Мария Иванова (ma_sha_ivanova) wrote in freeedu,
Мария Иванова
ma_sha_ivanova
freeedu

Categories:

Про науку, чувства и осознанность

Представляем вашему вниманию перевод статьи Кена Робинсона "Как наука обращает свое внимание на чувства". 



Наука сегодня обнаруживает то, что художники поняли уже давным-давно: воспитание наших чувств является жизненно важным для качества нашей жизни, а интеллект и чувства весьма и весьма связаны. Последние 300 лет доминирующим взглядом в Западной культуре было то, что интеллект в основном связан с определенного рода логикой и рассудком. Эта точка зрения развивалась с Эпохи Просвещения, и благодаря ей наука и особого вида рационализм утвердились в качестве основных источников интеллектуальной власти. Достижения этого мировоззрения были впечатляющими, включая взрывной рост технологий, беспрецендентные достижения в медицине и в средствах связи, а также в нашем понимании физического мира.

Наука превращает человеческую жизнь в то, что в геологическом времени известно как эффект бабочки. Это дает много преимуществ. Но также за это приходится дорого платить. В частности изгнанием чувств, как  в самой науке, так и в нашей культуре в целом, особенно в сфере образования. Для сторонников чистого разума и объективности, чувства грязны и вводят в заблуждение. Даже в психологии и психиатрии, а также в дисциплинах, имеющих дело с человеческим поведением и мотивацией, к чувствам часто относятся негативно. Примечательно, что психологические и психиатрические истории в основном о негативных чувствах, эмоциональных расстройствах и психических заболеваниях.

И нет сомнений, что таких историй в этих науках большинство. Одна из причин этого - существуюшая пропасть между мышлением и чувствами в нашей культуре. Социальные и экономические издержки этого разрыва неисчислимы. На одном конце спектра есть огромное количество людей, которые хронически отключаются на работе или в школе, потому что они не находят во всем этом смысла и удовлетворения. На другом - невероятное число людей, критически зависимых от алкоголя, табака или наркотиков, как способа стимулирования или подавления их чувств.

Сегодня можно заметить, что происходит сдвиг в отношении статуса чувств, как в науке, так и в широкой культуре. Важная часть этого сдвига - движение в позитивной психологии, возглавляемое Мартином Селигманом, Дэном Гилбертом, Соней Любомирской и другими. Джордж Вэйлант, психоаналитик и психиатр-исследователь Гарвардского университета. В духовной эволюции, он последовательно отстаивает эмоции и их роль в человеческом благополучии. Существует важное различие между отрицательными и положительными чувствами. Отрицательные чувства включают стыд, ненависть, гнев, чувство вины, страх и презрение. Положительные чувства включают радость, любовь, сострадание, надежду, счастье, прощение, благоговение, благодарность и восторг. Вэйлант отмечает, что современная наука приходит к тому, чтобы признать значение эмоций, хотя тенденция негативного отношения к ним в некоторых кругах сохраняется. Так, пишет он, в ведущем американском учебнике по комплексной психиатрии за 2004 год, объемом в полмиллиона строк, "от 100 до 600 строк отведено стыду, вине, терроризму, гневу, ненависти и греху, тысячи строк - депрессии и тревоге, только пять строчек - надежде, одна - радости, и не одной строки - вере, состраданию и прощению".

Вэйлант утверждает, что отрицательные эмоции берут свое начало в старых частях человеческого мозга и предназначены для индивидуального выживания. Положительные эмоции развились позже, и это то, что связывает нас друг с другом. "Положительные эмоции более экспансивны, они помогают нам расширяться и строить. Они способствуют развитию толерантности, нашего морального компаса, а также усиливают нашу креативность. Документальные эксперименты показывают, что отрицательные эмоции ограничивают и уменьшают наше внимание... положительные эмоции, особенно радость, способствуют тому, что наш образ мышления становится гораздо более гибким, творческим, комплексным и эффективным». Тридцать пять лет Вэйлант возглавлял в Гарварде исследования, посвященные развитию взрослых. "Впервые за 30 лет исследований" - говорит он - "я узнал, что положительные эмоции тесно связаны с психическим здоровьем".

Одной из целей позитивной психологии является содействие развитию чувства "осознанности": выйти за рамки ежедневной болтовни ума, бесконечного списка задач и тревог, что часто помогает более глубоко понять свою сущность и цель. В своей книге "Fully Present: the Science, Art and Practice of Mindfulness" (дословный перевод - "Полное представление о науке, искусстве и практике осознанности") Сьюзан Смолли и Диана Уинстон показывают, что практика осознанности способствует снижению стресса, снижению хронической физической боли, укреплению иммунной системы организма, помогает справиться с неприятными жизненными событиями, с отрицательными эмоциями , способствует усилению положительных эмоций, повышению концентрации, улучшению взаимоотношений, снижению аддиктивного поведения, повышению производительности на работе, в спорте и образовании, а также стимулирует творчество. Это список дел, которые мы всем могли бы делать.

Быть осознанным - это не про невероятные представления и неустанный оптимизм. Учиться жить осознанно, говорят Смолли и Уинстон, "не означает жизнь в идеальном мире, речь о том, чтобы жить полной и содержательной жизнью в мире, в котором и радости, и вызовы являются данностью". Несмотря на то, что осознанность не устраняет взлеты и падения в нашей жизни, они говорят: "оно меняет наше восприятие таких вещей, как потеря работы, развод, проблемы дома или в школе, рождение детей, браки, болезни и смерть ... Другими словами, осознанность меняет ваше отношение к жизни".

Осознанность также оживляет отношения между мышлением и чувствами. Одним из следствий возвышения науки стал раскол между искусством и науками. Полагается, что науки имеют дело с истиной и объективностью, а искусство - с чувствами и творчеством. Ни один из этих стереотипов не выдерживает критики. В искусстве может быть огромная объективность, а в науке гигантское творчество: глубокие же истина и чувства присущи как науке, так и искусству. Обращая свое внимание на чувства, наука может заново найти старые точки соприкосновения с искусством, и с гуманитарными науками тоже. И находя такие точки, мы могли бы восстановить равновесие в нашей жизни, создать новые подходы к образованию и к работе, которые будут питать и поддерживать его (равновесие).

13.01.2012

Источник

Перевод: Исследовательско-аналитический отдел проекта "Булки не растут на деревьях" 





Tags: Кен Робинсон, будущее образования
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments