Ольга Писарик (olgapisaryk) wrote in freeedu,
Ольга Писарик
olgapisaryk
freeedu

Category:

Про контроль "техники чтения"

Выбрала кое-что для нас отсюда. В общем-то известные вещи, но из первых рук, так сказать. И если кто-то захочет копать глубже, то в конце текста ссылки на научные работы. Выделение болдом - моё.

... Мне постоянно, вот уже 17 лет, приходится бывать в школах разного уровня. Я занимаюсь измерением развития интеллекта и общеучебных способностей. Ситуацию в современной школе знаю изнутри.

Могу вас уверить, что например учителя начальной школы, очень часто неспособны определить умеет ли ребенок читать. За умение читать принимается способность быстро проговаривать текст. При полном отсутствии понимания прочитанного. Что касается родителей, то очень часто они замечают, что что-то не так только к 6-7 классу. В это время, что-то сделать уже трудно.

... Началось это кажется в 80-х годах. Тогда ввели в начальной школе контроль "техники чтения". Учитель с секундомером фиксирует сколько знаков в минуту прочитывает ученик. Потом проверяется понимание: ученик должен пересказать прочитанное. Поскольку текст очень короткий, он просто может механически повторить несколько предложений не понимая смысла.

Дело в том, что учась читать, дети учатся двум отдельным вещам: 1)правильно озвучивать текст и 2) правильно понимать. Контролируются эти умения разными мозговыми центрами.
На технике чтения требуют озвучивания и дети "выбирают" для себя только озвучивание. Отсюда и все проблемы. На математике такие дети к примеру хорошо решают примеры, а с задачами полный швах - просто не могут понять условий. Сейчас много шума по поводу дизлексии, в большинстве случаев никакой дизлексии нет, просто неправильно учили читать.

По поводу умения понимать (в данном случае уместнее написать "по поводу умения понимать  тексты - О.П.)

Если говорить о сложных текстах (научных и учебных), то умение понимать базируется на целом ряде умственных способностей. Они зависят от конкретных областей знания.

Из общих отличий: у умеющих понимать автоматизирована способность к выделению главного, существенного в описательном неструктурированном материале, они умеют отделять существенные, константные свойства явлений, объектов от внешних, несущественных. Это мышление интуитивное, в смысле внутреннее.

Второе, что отличает "успешных" -  умение выделять объективные закономерности, связи между явлениями окружающего мира, вычленять алгоритмы деятельности. Это абсолютно необходимые навыки. Есть и целый ряд других.

... В этой области много работает Л.А. Ясюкова из СПбГУ. Вот пара ее работ. Особенно рекомендую первую.
Она уже лет 30 занимается связью обучения с профессиональной успешностью.
Ясюкова Л.А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении. СПб., 2005
Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. СПб., 2003.

UPD. Смотрите обсуждение в изначальном посте: http://ivanov-petrov.livejournal.com/1603356.html
Tags: литература, русский язык, чтение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments