Здравствуйте! Я - Клара. Свободным образованием интересуюсь много лет. Проект "Свобода учиться" - мое главное дело. Создан одноименный сайт for-human-life.com. В сентябре 2012 года начала выпуск рассылки "Радость свободы учиться".
Эту рассылку я создала для того, чтобы познакомить с идеей свободного образования как можно больше моих соотечественников.
Есть разные представления о свободном образовании. Мне близок человекоцентрированный подход к учению Карла Роджерса - одного из основателей гуманистической психологии.
В выпусках рассылки я размещаю фрагменты из книг Роджерса и других авторов со своими комментариями, а также описание своего собственного опыта. Через эти тексты я хочу показать образ свободного человекоцентрированного образования: чем оно отличается от традиционного, как строится процесс учения, что дает такой подход ученикам и обществу в целом.
Думаю, что участникам сообщества «Свобода в образовании» эта рассылка может быть интересна. Для примера размещаю последний выпуск. Курсивом выделены мои комментарии. Подписаться на рассылку можно с сайта «Свобода учиться» или с этой страницы http://subscribe.ru/catalog/socio.edu.frdm
Дневник учительницы (продолжение)
В новом выпуске фрагмент, где Барбара Шил показывает, как проходил учебный день экспериментального класса. Из этого описания вы сможете получить более полное представление о процессе работы в классе учащихся и учителя.
Типичный учебный день
Каждый день начинался неформально; первым делом каждый ученик составлял свой рабочий план («контракт»). Иногда дети планировали работу вдвоем или втроем. Они сами группировались и перегруппировывались, кто-то покидал группу, чтобы поработать отдельно.
Представляете, если КАЖДЫЙ ДЕНЬ дети САМИ планируют свою учебную деятельность, как легко им будет составлять план своей трудовой деятельности, и вообще любые жизненные планы!
Создав план, ребенок начинал учиться или работать в соответствии с ним. Он мог работать столько, сколько ему требовалось или хотелось. Поскольку я была не вправе отказаться от официально утвержденного календарного плана прохождения материала, я разъясняла детям, что требуется освоить за неделю. Они должны были это учитывать в своем планировании. Мы также уясняли принцип последовательности в обучении, необходимость прочно усвоить навык, прежде чем переходить к следующему (что особенно важно в математике). Дети поняли, что учебник предоставляет введение в навык, демонстрирует навык, обеспечивает упражнения по его освоению и задачи для проверки того, как он усвоен. Если они чувствовали, что готовы идти дальше, то были вольны это делать. Они выбирали свой собственный темп, начинали со своего уровня и продвигались настолько, насколько хватало возможностей или стремления.
Интересные ощущения возникли при чтении этого абзаца. Так узнаваемо! Как будто его писала я. Мы с дочкой в процессе семейного образования пришли к тому же, что и эта учительница с классом. Сначала просматривали весь материал, который нужно изучить за четверть. Выстраивали последовательность усвоения навыков. Мы, как и эти дети, совершенно по-другому, нежели в классно-урочной системе, работали с учебником, видели в целом всю картину: где введение в навык и пример его использования, где упражнения на тренировку навыка и задания для проверки. И Славна сама решала, сколько ей нужно сделать упражнений, чтобы освоить навык. Иногда делала меньше, чем было в учебнике, и этого было достаточно. Иногда находила дополнительные упражнения в других учебниках и справочниках.
Меня постоянно с сомнением спрашивали: «Как же вы их обучаете фактам и новым понятиям?» Совершенно очевидно, что люди, которые этим интересовались, считали: если учитель не диктует, не руководит, не разъясняет, то никакое обучение невозможно. Мой ответ таков: не я их «обучаю», дети сами учат себя и друг друга.
Волнение вызвали эти слова. Действительно насколько же взрослые не доверяют тому, что дети СПОСОБНЫ учиться САМИ! И до чего же консервативно образование… Вот привыкли так обучать фактам и понятиям и не могут представить, что может быть как-то иначе. Впрочем, действительно трудно представить принципиально новый процесс учения человеку, у которого не было в жизни ничего подобного. Поэтому так важно, чтобы учителя, желающие стать фасилитаторами, имели возможность погрузиться в атмосферу свободного образования и испытать ее воздействие на себе.
Когда отдельные ученики или группы желали поделиться с классом своими проектами, знаниями или результатами исследования, либо когда имелись аудиовизуальные материалы, представлявшие интерес для всего класса, то объявления о них вывешивались на доске, и они включались в индивидуальные планы. Например, весь класс смотрел фильм о Южной Америке, но то, как использовать этот фильм, каждый решал индивидуально. Можно было конспективно изложить содержание фильма, нарисовать картинки, либо проигнорировать его, если таков твой выбор.
В этом абзаце показано, каким образом проходила работа в группах. Как важно работая по индивидуальной программе все же находиться в группе учеников! Тогда можно объединяться с другими ребятами, можно поделиться со всеми своими достижениями, открытиями, затруднениями. По-моему, это позволяет человеку удовлетворять важные для него потребности: в получении обратной связи, в общении, в поддержке, в том, чтобы быть полезным другим, например. И этого очень не хватало моей дочке, когда она училась на семейной форме обучения дома.
Всякий раз, когда дети испытывали потребность обсудить индивидуальные, групповые или классные «проблемы», мы расставляли парты в семинарский круг и устраивали «сессию генеральной ассамблеи». Мы также функционировали как единая группа на музыкальных (хоровых) и физкультурных занятиях.
Очень важная сторона жизни группы – обсуждение насущных проблем и задач. Если это происходит, то каждый знает –его мнение важно, и он может влиять на то, что происходит в коллективе, членом которого является.
Поскольку оценки выставлялись самостоятельно и принимались учителем, то нужда в шпаргалках отпадала. Мы обнаружили: «неуспех» — это всего лишь слово; есть разница между неуспехом и совершением ошибки; ошибки — это часть учебного процесса.
И отпадает нужда в учении ради оценки! Совершенно бессмысленном учении, на мой взгляд, но таком распространенном в традиционной системе образования…
Занимаясь искусством, дети могли свободно обращаться с любыми материалами (акварельными красками, карандашами, мелками, глиной и т.п.), так же как с книгами и идеями. Манипулируя и экспериментируя, они открывали для себя новые возможности и новые приемы в использовании изобразительных средств. Создаваемые ими работы были совершенно индивидуальны(не было двух одинаковых), правда, поначалу дети заимствовали открытия друг у друга. Со временем у детей развилась уверенность и тяга к экспериментированию. Результаты были гораздо более впечатляющими, чем те, которых я достигала путем «директивного» обучения (а ведь я считала изобразительное искусство своим главным талантом и полагала, что в преподавании этого предмета я наиболее сильна!).
В занятиях искусствами еще больше возможностей для свободы самовыражения!
У детей сформировалась «трудовая дисциплина», которая предусматривала уважение к индивидуальной потребности в уединении и спокойных занятиях, хотя допускала и взаимодействие учащихся. Не было необходимости скрытно перебрасываться записками или громко болтать и пререкаться. Одинаково уважались как самоуглубленность и сосредоточенность, так и внешняя активность. Появилась возможность ближе узнать друг друга. Общаясь, дети учились общаться.
И это была уже САМОдисциплина! И общение другого качества – когда люди сближаются и учатся взаимодействовать все более гармонично.
Продолжение следует. Полностью дневник Барбары Шил можно прочесть здесь.
Счастливо!
Клара