Александра aka strix (strix_ru) wrote in freeedu,
Александра aka strix
strix_ru
freeedu

Categories:

Биологическая олимпиада и НЕшкольники. Петербург.

 Биологическая олимпиада и НЕшкольники. Петербург.
 
Как студент из  анекдота про блоху и кита, расскажу в сообществе домашнего обучения про биологическую олимпиаду. На самом деле, хотя это и не относится напрямую к школьным аттестациям, но к свободному образованию имеет самое непосредственное отношение. Это то, чем дети занимаются по собственному, свободному выбору, хотя сами занятия происходят и не без помощи педагогов и/или родителей. Это то, к чему их никогда не принуждали как бы то ни было, и никогда специально не заставляли делать. Все принуждение, которое только было, вы можете тут прочитать и оценить.

В нашем случае, подготовка к последнему, устному туру олимпиады стала возможна только тогда, когда я убрала (и имела возможность это сделать) на две недели почти  все  занятия по школьной программе из их домашней жизни. К письменному туру мы тоже готовились вместе и довольно долго, но это как-то органично вписалось в изучение школьного курса зоологии, который который дети благополучно сдали уже после письменного тура, в декабре.

Мои дети: Арсений (12 лет) и Дик (11 лет), обучаются дома по школьной программе 7 класса.



История начинается еще со времени летних каникул, когда дети собирали материалы для своих самостоятельных научных работ в летних полевых экспедициях Лаборатории ботаники знаменитого петербургского Дворца творчества юных. Арсений с Диком в общей сложности провели почти 2 месяца в замечательных поездках и привезли оттуда много хороших впечатлений, фотографий и рабочих материалов из нашей области и Карелии. Всю осень они приводили свои записи в порядок и писали тексты своих ботанических работ, в основном по вечерам в лаборатории, вместе с соавторами и преподавателем, но, в конце концов, Арсению  пришлось освоить и удаленную работу с Google-документами. Удаленно работать очень  интересно, особенно когда «на другом конце провода», в лаборатории сидит твой соавтор и, кроме написания новых идей, передает в чате замечания и указания преподавателя (хи-хи, ха-ха и другие свои эмоциональные всплески, конечно, тоже :)).

  Первый, письменный, тур тоже требует подготовки, хотя бы потому, что прочно  опирается на расширенную, но все же школьную программу соответствующего класса. На этом этапе пришлось как-то сказать: "Ну так давайте ж готовиться!!" - и мы начали.  Мы читали учебник, искали в Интернете и смотрели по вечерам учебные фильмы по зоологии и ботанике — как старые из серии «Учебная фильмотека», так и новые от BBC и т. д. Интересно, что тематический поиск по YouTube тоже  оказался полезным -  например хорошие съемки под микроскопом простейших (амебы, эвглена, диатомовые водоросли  и т. д.) я в «больших» современных фильмах не нашла.  Еще нам помогла замечательная книга биологических раскрасок «Биология» (автор И. Эдвард Алькамо) она как раз на школьный уровень, в раскрашивании изучаемых понятний изучаешь биологию и лучше запоминаешь фактический материал, а также атласы в поддержку школьной программы из серии «Линия жизни» издательства «ЧеРо-на-Неве», выпуски по ботанике (наш преподаватель:)) и зоологии, не считая других иллюстрированных энциклопедий.
 
Этот тур проходил еще осенью, по районам, в которых находится школа. Поэтому Арсений и Дик, свежеиспеченные «эпишкольники»,  писали его в одной из школ Красногвардейского района. Если меня читает Мара Зиниград, то это был как раз тот момент, когда мы гуляли по щиколотку по свежевыпавшему снегу по улицам Петербурга, галопом проскакали по залам Эрмитажа, и провожали мальчишек на олимпиаду.

Письменный тур — это по большей части  угадайка, похожая на ЕГЭшные тесты и я  была всегда уверена, что дети с более развитым логическим мышлением и привыкшие больше угадывать и писать, обучаясь дома, его должны пройти лучше, чем устный тур. Но, все познается на практике. Дик, например, к моему ужасу, просто не перевернул лист с заданиями, и работал только с его половиной! Он не понял из устных указаний, что значит  «писать только на одной стороне» - вероятно, по первоначальному замыслу это означало, что ответ на вопрос не должен заходить на следующую страницу? 

Арсений был участником уже опытным. Страницы были перевернуты, задания выполнены, как ему это показалось логичным. Ошибки и правильные ответы они все вместе позже разбирали со своим преподавателем в Лаборатории ботаники.

Следующим этапом было собеседование по самостоятельным научным работам. У Арсения работа была про корреляцию приростов некоторых видов растений, у которых годовой прирост отчетливо выражен, легко поддается измерению и можно проследить годовые приросты за несколько лет. Материалы были собраны Арсением, его соавтором Гошей и помощниками в нескольких местах на территории нашей области и Карелии сильно удаленных друг от друга, так чтобы климатические условия в разных точках сбора оказались немного различными. У Дика была сложная геоботаническая работа об изменении растительности под елями относительно растительности вокруг и он был «младшим соавтором» у барышни-десятиклассницы. Материал они собирали на востоке Ленинградской области, у речки Рагуши. Красивейшее место — Рагуша имеет высокие известняковые берега со слоями кремня, летом она уходит в карсты и местами полностью пересыхает. Бывает, что у карстов остается выброшенная на песок озерная форель, собственными глазами видела такое много лет назад и… конечно ела, отняв вероятную добычу у какого-нибудь барсука или лисицы.

Собеседование прошло быстро и ненапряжно, как я поняла основная цель его была понять, правда ли эти дети писали эту работу, она сама за себя говорила.

По результатам первых двух туров определялись победители и призеры, которые и должны были участвовать в устном туре. Дик, при всем своем поллисте выполненных заданий, не набрал буквально две десятые балла и в списки включен не был. Я понимаю, что для него это было, конечно, обидно и понятно, почему он отказался готовиться к олимпиаде «впрок», на будущий год.

На устном туре надо было заранее выбрать 3 «станции» из предложенных в разных тематических блоках, подготовиться и придти в воскресенье утром в здание Двеннадцати коллегий в Университет, на биологический факультет. Арсений выбрал палеонтологию, которую изучал в Клубе юных геологов, низшие растения (водоросли), про которых они немного слушали в Лаборатории ботаники и птиц — это уже моя личная стихия, и всю жизнь в лесу с детьми их определяли, и дома чем могу помогу.
К палеонтологии мой старший сын не готовился, прошлый раз и так прошло хорошо, геологической подготовки ему пока хватало. Дома у нас почти ничего из палеонтологической литературы не имеется, музеев в Питере подходящих тоже нет. Водоросли мы вместе читали по вузовскому учебнику — точнее, я читала нужные куски, а Арсений их конспектировал (под мою диктовку пока, это пришлось тоже жестко уговаривать по причине полезности для него умения конспектировать). Ночью я выудила из Googl-поиска по несколько штук хороших изображений водорослей - представителей разных отделов - и пару дней мы изучали их внешний вид. Хорошо было бы сделать из них карточки для запоминания в программе Anki и выучить, но мы уже не успевали. Еще нам дали том «Жизни растений: Водоросли», и Арсений успел поизучать иллюстрации. Более популярных изданий по водорослям я не нашла.

По орнитологии я успела купить и мы поизучали большой атлас-определитель «Птицы России» Арлотта и Храброго, но это издание не столь удобно для начинающих, как книги и атласы, иллюстрированные фотографиями, такие как, например, «Птицы в вашем саду» от DK. Сфотографированных птиц проще узнать потом в природе, но на олимпиаде предлагают определять по чучелам... За чучелами мы отправились в Зоологический музей. Два раза перед устным туром мы прошлись по залам с птицами и пробовали находить отличия между разными видами птицам, обитающих в нашем регионе. С прошлой олимпиады Арсений к счастью узнал, что экзотов предлагать на определение не будут (иначе это было бы нереально, в мире более 9 тыс. видов птиц). Большинство нужных нам птиц в музее есть, а атлас-определитель помогает мне восстановить память в нахождении четких и однозначных отличий между видами. Как выяснилось впоследствии, так досконально изучать птиц было пока не нужно. :) Дик в это время занимался своими делами или уроками неподалеку от нас, носился как вихрь по всем залам Зоомузея и что-то запомнил.

Утром нужного нам воскресенья мы с Арсением явились на регистрацию олимпиады. И тут-то, к Дикиному несчастью мы узнали, что мой младший сын тоже внесен в список участвующих, а почему эти списки в Интернете и на столе регистрации не совпадают никто не знает. Я опущу свои эмоции по этому поводу и скажу только, что я смогла правдами и неправдами выудить моего младшего сына с папой из дома и доставить в Университет. Я вполне понимаю его обиду — два месяца знать, что из-за недоразумения на первом туре ты не прошел дальше (и не будешь участвовать вместе с доброй половиной твоих коллег по кружку в устном туре), а в последний момент вдруг выясняется, что это не так. Я бы тоже обиделась. Около часа мы с мужем по телефону мягко и жестко («агрессивные переговоры — с применением световых мечей» ;)) убеждали Дика, что если он собрался когда-то идти на олимпиаду, то совершенно глупо отказываться от этого только потому, что тебя случайно обидели и ты не готов. И он пошел. Самое потрясающее, что всеми правдами и неправдами не подготовившийся Дик набрал большее количество баллов, чем Арсений. Оказалось, что Дик обладает одной весьма полезной способностью — болтать обо всем том, что он знает по данной теме, а вопросы были вполне широкими, Арсений же точно, скрупулезно и занудно отвечает на заданный вопрос, несмотря на бОльшую подготовку.

Итоги или в чем польза олимпиады для НЕшкольника?
Могу сказать, что олимпиада - хорошая подготовка для любого типа аттестаций и официальных собеседований, это во-первых. Такая практика, мне кажется очень полезна более всего тем детям, которые уже решили выбрать для себя подобную стезю. То есть для будущего студента любого вуза это хорошая практика, а вот для будущего тренера по айкидо или повара полезнее практиковаться в условиях более приближенных к реальным. Во-вторых, это практика преодоления себя, и именно тогда, когда понятно зачем, есть положительный стимул и игра стОит свеч. Улучшить показатели любимому преподавателю ботаники для бОльшего рейтинга лаборатории и просто попробовать в реальном «бою» свои силы — это положительные стимулы. В третьих, это повод потренироваться в подготовке к экзамену по типу «марш-броска». Ну и наконец, это просто «людей посмотреть, себя показать», расширение кругозора, да бывают такие вещи, такие люди, такие места, интересно было бы посмотреть.

Извините за занудство :).
Tags: 5-8 класс, биология, личный опыт, наши дети, участники о себе
Subscribe

  • английский для 1-4 класса, полезное видео/аудио

    Доброе утро :) поделитесь, пожалуйста, полезностями, у кого есть на примете!! ищу что-то на английском, мультики/видео/аудио/фильмы/образовательные…

  • подкасты для 9-12 леток

    Доброе утро всем!! Расскажите, ваши дети слушают подкасты? Можете что-то посоветовать? для мальчика 9-12 лет, интересуется техникой,…

  • танцы онлайн для ребенка

    Добрый день! Посоветуйте, пожалуйста, где ребенок может поучиться танцам онлайн, каким-то основам разных стилей, 7 лет. Дочка не занималась никогда,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

  • английский для 1-4 класса, полезное видео/аудио

    Доброе утро :) поделитесь, пожалуйста, полезностями, у кого есть на примете!! ищу что-то на английском, мультики/видео/аудио/фильмы/образовательные…

  • подкасты для 9-12 леток

    Доброе утро всем!! Расскажите, ваши дети слушают подкасты? Можете что-то посоветовать? для мальчика 9-12 лет, интересуется техникой,…

  • танцы онлайн для ребенка

    Добрый день! Посоветуйте, пожалуйста, где ребенок может поучиться танцам онлайн, каким-то основам разных стилей, 7 лет. Дочка не занималась никогда,…