Veronika (veromi) wrote in freeedu,
Veronika
veromi
freeedu

Categories:

Серьезное отношение к обучению

Размещаю в этом посте выдержки из рассылки Юрия Мороза на тему обучения и школы, очень созвучные взглядам нашего сообщества. Юрий Мороз – предприниматель (со стажем 25 лет), дистанционно и очно обучающий желающих созданию и развитию своего бизнеса "с нуля", свою рассылку ведет уже более 13 лет, общее количество его подписчиков превышает 2 млн человек. В нескольких последних рассылках Юрий поддержал идею домашнего обучения со ссылками на наше сообщество J

Это ценное мнение практика, который предлагает взрослым людям альтернативу «школьному» типу обучения и который постоянно сталкивается в своей деятельности с пагубными последствиями «школьного» же отношения к учебе, знаниям и жизни вообще. Работая со взрослыми людьми, он приходит в выводу, что многих проблем можно было бы избежать, если бы в детстве у людей сложилось иное отношение к обучению, радикально отличное от того, которое предлагает и насаждает школьная система. Меня заинтересовало, что именно этот  автор – успешный предприниматель - предлагает взамен, каково его представление о «правильной школе».

Мне кажется, наши точки зрения хорошо дополняют друг друга. Наша - со стороны родителей и детей, автора - со стороны уже выросших детей. Думаю, то, что пишет Юрий, может поддержать тех родителей, которые сомневаются, не зря ли "ограждают" своих детей от школы, обучая их дома, а также вдохновить и дать пищу для размышления тем, кто еще не решил, какую форму образования своего ребенка выбрать.


…Фактически, процентов на 80-90, а может и 97 процентов, средняя школа является религиозным культом.
Вы, наверно, знаете, религиозные ритуалы ранее были учебными практиками и имели вполне понятный смысл, но с годами (и столетиями) стали просто ритуалами, которые нужно делать, а зачем делать и спрашивать кощунственно.

Так и с образованием. Положено переписывать — переписывайте! И не спрашивайте, зачем!
Старый гон про механическую память и то, что при переписывании лучше запоминается, никто не проверял. Да и если даже это и так, то точно не для всех людей, и можно легко провести эксперимент, разрешить тем, кому это надо — переписывать от руки конспекты, а остальным, если они хотят — разрешить не переписывать и никак не минусовать на зачетах оценку за это и посмотрите, что будет?..

Серьезное отношение к обучению
…Почему среднее и высшее образование — это религиозный культ?
Потому что люди ВЕРЯТ, что это нужно. Но не могут это обосновать...


Обоснования типа, что красный диплом доказывает, что его обладатель человек трудолюбивый и исполнительный, доказывают лишь, что потратить на такой вывод ПЯТЬ ЛЕТ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА и при этом считать это нормальным, можно только если это религиозная догма.

В американских фильмах герои часто говорят — я верю в то, что … И это считается неполиткорректным критиковать. А что такое вера? Это отсутствие знания.

Если человек не знает зачем что-то, ему остается лишь уверовать или все-таки попытаться узнать.

Я долго не мог понять, почему средняя и высшая школа такова? Пока не понял: причина в том, что никто не задавался вопросом ЗАЧЕМ образование.

Если попытаться хотя бы начать отвечать на этот вопрос, то станет понятно, что в жизни современного человека важными вопросами являются, как заработать денег, дизайн или просто устройство удобного жилья, семейная жизнь, воспитание детей.

…Можете составить свой список, пожалуйста. А теперь сопоставьте его с программой средней и высшей школы.

Вы, конечно, скажете, что ремонт автомобилей невозможен без знания математики и химии, но вы тестировали на эти знания автомехаников? Зря.

Можете меня начать грузить на тему, а как же культура и поэтому нужна история и литература.

Да я не против, только пусть эта история и литература будет хоть как-то связана (практически, конкретно) с вопросами жизни современного человека!

А если она не связана, то вы получите только обучение из под палки, и подростковый протест бессмысленный и беспощадный.

Вы скажете, талантливые педагоги всегда это связывают. Возможно, только какой процент этих самых талантливых?

А что делают другие? Убивают время жизни? Ради чего? И почему никто не протестует?

Во-первых, против священных религиозных культов нельзя протестовать.

Во-вторых, тот протест, что есть, он не по существу, а по форме. Сколько процентов математики и сколько процентов литературы.

Но я не слышал, чтобы кто-то говорил, а зачем математика, а зачем литература и исходя из серьезного ответа на этот вопрос и исходя и результативности в достижении этой конкретной цели (чтобы поставить цель, нужно ответить на вопрос Зачем?) оценить, а что дает это изучение классиков? Что конкретно дает?

Вы согласны, потратить деньги на ремонт, а вам ответят, что у вас развили и улучшили пространство, но не скажут, что конкретно сделали?

А почему в изучении литературы и математики можно говорить, что это что-то развивает, но будут категорически отказываться хоть как-то это развитие (чего?) оценить в цифрах или штуках?

Ну, например, что среди тех, кто изучал Достоевского, преступность на 3% меньше, и на 5% меньше разводов?

Или так и будем слушать служителей культа (то есть культуры), что культура нужна, потому что нужна, а кто так не считает, человек некультурный и анафема таким!

Так можно задавать вопрос ЗАЧЕМ? Или это разрушает догматы веры, а это НИЗЗЯ.

Минимальные требования
Есть ограниченные люди, а есть образованные. Но дело в том, что некоторые, которых называют необразованными, не являются ограниченными, а некоторые, считающиеся образованными, являются очень ограниченными, фактически догматиками.

Я уже писал о религиозных догмах в сфере образования. Догматики готовы с пеной на губах отрицать факты. Явный признак верующих. Билл Гейтс бросил высшее образование на втором курсе, бизнес помешал. Стив Джобс с Возняком делал в гараже первый Эппл не имея образования, у Форда вообще было 3 класса образования. Эти хрестоматийные факты можно пополнять сотнями и тысячами примеров.

В чем дело? А дело в том, что учиться можно не только в школе и в ВУЗе, учиться можно на собственном опыте, из книжек в книжном магазине, задавая вопросы компетентных людям и еще множеством способом, которые верующие отрицают.

Более того, если сравнить обучение по стандартной школьной программе и обучение (самообучение) по книгам, журналам, на практике и в общении с компетентными людьми, то второе в десятки раз эффективнее.

Именно этого не могут понять религиозные догматики. Одно дело когда взрослый или ребенок (подросток) изучает что-то, когда ему сказали — это надо, потом поймешь и совсем другое, когда это надо самому ребенку или взрослому. Эффективность обучения во втором случае в десятки (ДЕСЯТКИ!!!) раз больше.

Далее, священная школьная программа существует вне времени и пространства. Уже даже по телевизору начали каждый день обучать, как быть здоровым и что такое здоровый образ жизни. Важно это? Очень важно. Но не для школы!

Там изучают анатомию, то есть как выглядит мертвый человек, когда его разрежут, но полностью игнорируют живых людей, которые прямо перед ними, которые ведут нездоровый образ жизни (например, по много часов сидя за партами) и ничего не знают о питании.

Уроки физической культуры наверно назвали так, чтобы посильнее постебаться. Культурой там и не пахнет. Те кто спорят, могут сходить на эти уроки, спорить голословно смысла не имеет.

Если бы школа видела, что происходит вокруг, то, например, после краткой теоретической подготовки для девочек ввела бы уроки фитнеса (объяснив как фитнес влияет на фигуру), а уроки для мальчиков проводил бы мускулистый парень из ближайшей качалки. Большинство бы сами с удовольствием бежали на физкультуру и могли бы оценить есть эффект или нет.

Что ЕЩЕ нужно, можете добавить сами, это несложно, если отбросить религиозные образовательные догмы.

Но, увы, мы должны признать — это невозможно, образовательная секта не способна к изменениям, он может лишь рухнуть сама и тогда на месте ее обломков, можно построить разумную школу имеющую отношение к действительности.
Все современные попытки реформировать школу ни к чему не приведут, невозможно реформировать то, что отрицает изменения.

Второе. Увы, частные школы могли бы быть альтернативой, но они оказываются под контролем той же системы образования, кадров из той же системы и должны учить по программе, защищенной титулом: священная программа, созданная нашими отцами и мы не потерпим святотатства!

Программу могли бы изменить чиновники, но всем известно, что нет ничего более косного, чем чиновники. Таким образом - выхода нет.

Все новое будет преследоваться людьми из существующей системы образования и чиновниками и может пробиться только вопреки их желаниям, всех их образовательных стандартов и лицензирования.

Чего стоит лицензирование и сегодняшние бумажки уже всем понятно по скандалу о кандидатских и докторских степенях и по уровню обучения в так называемых «филиалах» ВУЗов.

И дело совсем не в каких-то ошибках и недоработках. Система прогнила и неспособна оздоровиться. Вы сейчас это не способны признать, но подождем еще 10-15 лет и вы сами в этом убедитесь.

Хорошо хоть стали в средствах массовой информации ставить вопрос, о том, для кого и для чего якобы «готовит» средняя и высшая школа выпускников? Может дать слово работодателям и они скажут, что им нужно?

Предвижу кидание предметами: как эти необразованные люди могут судить нашу священную систему образования? Это вообще не их ума дело!

Что такое учиться. Или мы дебилы?

Учась в школе и в ВУЗе я никогда не считал себя дебилом. А именно, не считал, что единственный способ выучить (точнее, разобраться) в физике — это идти на лекции и от руки переписывать сакральные знания, которые больше ниоткуда взять нельзя.

Я и тогда, и сейчас считаю, что любой нормальный человек способен взять книжку и по ней разобраться, например, в физике. Особенно, если книжка для этого и написана, для того, чтобы ты по ней мог разобраться.

На лекциях ( а я учился в МВТУ им Баумана) никогда не оставалось времени на вопросы. Я вначале даже пытался задавать вопросы, но мне отвечали: все вопросы в конце лекции, - а потом лекция велась до звонка, а после звонка все вставали и шли дальше. И на вопросы так никто и не отвечал.

Так все-таки, способен человек разобраться в том, что ему нужно, по книгам, если он не дебил? Да или нет?

Не подходит тебе одна книга (ну, не понял ты) возьми другую, вот и все. Наихудшими в этом плане являются как раз современные учебники. Как я уже писал, имея высшее образование, в некоторых местах я просто не понимал, что написано в учебнике за 7-ой класс.

Как говорится, один дурак может так все запутать, что десять мудрецов не разберутся.

И в противоположность этому есть просто гениальные книги, например, если говорить о физике, «Лекции Фейнмана».

Но на одну гениальную книгу приходится 100 книг, которые запутывают. И если внушить ребенку с детства мысль, что все сложно, запутано и непонятно, и понять то толком ничего нельзя, а все можно только вызубрить, то он не сможет никогда сам ни в чем разобраться.

Но с помощью школы и ВУЗа он тоже ни в чем не может разобраться. Он может сдать зачеты и экзамены, а вот разобраться не может, так как этого никто не требует. А не требует потому, что давно потерян смысл обучения.

Согласитесь странно, когда мне приходится объяснять выпускнику, который закончил ВУЗ со специальностью программист, зачем нужно системное программирование и почему оно важно и почему его все-таки нужно ПРИМЕНЯТЬ!

В чем разница между мной и им? Я не изучал системное программирование в ВУЗе, но сам, лет двадцать назад, разбирался в том, что это такое по книжкам и разобрался. Давно разобрался. А этот выпускник изучал системное программирование и сдал по нему зачет, но ни тогда, ни сейчас не знал и не знает, что это и зачем и почему это ТАК ВАЖНО применять.

И применял только тогда, когда я это требовал с него, а перешел на другое место работы и применять перестал. И так со многим другим, чему он вроде бы учился…

Как я себе представляю «правильную школу».

Это просто здание: за основу можно взять современную школу: аудитории, спортзал, мастерские, лаборатории.

Только там нет никаких уроков и дети и подростки занимаются не сидением за партами и слушанием учителей, а собственными проектами.

Не столь важно какими: это изготовление табуретки по собственному проекту или суперкровати для самого себя же или сочинением музыки. Но не просто сочинением, а далее, исполнение, аудиомонтаж, выкладывание в интернет. И результатом проекта является некий уровень популярности.

Проекты. Какие проекты? Интернет-проект, табуретка, кровать или стол или шкаф для себя же, может ремонт ванной комнаты дома, или строительство бани на балконе. Если это ремонт ванной комнаты дома, то, возможно, для этого проекта понадобятся знания о давлении, паскалях, атмосферном давлении и гидроиспытаниях, а не понадобятся, так этим знаниями не повезло.
Знания изучаются (точнее разбирается в вопросе) ребенок или подросток не впрок, а к конкретному проекту!!!

В результате он осваивает то, чего практически не умеют современные образованные люди, - а именно изучить нужный ему вопрос в плоскости практического применения и достичь цели (успешно завершить проект).

Несколько раз в неделю в это здание приходят люди, мастера в своем деле, мастер ли это в боевых искусствах, скрипач, или столяр краснодеревщик или водопроводчик — золотые руки, неважно. Важно лишь то, что он увлечен своим делом и умеет о нем рассказать и заинтересовать своим направлением.

Дети от 7-10 лет, в основном участвуют в проектах старших, а получив опыт участия в чужих проектах, - делают свой.

А те, кому уже 12-14 и больше, уже ставят задачу заработать на своем проекте, или, по крайней мере, окупить, чтобы привыкнуть не быть по жизни просителями денег, и чтобы не оправдывать потом свою бездеятельность тем, что плохой дядя на хорошее дело денег не дал. Все из-за него!

В этом здании должны быть соответствующие мастерские и лаборатории, которые обслуживаются и ремонтируют самими детьми и подростками.

Они же делают текущий ремонт и обслуживание. Например: схема такая, 3 дня занимаешься своим проектом, 3 дня участвуешь в более сложном проекте, который делает подросток старше на несколько лет и один день занимаешься ремонтом и улучшением инфраструктуры этого здания. Делаешь для самого себя же.

Школа, обычная средняя школа, сдается путем экстерната. И тратится на это максимум месяц за год. А больше не нужно. Студенты сдают сессию за месяц и нормально справляются. А если работать над предметом группой, то это еще ускоряет изучение в несколько раз.

Родители приходят в это здание, в качестве Мастеров в каком-то деле, а если ты ни в чем не Мастер, хороший повод задуматься о себе и о том, чему ты можешь научить своих детей и в чем ты можешь быть для них авторитетом.
Вот такая картинка.


Ссылки на источник – по выпускам:
http://govoritvse.livejournal.com/21702.html
http://govoritvse.livejournal.com/21856.html
http://govoritvse.livejournal.com/22057.html
http://govoritvse.livejournal.com/24847.html

Tags: будущее образования, дистанционное образование, за или против?, расшколивание, свободное образование, современная школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 142 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →