Это то, что было после Монополии (см. "Пока не наиграются"). Я понимаю, что это не "свобода в образовании" - но всё-таки, мне кажется опыт интересный...
Глеб, 7 класс, за нарушение Правил поведения отстранен от школы на один день. «А можно, я завтра приду, а в среду буду сидеть дома: я не хочу пропускать спецкурс по химии…»
Что такое спецкурсы?
Спецкурсы – что-то вроде факультатива. На три класса - четыре учителя, каждый предлагает свою тему, дети расходятся, через два месяца – новый выбор. Что тут особенного?
Есть некоторые отличия спецкурса от факультатива.
Первое. На спецкурсе нет никакой программы. Как это вообще проходит? Собираются в библиотеке (самый большой класс в нашей школе) сорок шестиклассников, перед ними – четыре учителя: учитель биологии, литературы, английского языка и истории, к примеру. Встает учитель биологии: «Можно будет делать любую тему по биологии: о животных, о человеке, а может и о космосе…». Учитель литературы: «Каждый будет читать свою любимую книжку, а потом расскажет о ней..» и так далее. Каждому учителю дается три минуты – сказать надо так, чтоб дети вздрогнули и пошли. Чтоб группа набралась.
Десять-пятнадцать детей идут за учителем биологии. Обсудили, определились с темой: кто-то будет делать газету о слонах, а кто-то о кошках. Смотрят фильмы, читают книжки, говорят друг с другом, в конце четверти рисуют газету размером в лист ватмана и идут с докладом в какой-нибудь класс.
Какая тут программа? Слово Анне Владимировне, учителю географии: «Прошлый раз Виталик сказал, что он будет делать доклад о минералах, я ночь не спала, книги подготовила, камни из кладовки вытащила… А сегодня: «Я передумал, Анна Владимировна, буду писать о Черных Дырах»». Конечно, смешно со стороны: блажь какая, то минералы, то дыры… Не так уж смешно: Виталик, мальчик шустрый и любопытный, на протяжении семи лет школы делал только то, что хотели от него учителя, и ему, конечно, не просто с первого раза определиться, чего он в жизни хочет.
Второе. Факультативы – дополнение к основной нагрузке. Спецкурсы – часть этой самой «нагрузки». Мы не могли просто добавить спецкурсы в расписание: после шести уроков и двух часов домашнего задания (его дети делали в школе, в часы самоподготовки) войти в класс и спросить детей: «Ну, что вам, дети, интересно? Ну, может, вы хотите еще что-нибудь узнать?»
Чтобы добавить что-нибудь нужное, нужно вначале, как известно, убрать что-нибудь ненужное. И мы решили убрать домашнее задание. Всё необходимое будем делать на уроках, а остальное дети доберут на спецкурсах. Пять лет назад мы, учителя Лицея КОВЧЕГ, подписали мораторий на домашнее задание…
Я не буду говорить о том, как выполнялся этот мораторий.
Но у нас хватило смелости сказать родителям, что мы не задаем домашнего задания! А еще год спустя, после ожесточенной внутришкольной дискуссии на первой странице сайта был размещен этот революционный лозунг: «Мы работаем без домашнего задания».
Несколько учителей в знак протеста покинули Лицей КОВЧЕГ.
Но на этом мы не остановились.