psychakotka (psychakotka) wrote in freeedu,
psychakotka
psychakotka
freeedu

Category:

Анскулинг, блокфлейта: вступление и 1 год практики

Я уже не помню, как блокфлейта появилась у меня: на фотках 2008 года она есть, но никак не могла подступиться, чтобы заиграть. Периодически я ловила порыв начать заниматься. И у меня даже была подруга флейтистка и я как-то один раз заехала с ней с инструментиной. Единственное, что она мне показала, как лучше закрывать дырки (не по-пианистически подушечкой пальца, а плашмя, т.е., увеличивая площадь, и сказала пару слов про атаку звука, про это пресловутое «ту», это наверно было в году 2009, потом флейтистка уехала в Эмираты. Я иногда порывалась посмотреть в виртуальные самоучители, отксерокопировала листов 10 из Пушечникова (школа игры на флейте), но как-то совсем не двигалась в освоении инструмента.
Пока в канун 2012 года я встретила в чужом ЖЖ в вишлисте запись: хочу играть на блокфлейте, а в ответ была ссылка на опыт флейтового анскулинга. Я сильно впечатлилась (прям какая-то внутренняя лампочка загорелась) и подумала: а почему бы и мне не замутить подобное. Тем более это был тот период, когда у меня под рукой не было никаких муз. инструментов, а потребность в музыке возросла (дитёнышу было более года и мне хотелось музыкальной деятельности).далее...
На входе в свой анскулинговый эксперимент я имела навык игры диатоники первой октавы и 2 звука второй (т.е. могла сыграть чистые до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до-ре), беспроблемный ритм (не буду скрывать, у меня есть муз. образование вообще), навык чтения с листа и желание сдвинуться с мертвой точки.

Самым сложным мне казалось найти «время и пространство» для занятий, т.к. деть на все попытки поиграть сразу бегом ко мне и отбирала инструмент, типа сама дуть буду… Поэтому договорилась с мужем на 2-3 раза в неделю на 20-30 минут, что он будет отвлекать детку от моих опытов.

Первое, что я сделала — это накопала сайт с нотами http://medvedya.net.ru/notes/, видимо привлек простотой и тем, что для того чтобы получить ноты не надо регистрироваться как на http://www.blf.ru.
Почему-то именно там, мне нашлось то, что хотелось играть. Я взяла себе 3 штуки — «Финскую польку», «Тихую ночь» и «Шутку» Баха — и начала понемногу копать. Поддерживало мой интерес то, что каждое произведение было «настоящим произведением»: разнообразие ритмическое и мелодическое, читаемый образ и полное отсутствие привкуса рутины, которым можно накушаться, играя упражнения. Почти всё я могла сыграть сразу от начала до конца, но все же я не гоняла от печки, а шлифовала детальки как технические, так и мелодические. Двигалась абсолютно спонтанно и интуитивно. Потом добавила «польку» Рахманинова и «Хава Нагилу». Тут мне уже понадобилась свободная хроматика, и теперь начинала заниматься с того, что играла хроматическую гамму, сколько смогу (т.к. b2 h2 c3 мне по-прежнему даются крайне сложно). Больше никаких упражнений не играла, только пыталась подбирать по слуху народные песни.

Я годилась собой в том, что, не лазя никуда, чтобы разобраться с аппликатурой второй октавы, я «изобрела велосипед» сама для себя. Это очень сильно действовало на мою уверенность в успехе.

Потом был перерыв месяца в полтора, я забросила всё, энтузиазм сдулся, пока не нашла в очередном поиске чего бы поиграть блог программиста, взявшегося за освоение блокфлейты. Сейчас я прокопала с полчаса сеть и так на него и не наткнулась, зато попадались не менее интересные описания экспириенса, так что, если необходимо и «ученик готов», то вы обязательно встретите своего мастера.

К блогу прилагалася, конечно же, нотный «стаф», и я распечатала себе Моцарта из «Волшебной флейты», как же без «Уестредей» (тут я ржу громко и не стесняясь), т.к. существует расхожая фраза: народ берется за блокфлейту, чтобы или одолеть «Одинокого пастуха», или на кострах дундеть неумирающий шедевр Битлз. Добавила свои «переложения» Баха из фортепианных сборников. Играла не очень регулярно, но, т.к. детка достаточно быстро поняла, что у мамы это всерьез и надолго, то перестала ко мне приставать, и под утренний просмотр мультиков я могла поиграть 15-20 минут легко.

Чуть позже я всё же добавила себя в виртуальную тусовку на блокфлейтовом форуме, понемногу там почитывала и совсем минимально общалась. А параллельно в сообществе «МагОрк» Минска и его окрестностей стали организовываться спонтанные музицирования, о чем я давно мечтала. Еще в хотелки добавилось желание играть в дуэте на блокфлейте, т.е. я созрела выйти из ограниченного пространства себя навстречу людям. На одной из встреч «МагОрка» всё и произошло: я впервые с Аней зазвучала дуэтом, даже ее муж попытался нам аккомпанировать на чём-то ударном , я впервые в жизни узнала кайф от спонтанной импровизации. Это близко к детской радости от коллективного рисования, когда что-то делаешь, не сильно задумываясь, как, но внимательно слушая-рассматривая общий ансамбль и динамику развития — и в итоге получаешь общий продукт творчества.

После с Аней ptica_serin договорились играть вместе дуэтом, а может, и трио, ибо моя прелесть была в том, что если я технически была не особенно хороша, но — навык чтения с листа, ансамблевого исполнения и СМОЧЬ сыграть вторую или третью партию этого во мне не отнять.

Впервые на публику (правда, хорошо спрятавшись в кустики) я заиграла в лагере хоумскулеров на хуторе Алеся Лося, но предложение выйти на сцену… было тяжёлым испытанием, и пока я точно понимала, что морально и психологически к этому не готова. Негативно-травматичный опыт концертных выступлений, ожидание оценивания, страх неудачи… в общем, я не могла расслабиться и выйти играть Музыку.

В сентябре на встрече «МагОрка» я впервые рискнула взять блокфлейту и попробовать импровизировать, об этом подробнее уже писала тут А чуть позже мы встретились и заиграли в трио .
Я была в приятном шоке от того, что могу взять и заиграть шестнадцатые вполне приличном темпе, и пальцы будут слушаться и даже с первой «читки с листа» будет что-то близкое к оригиналу. Это даже и 9 месяцев не прошло с момента освоения инструмента.

Страх сцены (а вообще в лучшем варианте — игра с удовольствием) перед большим количеством людей я смогла преодолеть, когда на Макаровском семинаре в Киеве делали озвучку немой оперы «Русалка», но там вообще была очень вдохновляющая атмосфера, так что игра музыки была больше, чем удовольствие — проживание творческого возбуждения, когда горит внутри огонь и хочется зарядить всех вокруг.

Позже немного поиграла на своих семинарах в Минске и Калуге (выбрав приятные средневековые мелодии), мне далось это достаточно легко, хотя не скрою своего волнения перед этим.

Вот такие итоги первого года. Мне кажется, что достаточно интересно было, у меня появилась альтовая блокфлейта, пока с ней только «дышу», используя в целях музыкальной йоги. Думаю сделать проект «музыкальной медитации» открытого формата, где будут флейты, барабаны, калимбы — и люди, желающие услышать свою «внутреннюю музыку».

Еще пару слов хочется добавить про психологическую составляющую процесса: прежде всего это было удовольствие от процесса: меня никто не подгонял, я не должна была соответствовать: требованиям, ожиданиям, общим представлениям как это должно быть. Я расслабленно двигалась в своем темпе, исходила из своих возможностей и желаний. Очень интересно было изучать свою мотивацию в процессе (внутренние и внешние стороны). Вообще воздействие музыки на меня как организм, личность, внутренние психологические процессы. И вот пишу и понимаю... что из этих инсайтов можно написать отдельную статью. И, точно могу сказать, мне интересно продолжать дальше в том же ключе и пока вряд ли я буду искать себе постоянного учителя. Мое окружение, мой мир с этим справляется намного интереснее, чем мог это делать 1 конкретный человек.
Tags: Беларусь, анскулинг, музыка
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • английский для 1-4 класса, полезное видео/аудио

    Доброе утро :) поделитесь, пожалуйста, полезностями, у кого есть на примете!! ищу что-то на английском, мультики/видео/аудио/фильмы/образовательные…

  • подкасты для 9-12 леток

    Доброе утро всем!! Расскажите, ваши дети слушают подкасты? Можете что-то посоветовать? для мальчика 9-12 лет, интересуется техникой,…

  • танцы онлайн для ребенка

    Добрый день! Посоветуйте, пожалуйста, где ребенок может поучиться танцам онлайн, каким-то основам разных стилей, 7 лет. Дочка не занималась никогда,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 48 comments

Recent Posts from This Community

  • английский для 1-4 класса, полезное видео/аудио

    Доброе утро :) поделитесь, пожалуйста, полезностями, у кого есть на примете!! ищу что-то на английском, мультики/видео/аудио/фильмы/образовательные…

  • подкасты для 9-12 леток

    Доброе утро всем!! Расскажите, ваши дети слушают подкасты? Можете что-то посоветовать? для мальчика 9-12 лет, интересуется техникой,…

  • танцы онлайн для ребенка

    Добрый день! Посоветуйте, пожалуйста, где ребенок может поучиться танцам онлайн, каким-то основам разных стилей, 7 лет. Дочка не занималась никогда,…