Veronika (veromi) wrote in freeedu,
Veronika
veromi
freeedu

Categories:

Методы воспитания. Наказание похвалой

Когда мой сын не-пошел в школу, мне пришлось основательно пересмотреть мое отношение к теме оценок. В Беларуси в первых двух классах начальной школы "вроде как" безоценочное обучение. Но система устроена таким образом, что без оценок существовать не может - в ход идут солнышки-тучки, штампы, наклейки, кодовые слова (хорошо, очень хорошо, превосходно...) и т.п. Раздумывая об этом непреодолимом оценочном зуде, вспомнила о своем рассказе, который писала о сыне в дошкольном возрасте. (Эти статьи-рассказы я потом собрала в книжку). Вот он:



НАКАЗАНИЕ ПОХВАЛОЙ

Это называют похвалой. Считается, что это даже некоторое благодеяние.
Хег П. "Условно пригодные"

…Хорошо ли это – хвалить ребенка? Нужно ли?

…Хорошо ли это – наказывать ребенка?

На первый вопрос, почти не задумываясь, отвечаешь – «да, конечно!». На второй – ответ не так однозначен, появляются различные «но» и «смотря»: смотря кто и как наказывает, иногда нужно, иногда нет и т.д. Получается, что похвала хороша безусловно, даже не тратишь время на раздумье о том, какая похвала, кому, при каких обстоятельствах, но сразу возникает чувство, это хорошо – хвалить.

…А может ли похвала быть плохой? Приносить вред? Может ли сам метод похвалы быть негодным, вредным для воспитания ребенка? Странно звучит это сегодня, когда хвалить ребенка по любому поводу, за любое достижение – это основа его воспитания и обучения, исходная точка и цель. Замечания – в виде похвалы: «Ты молодец, хорошо все сделал, вот это доделаешь, и будет еще лучше» и т.п. Это рекомендации по общению с детьми, это то, к чему стремятся педагоги, психологи и родители – похвалить, «поднять самооценку» ребенку и этим вселить в него уверенность в своих силах (когда и как он успел ее потерять?!)

Читала недавно книгу Питера Хега «Условно пригодные» и нашла ответ на свой давний вопрос-недоумение, связанный с похвалой.

Я все никак не могла понять, почему у меня в детстве оставался неприятный осадок, когда меня хвалила бабушка? «Вот молодец – мамина помощница!» (особенно вот эта вторая часть, бр-р…) С тех пор ничего не изменилось, и похвала часто вызывает во мне совсем не радость, нет – раздражение. Хочется скривится. Меня ли хвалят, при мне ли – не важно. Я думала о своей… неблагодарности, может? Но недавно стала понимать, нет - не то, другое что-то…

Данька пытался мне объяснить, когда был совсем крошкой. Выбрал для этой цели невинное слово «молодец!» Стоило мне произнести его, одарить им Даньку, как его всего корежило – дугой выгибался! И в крик. Сын мой был в младенчестве неспокойным (как, впрочем, и я рядом с ним). И вдруг, иногда выдавалось у него хорошее, благодушное настроение, улыбка, перерыв в крике. Иногда он почему-то не кричал, когда я его купала или переодевала. Сначала я удивлялась, потом умилялась, а потом у меня с губ слетало это предательское словечко, глупая похвала. «Молодец!» И все – передышка загублена. Почему?? Это не было случайностью, это было закономерностью. Я просто заметила такую реакцию сына и старалась не проговориться. А это оказалось очень сложно! Именно это слово так раздражало Даню, и именно оно и вертелось у меня на языке. И сейчас вертится. И слетает с него десятки раз на дню. Хотя я уверена, что оно плохое – для моего сына, для наших с ним отношений, плохое. Плохое, и все. Просто сейчас он к нему привык. Или терпит, научился терпеть. Или научился получать удовольствие от того, что за ним стоит.

…Идут занятия. Даня в группе детей постарше – им лет по пять, ему – скоро четыре. Дети рисую цыплят. Даня рисует самозабвенно, свободно, у него выходит чудесный красно-желтый комок – энергия, тепло, округлость. Это действительно цыпленок! Абсолютно беспредметный рисунок. Пытаюсь узнать, где же у цыпленка глазик, рисует там, где я предполагала хвост. На этом я от него отстаю, а он принимается за второго цыпленка, уже совсем другого (который потом незаметно превратился в желтого крокодила. Но с клювом). Даня рисует и, нарисовав, тут же забывает о рисунке, все удовольствие для него, кажется, заключено в рисовании. Мне это знакомо, понятно, привычно – в группе детей помладше, Даниного возраста, так рисовали все дети.

Но не здесь. Они рисуют иначе. Рядом с Даней девочка рисует очень старательно, все время оглядываясь на маму. С нетерпением. Дорисовала, бежит к ней с рисунком «Мама, смотри!» и ждет. Мама хвалит, чуть преувеличенно, как это принято среди взрослых. Девочка бежит на свое место и снова рисует. Такого же цыпленка. Не выдерживает, бежит к маме с недорисованным, мама снова хвалит ее. Дорисовать цыпленка девочка просит маму.

Действия ради похвалы. Действия ради БУДУЩЕГО удовольствия. Маленькие дети не ведут себя так расточительно, они получают удовольствие СЕЙЧАС. Мы учим их другому – откладывать удовольствие, делать его зависящим от другого – того, кто похвалит. А может, и раскритикует. Мы учим их этому, когда хвалим. Мы сами в плену у похвалы и заманиваем наших детей в этот сладкий, но жестокий плен.

Похвала – это оценка. Я не люблю, когда меня оценивают! Я не любила этого и в детстве, я уже тогда чувствовала в похвале фальшь, двойное дно. Чаще всего похвала раздражает меня.

Но я… хвалю своего ребенка. Я делаю то, что не хотела бы получить сама.

И я не знаю, как себя вести иначе! Я не умею общаться с моим ребенком, не оценивая! Это понимание для меня ужасно. Ситуации, когда я оцениваю, повторяются день ото дня, я все вижу, понимаю и… мой рот, как заведенный, повторяет «молодец!», «хорошо!», «умница!»… Нет, это не плохо – сказать своему ребенку такое слово, это не самое худшее, конечно. Ужасает меня то, что я умею ТОЛЬКО ЭТО – только оценивать, пусть даже хорошо. И совершенно не представляю, как можно общаться иначе. По-человечески…

…И если бы это только с ребенком…

14 сен. 2007 г.

В ТЕМУ И НЕ ОЧЕНЬ


14.09.2006              2,11 г.

Дружный друг

Поделился со мной кукурузными палочками – щедро пододвинул ко мне тарелочку с ними. Выжидающе смотрит, а потом спрашивает меня:

– Ну, что, я дружный друг?

14.09.2007              3,10 г.

В упоении собой

Идем по довольно широкой тропинке, нас обгоняет женщина. Даня прижимается к краю тропинки и говорит ей громко и выразительно:

– Проходите, тетя, пожалуйста!

Женщина обгоняет нас, он говорит потише, словно бы сам себе, но с тем же выражением:

– Вот какой я вежливый! Всех пропускаю!

В магазинах Даня часто застревает в дверях, открывает и держит двери для входящих и выходящих. Это часто вызывает заторы и столпотворения, бывает, Даню даже толкнет слишком тяжелой для него дверью, но ритуал этот он не бросает. Ждет похвалы? Хочет быть полезным? почувствовать себя нужным?


28.09.2007              3,11 г.

Скандальный добряк 

Идем с Даней на прогулку, спускаемся по лестнице. Он вдруг начинает старательно жаться к стене, и говорит:

– Проходи, мама.

Прохожу.

– Я добрый! Всех вперед пропускаю!

Меня уже немного раздражает его настойчивое желание получать похвалу. Я говорю ему:

– Добрый тот, о ком так говорят другие люди. Пусть другие сами говорят о тебе, что ты добрый. Иначе выходит, что ты хвастаешься.

Подумал и… добавил немного самокритики:

– Я же добрый. Я только скандальный. Это значит плаканье там всякое…




Кстати, рекомендую книгу Питера Хега "Условно пригодные", из которой я взяла эпиграф для этого рассказа. В ней очень ярко показано влияние школьной системы на душу ребенка, оставляющей в ней неизгладимый след на всю жизнь.

Tags: дошкольники, личный опыт, наши дети, психология детства
Subscribe

  • перельман для 6-8 летки

    Доброе утро! Подскажите, пожалуйста, кто знаком - какие книги Перельмана были бы интересны и доступны пониманию 6-8 летки? Спасибо!!

  • Учебники для 5 класса

    Всем доброго времени суток. В этом году мы с сыном начинаем пятый класс. Пока находимся в России, хочу купить все учебники для 5 класса. К школе мы…

  • Технология, доп. литература

    Посоветуйте, пожалуйста, дополнительную литературу для мальчика к учебникам по технологии за 3-4 класс.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 73 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • перельман для 6-8 летки

    Доброе утро! Подскажите, пожалуйста, кто знаком - какие книги Перельмана были бы интересны и доступны пониманию 6-8 летки? Спасибо!!

  • Учебники для 5 класса

    Всем доброго времени суток. В этом году мы с сыном начинаем пятый класс. Пока находимся в России, хочу купить все учебники для 5 класса. К школе мы…

  • Технология, доп. литература

    Посоветуйте, пожалуйста, дополнительную литературу для мальчика к учебникам по технологии за 3-4 класс.