taksahobbyru (taksahobbyru) wrote in freeedu,
taksahobbyru
taksahobbyru
freeedu

Categories:

Не прошло и двух лет, как мы сваяли второй лэп-бук. На этот раз про СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.

Да, не так весёленько, как про воду, но что поделать... Третий класс, вторая четверть, как говорится.
На самом деле, понадобилось свести воедино некоторое количество знаний по теме. Ну, меня и "торкнуло". Этим срочно надо было пользоваться.




Поскольку данная книжка планировалась для дальнейшего использования, и не только нами, но и братьями нашими меньшими (равно как и сёстрами), то я побоялась доверять написание заголовков моим третьеклассникам, ибо почерк у некоторых даже по сравнению с 1 классом выглядит загадочно.
На обложке пока слов мало. Планируется, что будем добавлять. Скорее всего, буду подсовывать тексты какие-нибудь распечатанные, чтобы дети повырезали из них существительные и наклеили на обложку. В дальнейшем, обложка очень даже пригодится для тренировки: с этими разбросанными словами можно будет и падежи определять, и род, и число, и склонение. Так что обложка - с "заделом" на будущее.

Что же внутри обложки?


Все мини-книжечки я распечатала просто на цветной бумаге с заголовками. Ровненько - это таблички из Ворда :)

По центру - стандартное определение существительного, которое типа должен знать каждый ученик. Ну мы типа знаем. Опять-таки, я побоялась испортить картинку длинной фразой, написанной дитятками, поэтому ограничились функцией "впиши пропущенное слово". Почти справились %)

Что скрывается под Начальной Формой?

Фразу про ежа я взяла из учебника Соболевой (там было ежа грушей, но мне надо было именно показать, что у множественного числа начальная форма всё равно в единственном, так что я подумала и подредактировала). Фразу написала я, а начальные формы приписали дети. Катя ежа, а Гриша грушу.


Далее идут Одушевлённые и Неодушевлённые

Одушевлённые достались Кате, неодушевлённые - Грише. Слова придумывали сами, я только подкорректировала, чтобы не был у Кати сплошной зоопарк из кисок и заек. Гриша выбирал слова покороче, поэтому слово "ухо" его очень порадовало. :)

Далее идёт РОД существительных. Кармашек и ЧЕТЫРЕ бумажки были заготовлены заранее. Бумажки пустые. Дети сразу вспомнили, что родов они знают ТРИ, поэтому все извелись на тему "зачем четвёртая бумажка". Эти бумажки они заполняли сами. Когда дошли до четвёртой, я напомнила про слово УМНИЦА (которое было у них в учебнике, но, блин, нифига дети не помнят). Тут фантазия у детей заработала слишком уж, потому как на меня в качестве примеров вывалили СТОЛЬКО обзывалок, что пришлось быстро останавливать этот фонтан красноречия %)  Написали на бумажку только приличное :)  Нам же людям демонстрировать :)


Собственные и Нарицательные. Писали через строчку по-очереди. Постарались охватить практически все варианты для начальной школы. Откуда Катя знает город Омск - для меня загадка. Но знает. Всякие названия газет, которые пишутся в кавычках, мы оставили для 5 класса. Сейчас нам оно не надо.


Склонения - это книжечка из 4 листочков (плюс обложка). Три склонения + несклоняемые. Сделала детям "рыбу", дальше они вспоминали и вписывали сами. Примеры, написанные зелёной ручкой (рука-плечо-грудь) - это меня научила учительница в гимназии младших. Это слова, которые помогают при написании безударных окончаний существительных. (Например: Думаю о мам... (и/е)?  "мама" - 1 склонение, слово-помощник "рука", "о рукЕ" - значит "о мамЕ").  У нас были другие какие-то слова-помощники, "земля" и забыла уже что. А просто "рука-плечо-грудь" очень наглядно получаются, если в себя тыкать, и не забываются.








Потом вспоминали падежи. Слова на клапанах написала я сама, чтоб читалось лучше (но дети сами мне диктовали). Дети вписывали "лису" и "дом" и выделяли окончания.  Очень удачно получилось показать, что у неодушевлённых 2 склонения в именительном и винительном, а у одушевлённых 1 склонения в дательном и предложном можно перепутать падеж. Мы поставили красный пунктир, чтобы показать, что в этих местах надо быть внимательным.



Ну, и предпоследним было ЧИСЛО (единственное и множественное). Сначала парами написали слова, которые могут быть и в единственном и во множественном числе, а потом отдельно под линиями те, которые или только в единственном, или только во множественном.


Ну и напоследок достали сделанную мной гармошку про МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР. И оказалось, что если идти с "головы" нашей книжки против часовой стрелки, то мы как раз и выполним морфологический разбор существительного!
Потренировались ещё раз на заданном слове, а в конце гармошки отогнули клапан и проверили себя, что всё сделали правильно.




Окончательные выводы о полезности данного занятия я смогу сделать чуть позже. Но, надеюсь, такая визуализация всё-таки поможет упорядочить наши знания. К тому же, надеюсь, книжка будет полезна для того самого разбора. Потому как разноцветные квадратики в памяти хорошо откладываются. И я сама наконец-таки запомнила последовательность :)

Попутно у меня у самой вылезла масса вопросов по русскому языку. Но детей я ими решила не грузить. :)
А обложку через пару месяцев продемонстрирую. Думаю, она станет намного интереснее :)

ЗЫ: ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, я исправила кое-что в описании падежей. Одинаковые окончания относятся не к одушевлённости, а к склонениям! Так что под красными линиями мы теперь аккуратно подпишем 1 и 2 склонение!!
Tags: 1-4 класс, lapbook, русский язык
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →