На первой странице нашего сайта можно прочитать такие слова: «Каждый урок у нас – маленькое открытие». Красивые слова...
1.
Сначала – наблюдение.
Русский язык - наблюдение за правильно написанными словами, чтение слов целиком, без пропусков.
Литература - чтение текста, без всякого анализа и наводящих вопросов.
Естественные науки - эксперимент или наблюдение в прямом смысле слова.
История – фильм или трогающий душу рассказ.
Математика – математическая ситуация реальной жизни.
Иностранные языки – подражание без анализа.
Наблюдение - это восприятие всеми возможными путями и способами. На слух, на ощупь, на взгляд.
Наблюдение требует времени. А в школе все надо быстро-быстро.
Это еще называют «глобальным подходом»: целиком, без анализа - скорее чувством, чем умом.
Так обычно и происходит в жизни. Так и познает мир ребенок до Школы.
2.
Потом – удивление.
Это как-то странно…
Не укладывается в голову…
Понять не могу…
Чем умный человек отличается от эрудированного?
Умением не понимать.
3.
Третий шаг - Свой ответ.
То, что обычно называют словом Творчество. Если второй этап – разложение и анализ, то здесь – «сборка», возвращение к целому.
В языке - это написание своего текста. Пусть «по мотивам» – но всё ж своего.
В истории - умение думать и говорить за другого человека.
В естественных науках - собственное маленькое открытие.
В математике – нестандартное решение задачи.
Это и есть "личностное образование" - образование личности.
Без этого - без собственного "творчества" - мы будем только повторять чужие мысли.