?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Sep. 10th, 2013

По итогам обсуждения написался пост. Аналогично дисциплине, здесь вижу проблему с размытием понятия. На мой взгляд, социализация - это не результат, это процесс. Процесс приобретения навыков общения и взаимодействия с другими людьми в различных ситуациях, опыт завязывания и поддержания отношений. Причем, отношений осмысленных, целенаправленных, а не "общения ради общения".  Нужна ли вашему ребенку социализация? Нужна ли она ему сейчас? Есть ли у него проблемы с общением или это у вас проблемы с образом того, как должен себя вести ваш ребенок? Является ли школа универсальным средством приобретения навыков общения или это очередной "дешевый" способ снять с себя ответственность за обучение ребенка жить в этом мире?  Все нижесказанное - мое мнение, основанное на собственном опыте и наблюдениях. На истину в последней инстанции не претендую :)

  1. Возраст и потребность в общении. Все дети разные. Потребности в общении у них разные тоже, причем с течением времени они меняются - очень общительный в детстве ребенок может с возрастом стать значительно более избирательным в своих контактах, а ребенок, которого вы считаете необщительным, со временем ощущает рост потребности во взаимодействии со сверстниками. И совсем уж наивно предполагать, что эта потребность вырастает в каждом ребенке к 7 годам и удовлетворяется в школе. :) Скажу банальность - нужно танцевать от потребности ребенка. Если есть потребность, но мешает застенчивость - работать с застенчивостью. Есть просто нет потребности в общении - не стоит форсировать.

  2. Социализация и школа. Для ребенка, у которого нет потребности в общении, насильственное помещение в агрессивную школьную среду может быть травмой. И будет ли это травма, которая заставит его расти и развиваться из серии "все, что нас не убивает...", или травма, которая будет ему мешать, заранее сказать сложно.  Если сравнивать социализацию с обучением плаванию, то школа - не плавательный бассейн, а, скорее, вполне себе бурный открытый водоем. Прежде чем "столкнуть его в воду", попробуйте здраво оценить вероятные последствия.

  3. Выбор партнеров для общения. Не факт, что в школьном классе найдутся "свои" для ребенка, особенно если он сколько-нибудь отличается от сверстников. Гораздо выше вероятность, что это случится в секции по интересам, большинство хоумскулеров занимается в кружках.
    Чисто школьная "социализация", в общем случае, такой же сферический конь в вакууме, что и "школьная дисциплина" из моего предыдущего поста. И, по моему глубокому убеждению, это очень сильно "перегретая" тема. Я довольно контактный человек, к примеру. Но посадите меня в аудиторию вместе с 40 незнакомыми мне людьми, из которых будет 5-7 уголовников, несколько светских львиц, пара художников, несколько спортсменов, пяток домохозяек, несколько программистов, рекламных агентов и стоматологов, любители покера, преферанса, горных лыж, вышивания крестиком, сатанисты, глубоко верующие, политически активные граждане - и не факт, что я найду в этой пестрой компании большое количество друзей и партнеров по интересам. А вот в компании природных фотографов эта вероятность очень высока - нас объединит совместное хобби. Дети в этом отношении ничем от взрослых не отличаются.  Соответственно, считать идеальным вариантом социализации школу довольно наивно. Школьные вопросы могут быть не настолько важны для ребенка, чтобы по настоящему свести его с другими детьми, и нормальная коммуникация просто не состоится - "не о чем дружить".

  4. Цели общения. Один из важных, на мой взгляд, навыков - это умение фильтровать круг общения. Современная среда, в принципе, тяготеет к процессам ради процесса.  Есть специально разработанные методики для взрослых, которые направлены на избавление от "пустых" контактов, которые лишь отнимают время и силы на "общение ради общения", заполнение времени пустопорожней "движухой". По моим наблюдениям, многие дети, которых родители и учителя считают "застенчивыми" и "нелюдимыми" обладают этой способностью изначально и просто очень избирательны в своих коммуникациях. Присмотритесь, - то, что вы считаете недостатком ребенка, возможно, его сильная сторона. Разница проста - "хочет дружить, но не может" или "не особенно и хочет/ предпочитает другие занятия". Если второе, то я бы, лично, поискала друзей по интересам, а не навязывала "друзей" из класса или со двора. Могу сказать, что разницу между застенчивым и избирательным ребенком я изучала на свой дочери. А сама навык фильтровать контакты приобрела к вполне себе солидному возрасту.


Я считаю, что социализация через школу - это лотерея. Если удачно угадан момент, в классе оказался один или несколько близких по духу детей, то она будет удачной. Если нет - то появляется опыт разной степени болезненности.  Отсюда я в свое время сделала вывод, что наивно отказываться от хоумскулинга из этих соображений -  предсказать результат практически невозможно, вероятность удачи, по моим оценкам, чуть меньше 50%. Вдумчиво присмотревшись к ребенку, обеспечив ему более узкий круг общения, можно эту вероятность слегка повысить.  Здесь еще крайне важно удержаться на "лезвии бритвы" - между сознательным развитием навыков общения и подбором адекватной потребностям ребенка среды для общения и чрезмерными ограничениями и сверхконтролем в этом вопросе.

Originally posted at Workingly.ru

Теги - метки:

__________________________________________

сайт "Свобода в образовании" с 2008 года
___________________________________________

Comments

( 57 комментариев — Оставить комментарий )
zhurr
Sep. 10th, 2013 04:25 am (UTC)
Модераторское
Пожалуйста, поставьте теги и уберите ссылку под кат.
esperanzan
Sep. 10th, 2013 04:34 am (UTC)
Re: Модераторское
Да, извините, забыла про теги.
olga_ovodova
Sep. 10th, 2013 04:48 am (UTC)
В принципе, все верно. Проблема с обеспечением "узкого круга общения".
esperanzan
Sep. 10th, 2013 04:52 am (UTC)
Не совсем поняла насчет проблемы, простите )
(no subject) - olga_ovodova - Sep. 10th, 2013 04:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - esperanzan - Sep. 10th, 2013 05:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - naja_oxiana - Sep. 10th, 2013 05:50 am (UTC) - Expand
Это верно. - esperanzan - Sep. 10th, 2013 05:57 am (UTC) - Expand
more_sea_yam
Sep. 10th, 2013 05:34 am (UTC)
>>Один из важных, на мой взгляд, навыков - это умение фильтровать круг общения.
>>обеспечив ему более узкий круг общения
А как же навык?

>>Не факт, что в школьном классе найдутся "свои" для ребенка, особенно если он сколько-нибудь отличается от сверстников. Гораздо выше вероятность, что это случится в секции по интересам, большинство хоумскулеров занимается в кружках.
Вы сами в школу ходили? А на кружки? Ваши друзья детства с кружков?

>>Отсюда я в свое время сделала вывод, что наивно отказываться от хоумскулинга из этих соображений - предсказать результат практически невозможно, вероятность удачи, по моим оценкам, чуть меньше 50%.
меньше 50%. ??? и можно определение "удачи"?
esperanzan
Sep. 10th, 2013 05:42 am (UTC)
1) Это часть навыка. Просто про "уметь общаться" говорят и пишут везде. А про "уметь НЕ общаться" мало, кто думает.

2) Да, ходила и в школу, и на кружки. Мои друзья детства, в основном, с кружков, хотя и из школы есть пара человек, с которыми мы поддерживаем контакт.

3) "Удача" - когда среди детей в классе находятся друзья для вашего ребенка. Не приятели, не "он может спросить у этих детей, что задано", а именно люди, с которыми он заинтересован поддерживать отношения.
beloshvejka
Sep. 10th, 2013 06:00 am (UTC)
4 пункт особенно понравился.

Мне вообще интересно, какой самый ранний возраст, когда моут появляться закадычные друзья?
Мне кажется, это скорее средняя и старшая школа. У меня правда есть подруга, с которой ходили вместе в сад. Но ни в саду ни в двух классах началки у моего ребенка не образовывались друзья. Я наблюдала за детьми на экскурсиях например. Пары мальчиков образовывались из - за наличия у одного или обоих какой- то привлекательной для другого игрушки. Пар девочек не было. А так все общение сводилось к выскочить и побеситься погоняться друг за другом.
В каком возрасте ребенок может сознательно сделать выбор ' хочу дружить именно с этим' , а не вообще трусоваться с кем- нибудь?
esperanzan
Sep. 10th, 2013 06:05 am (UTC)
Акивная и осознанная потребность, по мнению психологов, появляется ближе к подростковому возрасту. Но если примерять на конкретного ребенка, то стоит учитывать, что это это очень индивидуально. Мы как-то все пытаемся "правила" использовать, но они не работают. Привычка искать правила, кстати, тоже одна из вредных школьных привычек ))
(no subject) - beloshvejka - Sep. 10th, 2013 06:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - esperanzan - Sep. 10th, 2013 07:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - naranja_naranja - Sep. 10th, 2013 04:51 pm (UTC) - Expand
chepuhovinka
Sep. 10th, 2013 06:02 am (UTC)
Согласна с вами. Нет никаких гарантий, что в школе найдется "свой" человек.
esperanzan
Sep. 10th, 2013 08:00 am (UTC)
Школа не панацея в этом плане, это точно. И в нескончаемых дискуссиях на эту тему меня раздражает именно этот аспект, это позиционирование школы как какой-то единственной безальтернативной возможности.
veter04eg
Sep. 10th, 2013 06:33 am (UTC)
Какая же отличная статья! Идет в закладки... А то меня просто замучили уже этой "социализацией", а тут все аргументы в одном месте, доходчиво и по-существу.
esperanzan
Sep. 10th, 2013 07:47 am (UTC)
:) Да вот меня тоже в свое время терзали этой темой, так что аргументация отточилась.
cremonese
Sep. 10th, 2013 07:34 am (UTC)
Я в принципе согласна. Но в моем конкретном случае это не совсем лотерея - мы более-менее знаем, кто в классе, кое по кому ребенок даже соскучился за год (в садики они все были). Агрессивных детей двое, и они в другом классе. Так как мы живем в населенном пункте, где меньще 2000 человек, мне кажется разумным быть как-то поддерживать отношения с местным населением, которое запросто может решить, что мы игнорим его потому что зазнались (они так думают про всех, кто ходит в частную школу, а хоумскулеров до нас не было).
Ребенку общение нужно, но и избирательность ему не чужда. Я не думаю, что в школе его заставят насильно дружить со всеми. Моя надежда, что он познакомится со всеми, кого еще не знает или забыл (чтобы когда идешь по деревне, тебя приветствовали, а не отворачивались. И было с кем побегать во время деревенских праздников.) и сблизился с 2-3 детьми с вменяемыми родителями. А там видно будет. Я лично считаю, что общение "не с теми" детьми это не самый страшный недостаток школы. Там много еще чего, что меня сильно раздражает, например, ужасное расписание и отсутствие перемен, ну и все остальные минусы, которые тут все прекрасно знают.
esperanzan
Sep. 10th, 2013 07:57 am (UTC)
Согласна с Вами
)) я не считаю, что социализация в школе это на 100% плохо, и мне сложно сказать, каким образом мы бы поступили в Вашей ситуации. Просто каждый раз, когда я говорю, что у меня ребенок учится дома, все закатывают глаза и ахают "а как же социализация?!", как будто это единственный шанс ребенка познакомиться с другими людьми и только ради этого стоит терпеть все многочисленные минусы школы, о которых мы все прекрасно знаем ))
Re: Согласна с Вами - cremonese - Sep. 10th, 2013 08:04 am (UTC) - Expand
Re: Согласна с Вами - esperanzan - Sep. 10th, 2013 08:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - what_and_why - Sep. 10th, 2013 05:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - veromi - Sep. 10th, 2013 09:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - strix_ru - Sep. 10th, 2013 09:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cremonese - Sep. 11th, 2013 03:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - thedailyworker - Sep. 11th, 2013 08:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cremonese - Sep. 12th, 2013 07:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - xekc - Sep. 16th, 2013 07:52 am (UTC) - Expand
shaktyy
Sep. 10th, 2013 07:40 am (UTC)
Спасибо. Очень созвучно, а слова вы подобрали лучше, чем я смогла бы. :)
esperanzan
Sep. 10th, 2013 07:57 am (UTC)
) У меня дочка учится дома с 3го класса (сейчас в 10м) - было время на подбор слов
(no subject) - shaktyy - Sep. 10th, 2013 07:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - esperanzan - Sep. 10th, 2013 08:06 am (UTC) - Expand
livejournal
Sep. 10th, 2013 08:55 am (UTC)
post
Пользователь assolenka сослался на вашу запись в записи «post» в контексте: [...] Оригинал взят у в post [...]
Алина Дьякова
Sep. 10th, 2013 10:55 am (UTC)
esperanzan
Подпишусь под всеми пунктами, исключая 50% насчет лотереи. Где это Вы видели лотерею и 50%? :) Нет, в школе не достичь такого большого %. И ссылаться на старый опыт бессмысленно, ну, я уже писала. И еще напишу.

Родители игнорируют потребности своих детей. Родители игнорируют школу. Объясню. Кто сидит на уроке из родителей? Кто регулярно общается или наблюдает со стороны за классом своего ребенка? Кто общается / наблюдает систематически за школьными учителями? Много ли детей рассказывает все своим родителям? Так где ваше исследование вопроса? Какими методами вы пользовались? Как вы оцените реальное положение в школе?
Я вам скажу, как человек, имеющий в прошлом беседы с детьми на тему, что ребенок рассказывает родителям, как ущемляли его в садике, школе. Мы делились, кто как выходил из своей ситуации. Не жаловаться родителям - норма.
Напоминаю посты Лизы Колобовой http://www.ku-ma.ru/chto-pishut/semejnoe-obuchenie/chast9/, ну то место, "Последняя капля была тогда, когда накануне родительского собрания он слег с температурой 39. Я лежала с ним, обняв его, и разговаривала. «Ты волнуешься о том, что скажут на родительском собрании?» «Да, мама. Я вроде ничего плохого не сделал, но я не знаю, может, что-то и сделал». «Ну что самое страшное может произойти?» «Тебе ОА скажет что-то, и ты опять ей поверишь, и будешь меня ругать». Тут меня торкнуло наконец-то."
Итого: родители не имеют материала, на котором могут адекватно оценить положение своего ребенка в школе. Возможно потом Вы узнаете. А может и никогда.
Причина: родители игнорируют ребенка, школу.
Родитель, участвующий в ребенке, сегодня скорее всего выведет его на СО. Ну, как созреет :)
esperanzan
Sep. 10th, 2013 11:03 am (UTC)
Алина, 50% - это примерная оценка по опросу людей, закончивших школу 5-25 лет назад. Вопрос был простой: были ли у вас близкие друзья из класса? поддерживаете ли вы дружеские отношения с бывшими одноклассниками (встречи, регулярные созвоны)? Ну, вот по ответам примерно половина, причем школьных друзей через 5 лет помнит куда меньше народу, чем через 25.

Все остальное - верно. Для многих родителей школа - это способ переложить ответственность за воспитание ребенка. Если реально слышат и слушают ребенка, то довольно быстро такие родители влетают в конфликты, меняют школы, забирают на СО.

Это нормально для любого массового продукта - он подходит не всем. Не стоит ждать от школы слишком многого. :)
livejournal
Sep. 10th, 2013 11:14 am (UTC)
post
Пользователь littlemet сослался на вашу запись в записи «post» в контексте: [...] Оригинал взят у в post [...]
veromi
Sep. 10th, 2013 11:28 am (UTC)
Модераторское
Пожалуйста, придумайте более информативное название для своего поста :)
ansyo
Sep. 10th, 2013 04:04 pm (UTC)
Согласна с тем, что социализация - это процесс. Но он не заключается исключительно в обретении навыков общения. Хотя и они тоже обретаются в ходе социализации, но не в школе, а в семье. Ребёнок приходит в класс уже умея строить отношения и имея своё представление о том, как это делать.

Мне нравится вот такое определение социализации:«социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает “правила игры”, принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения».
Школа - система, построенная по определённым законам, имеющая чёткую структуру и правила. Она отражает модель общества. И таким образом ребёнок научается в нем функционировать.

Вопрос в том, насколько нас устраивает наше общество, здорово ли оно?
Ответить "Да" на этот вопрос сложно.
Многие люди это понимают, поэтому и не хотят прививать ребенку нормы и правила современного общества. Фактически - это протест, мини-революция в рамках одной семьи.

Насчёт потребности в общении: она есть абсолютно у всех здоровых детей. Но величина её может быть разной. Зависит от личной психической организации каждого и от условий жизни в семье.
Про взрослых и "пустые контакты". Такой феномен действительно связан с социализацией. НЕ только вторичной(школьной), но и первичной.

Мы приучаем ребёнка игнорировать свои чувства, свое тело. Стандартные фразы "Хорошие девочки не злятся""Мальчики не плачут". "Нет слова "не могу" есть "не хочу"-надо" Эту фразу очень любил мой отец.
В итоге вырастает человек, который плохо разбирается в собственных чувствах. Он действует исключительно из усвоенных навыков и установок. Слишком ценит общественный стандарт и мнение окружающих. И живых контактов не имеет. Они либо деловые либо пустые либо удовлетворяют ещё какие-то установки, потребности. Но настоящее общение живое, возможно только с помощью чувств и ориентации на них. Тогда человек выбирает тех, кто ему близок по духу.

Про застенчивых детей: это дети которые либо боятся мира, людей либо стыдятся себя. И здесь опят же надо смотреть в семью. Большое количество стыда означает отсутствие адекватной поддержки. Страх перед миром уходит корнями в отношения с мамой.

Поскольку человек - существо, нуждающееся в обществе, то я всё же за школы. Но школы , основанные на иных принципах, школы, которые помогают ребёнку вырасти здоровым, гармонично развитым человеком.
Современные школы этому требованию не отвечают, исключая некоторые частные, но они малодоступны для большинства детей.
Поэтому для меня хоумскулинг - переходный этап, лазейка, способ выйти из неудобной общественной системы. И этой лазейкой я воспользовалась

li_nconnue
Sep. 10th, 2013 05:16 pm (UTC)
"Поскольку человек - существо, нуждающееся в обществе, то я всё же за школы."
Законы об обязательном посещении школы возникли всего около 100 лет назад, как раньше дети росли без школ и при этом нормально развивались? Или все сплошь были несоциализированными? Я согласна с тем, что человек существо социальное, только вот школы здесь при чем? Школа - это синоним общества?
(no subject) - ansyo - Sep. 10th, 2013 06:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - li_nconnue - Sep. 10th, 2013 11:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ansyo - Sep. 11th, 2013 12:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - li_nconnue - Sep. 11th, 2013 01:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ansyo - Sep. 11th, 2013 03:39 pm (UTC) - Expand
Инеза Назз
Dec. 1st, 2013 12:42 am (UTC)
социализация
Браво! Вы блестяще сформулировали возражения фанатичным сторонникам школьной "социализации". Жаль только, что они обычно не склонны прислушиваться ни к чьему мнению, кроме собственного или начальственного.
esperanzan
Dec. 1st, 2013 02:25 am (UTC)
Re: социализация
Фанатичных сторонников немного, большинство людей, все-таки, склонно прислушиваться к аргументам и думать о пользе для детей. Эти тезисы обкатаны на наших бабушках, которым приходилось долго и вдумчиво объяснять, почему то, что мы забрали дочку на домашнее обучение - не страшно. И большом количестве знакомых, некоторые из которых задумались.

Фанатикам же это не нужно, Вы правы.
( 57 комментариев — Оставить комментарий )

Теги - метки

Дружественные сообщества и проекты

Сообщество "Сольные роды"

За последний месяц

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Powered by LiveJournal.com