неМедея (nemedea) wrote in freeedu,
неМедея
nemedea
freeedu

Category:

Опыт домашнего обучения от Анны Новиковой

Команда портала "Вдохновляя семьи" поговорила с Анной Новиковой, участницей сообщества freeedu, об опыте домашнего обучения ее сына, о страхах и тревогах, удачах и бонусах хоумскулинга:

«Важнее всего то, что ты сам о своих знаниях представляешь, что у тебя в голове остается и на сколько ты способен этим пользоваться потом».


Первое сентября позади, и большинство школьников и их родителей приступили к поглощению знаний в стенах школьных учреждений. Когда мы были маленькими, День Знаний был для нас праздником, днем белых бантиков, букетов, улыбок и новеньких портфелей. Когда мы стали подростками, Первое сентября воспринималось вовсе не праздничным днем, а возвращением к скучным серым будням после яркого и беспечного лета. Мы были обычными школьниками и о другом времяпровождении в учебный сезон могли только мечтать. А ведь альтернатива была уже тогда. Сегодня же семейная и другие формы обучения, при которых образовательный процесс учитывает особенности и потребности ребенка, дает возможность максимально раскрыться его потенциалу, сохраняет крепкие семейные связи, - становятся все более популярными.
Представляем вам Анну Новикову, консультанта по грудному вскармливанию и естественному планированию семьи и маму 9-летнего хоумскулера.




Анна Новикова


- Расскажите немного о своей семье.

- Мой муж работает системным администратором. У нас два сына. Одному - почти десять. Другому - три с половиной года. Когда-то давным-давно я работала в школе — преподавала английский, но после рождения старшего поняла, что не хочу возвращаться. Хотя, сейчас все равно занимаюсь преподаванием, обучаю взрослых. Из хобби у нас - семейные путешествия и походы.

- Недавно было Первое сентября. В вашей семье эта дата для детей что-то значит? Начало учебного года - праздник для вас?

- У старшего сына праздничная линейка первого сентября была дважды, когда он еще ходил в школу. Тогда мы отмечали начало учебного года, но все равно не особо. Я вообще как-то не очень люблю привязывать свою деятельность к конкретным датам. Т.е. сегодня 8 марта — дарим девочкам цветы, завтра первое сентября — идем получать знания. Уже два года наше обучение следует за внутренними ритмами, а не за внешними, оно подчинено определенной логике, правда не совсем линейной. Поэтому у нас нет как такового первого сентября, четвертей и каникул.



- Я правильно понимаю, что Семен два года в школу отходил?

- Не совсем. Он полностью отходил первый класс, а со второго класса мы его забрали — он отходил только месяц, и с тех пор учится дома — получается уже почти два года.

- Расскажите, как вы узнали, что существует возможность учиться дома?

- Я всегда это знала - у меня довольно много друзей, дети которых учатся или учились дома и школу уже закончили. Для меня это было чем-то само собой разумеющимся. Да и в те времена, когда своих детей у меня еще не было, и я работала в школе, у меня было несколько учеников на домашнем обучении, правда, по состоянию здоровья.

- То есть для вас это не было открытием?

- Нет. На самом деле, когда подошло время сыну пойти в школу, я размышляла о домашнем обучении. Но у нас были определенные организационные сложности. В итоге все сделали по принципу «мы честно попытались учиться в школе, но убедились, что это нам не подходит». Другого старта у нас бы, вероятно, не получилось, но нервов мы определенно сэкономили бы много.

- Что послужило для вас главной причиной перевода ребенка на домашнее обучение?

- Не было главной причины — было множество мелких. Проблемы были решаемы, но по совокупности получалось слишком много и, самое главное, не понятно — ради чего все. В определенный момент мы поняли, что нам это не нужно. Решение такого количества проблем логично оправдать каким-то пропорциональным «выхлопом», а в нашем случае его не было.
Ну вот например, для темперамента сына сидеть ровно и неподвижно, чинно учиться было настоящим испытанием. Ему нужно быть в движении. Сейчас он, конечно, уже дорос. Может сидеть 40 минут и внимать, сосредоточенно читать и что-то делать. А в 7 лет, когда он в 1 класс пошел, у него все мышление было в движении. Когда считал что-то, то любил подпрыгивать. А если остановился, то у него вся энергия уходила в то, чтобы стоять и держать себя на месте. Поэтому в школе с этим тоже было трудно.
Когда сын пошел во второй класс в школе, то мы каждый день вместе тратили по 2 часа на уроки, усталые и со скандалами. Я тогда подумала, что мешает просто тратить эти же два часа дома , и не тратить целый день в школе? По факту вышло меньше, чем два часа, конечно. Хотя у нас все неравномерно. Можем и три-четыре просидеть за занятиями, что-то выясняя интересное. Можем неделю быть в делах и не заниматься совсем. Ну, как не заниматься. Мне трудно вычленить образование из нашей повседневной жизни, поэтому так или иначе, мы постоянно что-то обсуждаем, сын задает много вопросов и узнает много нового. Но у меня нет отдельного труда по обучению ребенка, есть просто жизнь с человеком.
Для нас хоумскулинг оказался логичнее, удобнее и проще: ушли какие-то режимные вещи. Сын - жуткая сова. То есть в школу он приходил к 9 утра, но просыпался только к уроку 3-4. И сейчас у него основная мозговая активность — вечером, часов в 8-9. Вчера ко мне в 11 с английским пришел. В этом плане тоже стало проще.

- Были какие-нибудь страхи и тревоги при переходе на домашнее?

- Страхи были. В основном связанные с тем, что не справимся — у сына есть определенные трудности с учебой. В первом классе было еще не понятно, насколько они критичны. Детям его склада ума вполне свойственно начинать читать поздно — даже к девяти годам. Я сейчас жалею, что мы с мужем рано отправили его в школу — в шесть лет и десять месяцев. Если бы он пошел на год позже, ему, возможно было бы более комфортно. С системой всегда так — если ты в нее укладываешься, ты можешь в ней нормально существовать. А когда начинают проявляться твои особенности, то либо система тебя подравнивает, либо она тебя выпихивает — других вариантов нет.
Поскольку мой сын очень «неравномерный» в плане развития способностей — в чем-то он отстает от сверстников, в чем-то неоспоримо опережает их — ему, возможно, было бы и труднее пойти на год позже, с точки зрения социальных аспектов. При его росте и размере обуви, которыми он обладал во 1 классе, в сравнении с другими первоклашками он казался бы слишком взрослым.
Многие говорят, что второй класс труднее дается. Так и у нас — через месяц второго класса ситуация с переводом на домашнее обучение стала очевидна.

- Как муж относился к переходу на домашнее обучение? Как восприняли новость родственники?

- Было сложно. Со всеми было сложно. Хотя у нас с бабушками такие отношения, что свое мнение они иметь могут, но особо не влезают. Дети — это наша с мужем зона ответственности. Они очень переживали по началу. Но, когда «отстающий» ученик к февралю уже сдал все предметы за второй класс, то родственники «выдохнули».
И с мужем тоже было непросто в какой-то момент. Я даже не ожидала, что будут такие трудности. Потому что у нас по поводу родов, младенчества, кормления грудью и прочего противоречий совершенно не было, все было мирно и спокойно.
А тут нам надо было договариваться. На самом деле, вот эта дорога к домашнему обучению стала для нас ценным опытом как находить точки соприкосновения в непростых ситуациях. Сперва мы с мужем пришли к решению, что это будет временной мерой. Что всегда можно будет пойти обратно в школу. Мы договорились, что забираем ребенка из школы до конца второго класса, а дальше посмотрим. Посмотрели и убедились, что нас все устраивает.
Более того муж сам стал сторонником домашнего обучения.
На самом деле оценив практику и результаты нашего хоумскулинга, он успокоился и принял такой поворот событий для нашей семьи, нам всем стало легче общаться и многие трудности ушли.

- А вас кто-нибудь поддерживал в решении перехода на хоумскулинг?

-Меня, конечно, очень поддерживали друзья. Было бы гораздо сложнее, если бы я была совсем одна. А так у меня много знакомых, кто через это все проходил, у кого дети уже большие и у кого были такие же проблемы. Плюсе еще есть сообщество в сети freeedu, куда я много писала о своих страхах, сомнениях и проблемах, читала о чужом опыте.



Сыновья Анны Новиковой


- Повлияла ли школа на тягу к знаниям Семена, было ли у него так называемое «расшколивание»?

- “Расшколивание” было определенно. У меня вот есть ощущение, что он стал прежним ребенком где-то к лету. А забрали мы его, напомню, в октябре.
До школы у него постоянно были свои проекты и идеи: надо бы сделать объемную модель солнечной системы, что-то починить, собрать или склеить. А в школе это ушло. Я думала, что это просто с возрастом связано, этап такой «креативный». Ничего подобного. Когда у него появилось на это просто много свободного времени и других ресурсов, он снова начал что-то строить и изобретать.
То, что нужно для аттестации мне приходится организовывать и иногда настаивать.
Но в целом, общий интерес к познанию — несравним, конечно.

- То есть у него есть жажда знаний?

- Конечно. И не столько знаний даже. Я смеюсь, что у нас индивидуальный учебный план: 2 часа математики в неделю, 3 часа — английского, 10 часов физкультура и 20 часов труда.
Еще у нас есть такая семейная шутка: нужно, чтоб в учебнике чтения было не описание русской природы, а инструкция по оригами. Потому что первое, что старший сын начал читать — это такие вот инструкции. Просто сейчас в начальной школе какой-то навык ценен сам по себе, без получения информации через него, без цели. Нужно просто научиться читать и все. А у нас через такие вот прикладные вещи навык чтения прекрасно тренируется.
Это, конечно, все очень индивидуально. Я прекрасно понимаю, что в школе организовать это под каждого конкретного ученика достаточно трудно. А тут, зная своего ребенка, его интересы, его ритмы, могу как-то в них встраивать обучение. И это получается намного эффективнее, чем когда в человека в неподходящее время неподходящим способом пытаются что-то пропихнуть.

- У вас есть какая-то система обучения? Например, вы строго занимаетесь по 2 часа в неделю. Или совсем не занимаетесь, а готовитесь только к сдаче непосредственно перед контрольными?

- У нас есть 2 отдельных процесса: того, что нужно сдать по программе. Это то, в чем мне приходится выполнять роль завуча и направлять сына. И то, что ему самому интересно или вытекает из естественного хода жизни.
Для нас сдавать программу не всю целиком параллельно, а по предметно оказалось намного проще. Сначала сдали математику как наиболее легкую для сына, потом окружающий мир, в конце русский и английский.
К аттестациям Семену бывает проще всего готовиться по тестам и контрольным. Сразу открывать и решать. И по ходу решения уже проходить программу, выяснять, что вот это знает, а это пока нет и получать недостающие знания. И когда становится понятно, что готов, тогда сдает предмет.
А все остальное обучение происходит достаточно спонтанно. Возник вопрос по истории, например: я ему рассказала, что знала, потом пошли книгу нашли нужную — ее почитали и источники в интернете, конечно. Например, сейчас у него большой интерес к устройству мира, как что растет и как все развивается и отношениям между людьми.

- Вы не заставляете его учиться на пятерки?

- Нет, конечно. Мы как раз обсуждали, что по математике, с которой он дружит и хорошо справляется, у него за год вышло три, а итоговая по русскому 5, с которым у него как раз проблемы и не все гладко. Т.е. оценки ничего вообще не показывают.
Мы скорее говорим, про зачет\незачет. Важнее всего то, что ты сам о своих знаниях представляешь, что у тебя в голове остается и на сколько ты способен этим пользоваться потом.
Мы еще пользуемся процентной системой частенько. Смотри, вот ты сейчас правильно сделал 50 процентов, а вот тут 70, а тут 90. Или вот из 20 заданий сделал правильно 18, а в двух ошибки. И разговора о пятерках в доме вообще не возникает.

- Поговорим о наболевшем) о социализации:) Вы как-нибудь сыну специально организуете общение со сверстниками? Как-нибудь социализируете?

- Вот как раз один из моментов почему я боялась домашнего обучения — потому что у меня ребенок очень общительный. А в школе, кстати, у него так получалось, что возможности общаться и не было. На переменах они чем занимались: кто-то один приносил PSP, все становятся вокруг него и активно помогают в прохождении игры. Вот и все общение.
И вот как из школы ушли, он так и не с кем из бывших одноклассников не общался, не просил и не хотел. Вот с садика у него остался один друг, они так и гуляют вместе, в гости друг к другу ходят. А из школы он за 2 года и не вспомнил никого.
К тому же Семену нужны как и общение, так и возможность побыть одному. Для общения у него есть еще и младший брат и много взрослых, наших с мужем друзей и коллег со своими детьми. Он ходит на кружки, где тоже есть компания.
На мой взгляд социализация важнее «вертикальная» — с людьми разного возраста, положения и степени знакомства. И с этим на мой взгляд, у него все хорошо, как раз. Он ездит иногда со мной на работу, где может пообщаться, в автосервис, на оптовую базу и пр. В магазин иногда сам ходит вполне успешно) На занятия сам ездит.

- А младший сын включается в ваше домашнее обучение?

- Конечно, включается. Он постоянно ходит сейчас и спрашивает как что называется по-английски. У него к буквам огромный интерес. Ко всем пристает и спрашивает что это за буква, а эта) Иногда конечно бывает сложно уследить, чтоб он все не порушил и не сломал в комнате брата, но это в силу возраста.

- Чего не хватает в вашем личном хоумскулинге?

- Хотелось, чтобы было больше учебников и пособий в доступе. Потому что приходится много времени и сил тратить на поиски, на выявление достойных экземпляров:) И больше занятий и кружков, на которые чаще всего времени и денег не хватает
Чтобы были группы поддержки и общения для хоумскулеров, как группы поддержки ГВ. Дети общались бы между собой и видели таких же, кто в школу не ходит. Родители бы обсуждали проблемы, делились бы опытом.

- Как у вас проходит отчетность перед школой? Это для вас стресс или рутина?

- Не очень тяжело. Потому что в той школе, в которой Семен учится достаточно хорошая дистанционная аттестация. Для него — это то, что доктор прописал. В условиях класса он сильно отвлекается на внешние факторы. Сын решает контрольные, а потом отправляет их на проверку. Кончено, встает вопрос не мама ли это за него сделала. Но, как нам в школе говорили, что ему в 9 классе ЕГЭ сдавать, вы ж не придете за него писать. Да и я даже не хочу ребенку такую идею подавать, что мама что-то может за него делать. У меня совсем другие цели и задачи в деле обучения:)



Присоединяйтесь к нам в социальных сетях Вконтакте и Facebook


Tags: 1-4 класс, Россия, домашнее обучение, личный опыт
Subscribe

  • самостоятельное чтение в 7 лет

    Доброе утро! Поделитесь, пожалуйста, у кого-нибудь дети в 7 лет сами что-то читают? Прямо, чтобы увлекшись? Какие книги можно попробовать дать…

  • Сочинения, изложения. Когда начать?

    Добрый день. Сейчас среди кучи разнообразных рабочих тетрадей вижу много такого типа: "учимся писать сочинение и изложение". Причем такие…

  • Аудиокниги и просто книги

    Добрый вечер! Пожалуйста, посоветуйте интересные аудиокниги мальчику 11 лет который очень много читает. Просто книги тоже можно советовать - что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments