не специфика нашей школы, это специфика школьного образования вообще. Эту машину надо сильно раскачивать, устраивать шторм посильнее, чтобы добиться свободы при промежуточных, необязательных по закону аттестациях.
  • * Детей ограничивают стандарты оформления, что даже не столько нашей школы заморочки, а заморочки последующие, ЕГЭ, институты и прочее. Нечитаемый почерк или черезстрочкупосерединенаписанные предложения не могут помешать ребенку учиться, но это сильно мешает СДАВАТЬ.
  • * Простудные и хронические заболевания. Поедают поедом огромное количество времени, данного на совместное образовательное времяпрепровождение. Отключают мозги напрочь и у всех в семье появляется навязчивая и ненужная раздражительность.
  • * Финансовые проблемы. Я понимаю, нынче это «не смешно».

Подведя итоги, хочется сказать, что все было не зря. Даже практическое отсутствие у меня хоть сколько-то постоянной работы не очень ущемляет мою профессиональную гордость, хотя, конечно бьет по карману. Но – все впереди, в дальнейшем, я думаю, самостоятельность детей будет сильно повышаться, и мне легче будет оставлять их учиться самих.
Tags: домашнее образование, домашнее обучение, личный опыт, наши дети, трудности ДО, экстернат
Subscribe

  • Графический дизайн

    Добрый день. Ребенок увлекается рисованием(12лет). Хочется ребенку попробовать себя в графическом дизайне, в сети много онлайн курсов, может у…

  • Вопрос про математику и дисграфию.

    Всем доброго времени суток! Имеется у меня дочь почти 9 лет со сложным школьным анамнезом. Ходили 1 четверть в обычную школу и там было всё: слезы,…

  • Приглашаю на новый семестр в онлайн-студию.

    С разрешения модераторов сообщества приглашаю желающих заниматься в новом сезоне в нашей онлайн-студии. Суть занятий: один раз в две недели в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment