rustam_kurbatov (rustam_kurbatov) wrote in freeedu,
rustam_kurbatov
rustam_kurbatov
freeedu

Пока не наиграются...

Дети читали свои книжки, рисовали газеты... Всё было хорошо. Но мне показалось этого мало.   Расширив границы своего предмета до динозавров и морских свинок, я все-таки границы оставил: нужно читать книги, делать доклады на клубе, писать тексты.


А хотелось, чтоб было совсем без границ.

Интересно, азартно, захватывающе  - на все сто!

Как в жизни, как во дворе!

 

Так появились настольные игры: Монополия и подобные.  Я их сам принес - чтобы у ребенка был настоящий выбор занятий: можно играть, можно книжку читать, можно на компьютере фильм смотреть или газету делать. Чтоб это «делать газету» было не темой урока - а свободным и добрым выбором самого ученика.

 

И я ждал, что желание возникнет само по себе, интерес зародится в этом монополистическом хаосе как жизнь в первичном бульоне.

 

«Зародится – не зародится» - это вопрос веры.  Если мы верим в то, что ребенок – существо активное, любознательное, стремящееся куда-то – значит, будет жизнь!

 

Я верил. Если нет – значит всё напрасно. Напрасны наши попытки других отношений в школе, и весь наш Лицей КОВЧЕГ, и вся гуманистическая европейская традиция. 

 

Шестой класс  полгода играл в Монополию.  Все.  И что?  Выводы какие? Ребенок хочет только играть  в примитивные игры. Так может пройти и год, и два. Вообще ничего.

 

А на стенах класса висели газеты.  В первой четверти, когда игры не были куплены,  они делали газеты. Дети не очень-то обращали внимание на стены. А я смотрел и думал: «А как хорошо всё начиналось…».

 

А родители смотрели на меня как на идиота, наверное. Каждое родительское собрание - вопль директора школы, что дети не хотят. 

 

-  Подумаешь, не хотят. А кто хочет?

 

Единственный положительный итог  безумного года: понимание, что  в нашем прекрасном лицее, который всегда опирался на интересы ребенка, ребенку не интересно ничего. По-настоящему. Всё остальное – наши учительские иллюзии.

 

Вот так во мне мысли прояснились.

 

+++

 

А может, всё не так грустно. Может и есть он где-то природный интерес. Может, это просто   интоксикация учебой и сначала надо бы вывести все школьные шлаки – дать возможность наиграться. Но  тогда раньше было надо начинать, не в шестом классе, и не один час в неделю.

 

А есть ли родители, которые готовы к тому, что дети будут играть, пока не наиграются? Не знаю. Еще раз такой авантюры не будет. Но если бы дети наигрались – они бы и учились потом.

 

Саммерхилл. Александр Нилл не боялся и говорил родителям: дети будут играть столько, сколько хотят. А тут – дипломатия.

 

Диалог с Ольгой Лисютенко, радикальным психологом:

 

- И вообще я не уверен, что они когда-нибудь наиграются и сами захотят…

- Если не уверены, то и начинать не надо было.

 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments