Ольга Писарик (olgapisaryk) wrote in freeedu,
Ольга Писарик
olgapisaryk
freeedu

Опыт организации свободной школы

Выношу в отдельный пост комментарии из своего жж. Автор комментариев issa55  состоит у нас в сообществе, так что если будут вопросы, я думаю, их можно задать в этом посте.

... Когда-то я была целиком в теме:) В 90-е мы - родители - создали свою домашнюю школу.
Теперь, дети выросли - самостоятельные, образованные, умные, чуткие, независимо-мыслящие люди. Считают, что им очень повезло с их детством.

... 20 лет назад мы делали это. Группа детей 12 человек в возрасте от 4 до 12 лет. И несколько взрослых. Никакой классно-урочной системы, развивающая свободная среда, обучение вплетено в сказочный сюжет, развивавшийся по ходу жизни группы. Большая дружная веселая семья. Все на "ты". Совместное фонтанирование взрослого и детского творческого познания себя и мира.....Мы жили этим все. Старшие естественно сами обучали младших в игре. Как наши четырехлетки научились читать, мы даже не заметили. Обнаружили, что они уже читают. ))


Через два года детей стало много, и внешняя ситуация поменялась. Из домашней группы мы стали частной школой. Нам пришлось перейти на небольшие группы близко-возрастные (не более 12 чел-к) и классно-урочную систему. Наш дух мы держали через максимально творческий подход, групповые проектные формы обучения, материал давали в максимально интересной для данного возраста форме, с опорой на практическое применение. Огромное внимание уделялось отношениям к себе, миру, другому. Сохраняли атмосферу большой семьи, где все взрослые, включая администрацию и бухгалтерию были доступны. Всех все звали по именам и на "ты". Взрослых брали на работу всей командой (кстати, управление школой было коллегиальное). Многих вводили через стажерство. Взрослые много совместно творчески тусили, семинарились, развивались, короче. )) А детей принимали всей семьей (вместе с родителями). Вся учеба была веселой. Оценки появились еще через год под давлением детей, пришедших из обычных школ - они не могли сами оценивать свое продвижение. Дети сами учились оценивать свои достижения по различным параметрам и шкалам. Обсуждали, аргументиовали, обучали друг друга. Детей вечером выпинывали из школы, каникулы были самым тяжелым временем для них. Припирались все равно ))). Бесконечные спектакли, праздники, ночевки в лицее... Все делали сами - обои клеили, занавески шили. Двери расписывали... стихи всякие, песни, уроки на лужайке, в парке... Зданием школы был в то время старый бревенчатый одноэтажный барак в парке на берегу Москвы реки. (Взяли его самозахватом. Въехали и все. А потом уже боролись за то, чтобы нас оттуда не турнули. Каждый год считали последним.) 
Официально дети были на «домашнем обучении».
Мы договорились с гос.школой, где был экстернат, и проводили наших выпускников через их аттестацию, выдавали гос. аттестаты.

Потом местный криминальный батюшка забрал территорию всего парка под себя и спалил наш автобус. К тому времени мы уже всеми правдами и неправдами получили аккредитацию и нам отдали в найм здание сгоревшего дет. садика Тогда нам было уже 9 лет (все классы с 1го по 9 включительно). Переехали. Пошли интриги в коллективе взрослых - идеологические разногласия. Школу, точнее - директора, стало кренить в религиозность. После того, как (под предлогом выживания под бременем взвинченной аренды) администрация заявила о переходе в статус религиозной православной школы, я приняла решение об уходе в т. ч и из учредителей(2003). Теперь это обыкновенная православная школа (не из худших пока). Никого из наших там больше нет, кроме Директора, умело выдавившего всех, вся и весь наш дух.
В прошлую пятницу собирались старым составом - взрослые, выросшие дети (некоторые уже со своими детками), Вспоминали...читали стихи, смотрели записи спектаклей - все те же глаза, открытость миру, людям, себе. Хорошие люди выросли - глубокие, любящие, думающие.
Все это еще сильно во мне. Дети, развитие, совместность.

... школа Знак, это уже после переезда, оборотень, ткзть. А то, что было нашей домашней школой называлось сначала Ключ, потом "Лицей Троице-Лыково".
Tags: Москва, альтернативные школы, личный опыт, свободное образование, экстернат
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments