natasha_toys (natasha_toys) wrote in freeedu,
natasha_toys
natasha_toys
freeedu

Categories:

Откуда у школы ноги растут?

Писала статью для другого сообщества. Возможно, вы сочтёте интересными некоторые исторические факты.

А знаете ли вы, откуда пришла к нам школа? Я имею ввиду институт, в котором каждый ребенок в нашей стране обязан проходить обучение с 1 по 9 класс?

Само слово "школа" пришло к нам из греческого, и первоначально означало "досуг, свободное времяпровождение". Между тем школа в нашей стране и во многих других странах является обязательной. Где же в истории нашего мира эта точка, в которой свободное времяпровождение превратилось в обязаловку? Как вы думаете?

Обязательное школьное образование родилось в Австрии чуть больше чем 200 лет назад. И ввела его королева Мария Терезия. В это время в Австрии процветала детская эксплуатация. И, чтобы как-то уменьшить эксплуатацию детей и компенсировать занятия тежелым физическим трудом, Мария Терезия вводит обязательное школьное образование. Дети обучались, сидя в классах за партами. И занимались они тем, что слушали, читали, писали и говорили. Одним словом, классно-урочная система.

Безусловно, Мария Терезия руководствовалась благородными намерениями, и детям такой отдых от работы пошёл на пользу. Однако это изобретение было очень скоро позаимствовано Европой, а также многими другими странами - США, Канадой, Австралией, Индией, и некоторыми странами Африки. В России принцип всеобщего обязательного образования был введен в 1930 году.

В результате дети оказались запертыми в четырех стенах и при этом пытаются узнать что-то об окружающем мире! Вместо того, чтобы участвовать в практических действиях, наблюдать вживую, двигаться, и т.д...



"Это довольно новое изобретение, сажать детей в тюрьму якобы для того, чтобы они изучали мир, находящийся за пределами классной комнаты. Эта мысль, строго говоря, является абсурдом."

(Джон Холт)



Наша наука (психология, психоневрология) уже доказала: для того, чтобы что-то запомнить, ребенку мало об этом услышать или прочитать. В учебном процессе необходимо задействовать все органы чувств, в том числе и грубую моторику. Сидение за партами в классах, по правде говоря, является пародией на обучение. Но школа со своей классно-урочной системой всё ещё остаётся в 18-м веке. Мало того, школа считает, что дети ленивы и им неинтересно учиться. Ведь именно с этой целью были придуманы оценки, иначе как же учитель может мотивировать ученика к учению? И весь этот набор под названием "школа" является обязательным для наших детей, начиная с 6-7 лет...

Как только моя шестилетняя дочь пошла в школу, она перестала читать, рисовать и танцевать. Она приходила домой, ложилась на пол и целый час вот так смотрела в потолок... Я задаюсь вопросом: что же делает школа с нашими детьми? И есть ли какие-нибудь причины продолжать учить наших детей по системе, изобретённой в 18-веке в совершенно иных исторических условиях?

При написании этой статьи я использовала материалы книги Веры Биркенбиль "Учиться вопреки школе" (Vera Birkenbihl "Trotz Schule lernen").
Tags: будущее образования
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments