elekravets (elekravets) wrote in freeedu,
elekravets
elekravets
freeedu

заготовка статьи

Проблемы достижимости требуемых результатов школьного образования (в контексте домашнего образования)



Требования к результатам среднего образования складывались десятилетиями и на первый взгляд вполне прозрачны и достижимы значительным количеством учащихся. Впрочем, в новых федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения требования к результатам школьного образования сформулированы гораздо менее определенно, чем в предшествующих стандартах, ориентированных на триаду "знания-умения-навыки", что вызывает нарекания со стороны определенной части родительской и педагогической общественности. Этот подход к формулировке результатов образования призван обеспечить вариативность образовательных программ для достижения более глобальной цели - формирования универсальных учебных действий и шире - умения и желания непрерывно получать образование, при желании или необходимости меняя сферы деятельности. Однако на практике (коснувшейся пока по бОльшей части начальной школы в силу относительной "недавности" введения стандартов) уже сложившиеся программы и учебные пособия минимально модифицируются с использованием терминологии нового стандарта и переиздаются под ключевым грифом "ФГОС". Следовательно, предметом контроля до сих пор являются знания, умения и навыки, а формы контроля так же мало изменились по сравнению со "дофгосовской" эпохой.
В таком минимально очерченном контексте рассмотрим проблемы достижимости того или иного результата школьного образования. Так как школьная система (в которую так или иначе встроены и обучающиеся дома в силу законодательной необходимости прохождения периодического контроля - аттестаций) ориентирована на достижение определенного результата в определенном возрасте обучающихся, возникает первая возможная "развилка" в вопросе достижимости конкретного результата: позволяют ли способности и темп развития ребенка достичь данного результата в данном возрасте?
Ответ "да" на этот вопрос еще не означает того, что конкретный результат обучения будет достигнут, однако сначала рассмотрим вариант "нет". Он может означать как то, что этот результат не может быть достигнут именно сейчас (в заявленный образовательной программой период обучения), именно в таких условиях (например, без привлечения дополнительных ресурсов в виде увеличения количества занятий, организации коррекционной работы), так и то, что результат в принципе не может быть достигнут данным учеником. Этот вариант может ставить перед участниками образовательного процесса вопросы о возможности дополнительных занятий, коррекционной работы и/или дальнейшего обучения без достижения определенного результата образования.
Однако, даже если способности и темп развития ученика позволяют достичь заданного результата,  может мешать незаинтересованность ученика и/или его родителей в достижении данного результата. В этой ситуации правомерно ставить вопросы, имеются ли в наличии педагогические, материальные и иные ресурсы, чтобы заинтересовать ученика для достижения данного результата, и помогут ли эти ресурсы в достижении результата.
Кроме того, может иметь место ситуация нехватки у ученика ресурсов здоровья и/или времени для достижения как всех заявленных школой образовательных целей, так и личных образовательных целей ученика и его семьи.
Еще одним "узким местом" в проблеме достижения результатов образования является не такая уж редкая ситуация, когда по данным контроля определенный результат достигнут, однако в реальности он не встроен (частично или полностью)  в интеллектуальную деятельность и ценностно-мировоззренческую систему человека. Ярким примером такого рода является нарушение правил дорожного движения людьми, "сдавшими" при получении водительских прав экзамен на знание этих правил.
В увлекательной публицистической  форме эти проблемы описаны здесь http://www.strana-oz.ru/2012/4/shkola-imeni-plyushkina#_ftnref1
 В случаях игнорирования участниками образовательного процесса описанных выше ситуаций невозможности и/или нежелания достижения учеником того или иного требуемого школой результата образования, участники образовательного процесса неизбежно попадают в ситуацию необходимости имитации достижения результатов обучения в различных видах:"три пишем, два в уме", "выучил-сдал-забыл", разнообразные способы "списывания", "покупки" отдельных оценок и аттестатов/дипломов в целом.
Внимательное, честное, неформальное отношение к проблемам достижимости тех или иных результатов образования каждым конкретным учеником не позволит сохраниться сложившейся системе образования в ее нынешнем виде, предполагающем освоение всеми учениками всего объема заявленной учебной программы с максимально высокими показателями успеваемости.
На семейном образовании все перечисленные выше проблемы встают перед учеником и его семьей в более острой форме, т.к. эта форма образования дает больше возможностей для рефлексии как самого ученика, так и членов его семьи, осмысления собственных образовательных потребностей и возможностей, по отношению к которым различные школьные требования в различных сочетаниях могут занимать положение от поддерживающего (давать теоретический и практический материал для тренировки необходимых навыков) до антагонистичного (отвлекать ресурсы от важной для ученика и его семьи образовательной и иной деятельности).
На данный момент (на основе особенностей советской/постсоветской школы и в ряде случаев травматичного опыта  "общения со школой" родителей обучающихся дома детей и/или самих детей) сложилась ситуация, характеризуемая следующими основными тезисами:
1) мотивация и цели трех сторон образования (родителей, детей, системы образования) могут не совпадать в разных областях и степенях;
2) ребенок - не объект, а субъект со своей собственной свободной волей, поэтому не всегда и не любому мотивационному (даже положительному) воздействию системы образования или родителей поддается;
3) на собственное (по своим интересам, а не государственным или родительским) развитие ребенку нужны время и ресурсы, которые современная российская система образования требует в очень больших количествах;
4)перед родителем часто стоит выбор: вступать в конфронтацию с системой образования, защищая собственное уникальное развитие своего ребенка, или же обеспечивать соответствие ребенка требованиям этой системы, пусть даже и мягким способами, пробуя разные способы заинтересовать ребенка, почти во всех случаях неизбежно прибегая к тем или иным имитациям на различных этапах;
5) у родителей часто нет ресурсов вырабатывать и в себе, и в детях положительную мотивацию для соответствия требованиям системы, чуждой и враждебной как для них самих, так и для детей.
Новый закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29.12.2012 г. в своих формулировках в принципе позволяет снять описанные в статье противоречия, определяя образование как "единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовдоно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов" (п.1 ст.2) и допуская "вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся" (п.3 ч.1 ст.11). Так как в соответствии с частью 4 статьи 17 рассматриваемого закона "Об образовании в Российской Федерации" допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения, очевидно, нет правовых препятствий к семейному обучению по образовательным программам, учитывающим образовательные потребности и способности ученика, доступного для ученика уровня сложности, тем более с учетом права на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия (п.9 ч.1 ст.34).
В сущности, имеются все правовые, информационные и методические возможности для решения очерченных проблем, однако решение этих проблем повлечет за собой серьезную перестройку как системы образования, так и сложившихся социальных стереотипов в этой сфере и потребует серьезных и глубоких  диалогов и работы всех участников образовательного процесса.
Tags: СО, новый закон об образовании (Россия), юридический вопрос
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments