svd888 (svd888) wrote in freeedu,
svd888
svd888
freeedu

Categories:

Реформа образования

Школа с ее классно-урочной системой возникла во времена индустриализации. Это было время, когда нужно было быстро подготовить много грамотных специалистов - превратить крестьян в рабочих, служащих и инженеров. Была создана система, которая решила эту задачу: в короткие сроки была обеспечена практически стопроцентная грамотность населения.

Далее нужна была система воспитания и обучения новых кадров в  условиях, когда мама и папа ходят на работу, и у них нет времени заниматься с ребенком, т.е. нужда в "школьной индустрии", фабрике по производству обученных детей, сохранилась.

Еще Сталин в своих работах писал, что повышение производительности труда, которое грядет с развитием техники и технологий, сделает возможным рабочий день длиной 4-5 часов, тогда как остальное время у человека высвободится для творчества и воспитания детей. Это была тенденция не только советской плановой экономики, то же самое происходило и в капиталистическом мире, где техника и технологии также высвобождали людские ресурсы, которые до поры до времени занимались сектором услуг.

Сейчас, когда советский проект прекратил свое существование, а экономическое планирование применяется ограниченно, мир пришел к тому, что капиталистическая экономика, где ключевую роль играет частный интерес, а не всеобщее благо, столкнулась, с одной стороны, с ограничением своих возможностей для экспансии и роста, а, с другой стороны, снижением занятости населения вследствие технического прогресса. И это особенно хорошо видно по Европе, США и странам бывшего соцлагеря: сначала произошло обрушение экономической активности и занятости в бывших соцстранах, а ожидаемый подъем промышленности не произошел, потом деиндустриализация и падение уровня жизни начались и в самих развитых странах. И сейчас тенденция сворачивания соцпрограмм в странах золотого миллиарда становится очевидной, хотя открыто об этом пока еще почти не говорят. Но все вместе это называется глобальным экономическим кризисом, хотя по факту, это кризис власти, которая не может обеспечить нормальное распределение ресурсов, а не обычный циклический кризис или кризис производства, как это принято называть в учебниках по экономической теории и как это нам пытаются до сих пор представлять руководители крупнейших стран.

В это же время происходит кризис и в системе образования, причем в Америке эта тенденция становится явной в 70е гг. прошлого века, когда начинается рост недовольства родителей школой и возрастает популярность семейного образования как альтернативы школьному. В России же все происходит одновременно: системные изменения в экономике приводят к деградации и общей дезориентации всей системы образования. Именно поэтому ее уже много лет пытаются реформировать, но не очень успешно получается. И сейчас становится очевидно, что не получится, потому что мир меняется, а направление этих изменений не осознано. Происходит изменение структуры экономики и занятости, должна поменяться структура власти и общественное устройство. Поэтому меняются и требования к школе, к тем навыкам и качествам характера, которые она развивает у детей, а, значит, должна меняться и система образования. Успешность реформ зависит от того, насколько четко будет осознан масштаб изменений, их направление, будут приняты и одобрены обществом направления развития. Сейчас же эти направления пока еще даже не обсуждаются, ведь новая структура экономики, общества, власти, образования и прочих институтов неизбежно влечет за собой уменьшение  или переформатирование роли существующих институтов.

И это очень хорошо видно на примере взаимоотношения школы как общественного института и семейного образования. Школа, чувствуя угрозу со стороны семейного образования, борется с ним, всячески пытается контролировать и ограничивать его распространение, опасаясь потерять свою власть и финансовые ресурсы. Но увеличение роли семейного образования в обществе - это такая же неизбежность, как и падение роли существующей школы индустриального типа, потому что высвобождающиеся временные ресурсы людей можно и крайне важно направить именно на воспитание и обучение детей. И никто не сможет воспитать и обучить ребенка лучше, чем любящий родитель, особенно, если ему помогут профессиональные педагоги, научат, подправят. Это открывает огромные возможности для общества в плане творческого развития детей, в плане их психического развития, ведь школа в ее современном виде очень часто является крайне агрессивной в психологическом плане средой, средой, где распространяются вредные привычки и асоциальное поведение. Если же школа поменяет свой формат и будет институтом, который обучает не только детей, но и взрослых - это будет реальная революция в сознании - что развиваться и обучаться надо не только в школьные и студенческие годы, но всю жизнь. Если социализация детей перестанет быть стихийной (как это в школе), а будет проходить осмысленно и под руководством взрослых, то это будет большой шаг вперед в плане общественного развития.
Tags: СО
Subscribe

  • ЦОДИВ 4 класс модули на выбор.

    Здравствуйте. Вопрос такой: 4 класс, ЦОДИВ. В тестах и аттестациях такие предметы: # Основы религиозных культур и светской этики( модуль по выборк)…

  • Графический дизайн

    Добрый день. Ребенок увлекается рисованием(12лет). Хочется ребенку попробовать себя в графическом дизайне, в сети много онлайн курсов, может у…

  • (no subject)

    Всем доброго. У меня пока теоретический вопрос, с вероятной практической реализацией. Есть детка, учится в 3-м классе, пока все ходят в школу на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 70 comments

  • ЦОДИВ 4 класс модули на выбор.

    Здравствуйте. Вопрос такой: 4 класс, ЦОДИВ. В тестах и аттестациях такие предметы: # Основы религиозных культур и светской этики( модуль по выборк)…

  • Графический дизайн

    Добрый день. Ребенок увлекается рисованием(12лет). Хочется ребенку попробовать себя в графическом дизайне, в сети много онлайн курсов, может у…

  • (no subject)

    Всем доброго. У меня пока теоретический вопрос, с вероятной практической реализацией. Есть детка, учится в 3-м классе, пока все ходят в школу на…