Olga (olgasabo) wrote in freeedu,
Olga
olgasabo
freeedu

Category:

Два очень важных вопроса (Украина)

Здравствуйте, уважаемые сообщники!
К окончанию третьего года обучения на экстернате у меня возникли два, наверное, самых важных вопроса для каждого хоумскулера:
     1. Является ли программа высшим документом, предписывающим темы и вопросы для изучения в конкретном классе? В каком законе указывается на то, что именно программа (либо другой док-т) является приоритетным в определении тем для изучения в конкретном классе?
     2. Тесты, которые даются в школе в конце семестра - они утверждены каким-то документом? Каким? И ответы на эти тесты тоже утверждены вместе с этим тестом?
Речь идет об украинском законодательстве.
Немного подробностей, почему возникли эти вопросы.
Ситуация 1.
     Контрольная по русскому языку за 2-й класс, тест на знания теории. В тесте встречаются вопросы по темам, которых нет в программе. (А именно - "составить фонетическую схему слов" и "определить главные члены предложения", последнее - программа 3-го класса). Я указываю на это директору. Директор  выдает следующее:  то, что в программе написано "развитие фонематического слуха у ребенка" - это и надо понимать как "умение составить фонетическую схему слов", а " умение определить связь слов в предложении" - надо понимать как "умение определить главные члены предложения". Не смотря на то, что даже слов "звуковая схема" и "члены предложения" в программе за 2-й класс вообще нет! При том, что в программе, между прочим, есть такие подробности, как огромный список словарных слов, которые нужно знать, и список типов примеров, которые надо уметь решать. Тем не менее, директор утверждает, что программа настолько несовершенна, а учебников много разных, и нужных не хватает, поэтому учитель на основании своего многолетнего богатого педагогического опыта составляет учебный план, ориентируясь на разнообразие учебников и несовершенство программы. И только учитель может правильно понимать учебную программу,  а вовсе не родительница без высшего пед. образования (то есть я). Каково?  Ведь это похоже на бред, что учительский почасовый план уроков - выше чем программа, утвержденная министерством. К тому же планы мне никто не дает, т.к. это якобы интеллектуальная собственность учителя. И на что тогда ориентироваться в смысле тем для изучения и сдачи контрольных? Слова директора: "Ну раз вы взялись за домашнее обучение, то сами и решайте".  В результате нашего долгого разговора тогда директор страшно распсиховалась на меня, но в итоге сделала по-моему и не засчитала ответы по этим спорным темам.  Но дело ведь совершенно не в оценках или баллах - сам вопрос-то остался невыясненным. В конце 3-го класса в контрольной тоже попалось то, чего не было в программе, только теперь мне ответили, что "у нас продвинутая школа, и мы забегаем наперед, это  называется пропедевтика".
  Ситуация 2.
     Пишем итоговую контрольную (тест) за 3-й класс по предмету "Я и Украина". Предмет сам по себе изрядно бредовый, а учебник - один сплошной перл. На самом деле речь шла о названиях правонарушений, гос. праздниках и др., поэтому для простоты объясню на примере апельсинов. Например, в учебнике написано, что апельсины синие, а в тестах в вариантах ответов - фиолетовые, сиреневые, синие.
На такой случай я давала дочке инструкции - если попадется, что нет правильных вариантов - отмечай то, что считается правильным в учебнике (например, апельсин - синий).  Дочка выбирает в тестах вариант ответа "апельсин синий", а учитель говорит - неправильно! Надо отвечать "апельсин фиолетовый"! Тут подключаюсь я, и говорю, что если уж на то пошло, апельсин - оранжевый.  На что учитель, конечно же, сразу психует, говорит: "Вы что, недовольны оценкой?" и в конце концов рассказывает, что учебники могут ошибаться, а ориентироваться надо на жизненный опыт! О как! На мое замечание, что жизненный опыт субъективен, она сначала объясняет на примерах, почему апельсины синие и фиолетовые, потом сообщает, что у нее богатый педагогический опыт, поэтому она права, а потом кричит, что я посягаю на ее свободное время и ей некогда.
Меня это всё... хм... смущает :-)
Это две основные ситуации, после которых мне захотелось прояснить вышеупомянутые вопросы  с указанием номеров документов, указов, законов и т.п. Хочу также выяснить это в гороно. Если это школьная самодеятельность, то пришло время поставить всех на свои места. Я взялась читать законодательство, но чувствую, что тут чтения на полгода хватит...
Кто-нибудь задавался такими вопросами?
Спасибо всем, кто поможет разобраться!

UPD.Сходили 10.06 в гороно с этими вопросами и некоторыми другими. И вот что нам ответили.
1) Несомненно, программа - высший документ. Учитель не должен опираться ни на какой свой личный опыт, а строго следовать программе. Если в тексте контрольной встречается материал, выходящий за рамки программы, я вправе потребовать прямо перед контрольной заменить текст на другой, либо написать заявление на имя директора школы, что текст не соответствует программе. (Давать читать тесты заранее мне не должны)
2) Если я не согласна с оцениванием знаний, то должна писать заявление (также на имя директора), что не согласна с оценкой, и будет создана комиссия.
В общем, зам. начальника гороно просто подтвердила то, что и так ясно всем... кроме наших шкрабов. Она даже не хотела верить (и я не знаю, поверила ли), что учительница и директор городят такую дичь. Наверное, пропесочит их. Мне только странно, что заявления по поводу нарушений надо писать на имя директора, и будет создана комиссия во главе с директором, при том что директор же и нарушает.
Tags: 1-4 класс, Украина, аттестация, вопросы, экстернат, юридический вопрос
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments