svinka_o (svinka_o) wrote in freeedu,
svinka_o
svinka_o
freeedu

Categories:

О «доступности» семейного образования

Из резолюции круглого стола «Семейное образование — всем ли оно доступно», прошедшего 4 апреля 2013 года в Общественной Палате РФ:


http://edconf.familypolicy.ru/read/124


«Семейное образование как форма обучения, осуществляемого родителями в семье, вне образовательных организаций, признана российским законодательством с 1992 года. В соответствии с действующим Законом РФ «Об образовании» и с новым Федеральным законом «Об образовании в РФ» право на выбор семейного образования имеют все родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся. В 2000 году Конституционный Суд РФ установил (Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 N 10-П (абзац 2 п. 4 мотивировочной части), что существует конституционная обязанность государства «гарантировать всем детям доступность различных форм образования», следующая как из Конституции РФ, так и из статьи 28 Конвенции ООН о правах ребенка. Это касается и семейного образования.


Тем не менее, на практике многие родители в различных регионах Российской Федерации, желающие выбрать семейную форму образования как форму обучения, сталкиваются с серьезными трудностями в отношении доступности данной формы обучения и даже с незаконным преследованием. Препятствия при выборе семейного образования возникают как со стороны образовательных организаций, так и со стороны представителей органов управления образованием, и обращение в соответствующие инстанции далеко не всегда помогает пресечь нарушения закона. Как образовательные организации, так и органы управления образованием нередко не учитывают специфику семейного образования, излишне отягощают семьи и даже подвергают их дискриминации, решая вопрос об аттестации детей.


При этом, несмотря на ясную позицию Конституционного Суда, действующее законодательство, включая новый Федеральный закон «Об образовании в РФ», не содержит прямого обязательства органов власти какого-либо уровня обеспечить доступность семейного образования всем семьям. Участники круглого стола считают необходимым исправить данную ситуацию при доработке законопроекта № 121975-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации».


Доступность семейного образования оказывается ограниченной и в связи с отсутствием регулирования на федеральном уровне финансовой поддержки этой формы обучения со стороны государства. В соответствии со ст. 43 ч. 5 Конституции РФ государство «поддерживает различные формы образования». В настоящий момент государственная финансовая поддержка в части реализации основных образовательных программ оказывается как государственным и муниципальным, так и негосударственным образовательным организациям. До 2004 г. федеральным образовательным законодательством была предусмотрена выплата компенсации родителям, осуществляющим общее образование ребенка в семье в объеме норматива финансирования на обучение ребенка в школе. В результате отмены этой нормы в 2004 г. под предлогом перераспределения функций между федеральными и региональными органами власти и органами местного самоуправления, финансирование семейного образования оказалось в компетенции субъектов федерации, но лишь в нескольких регионах (в частности, в Москве) действуют нормы, обеспечивающие финансовую поддержку этой формы обучения. В результате семейное образование оказывается труднодоступным для семей малообеспеченных граждан. Кроме того, российское налоговое законодательство предоставляет налоговые вычеты лишь на суммы, затраченные родителями на образование детей в очной форме».
Tags: СО, новый закон об образовании (Россия)
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments