?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Несколько весьма авторитетных мнений об образовании и преподавании русского языка в школе. Если обучение предмету "русский язык" в школе вредно и бесполезно настолько, как говорят ученые мужи, то следует искать альтернативу. По ссылке статья полностью.

Мнения экспертов ПостНауки об основных проблемах преподавания русского языка в средней школе

Владимир Плунгян, доктор филологических наук, профессор:

Мне (как, наверное, и очень многим лингвистам) не раз приходилось и писать, и говорить об этом. Ситуация со школьным русским без преувеличения катастрофическая. Деградация была многолетней и непрерывной, и сейчас, в эпоху ЕГЭ, она, кажется, достигла максимума.
Проблем тут очень много, попробую выделить то, что, с моей точки зрения, хуже всего. Изучение русского языка в школе по большей части не только бесполезно, но и прямо вредно. Оно бесполезно потому, что львиная доля сведений, сообщаемых ученикам, никак не помогает достичь основной цели преподавания русского языка: овладение навыками грамотной письменной речи в соответствии с принятой в обществе литературной нормой.
А вредно оно потому, что создает у школьников иллюзию, будто то, чему их обучают, как-то связано с наукой о русском языке, с наукой о языке вообще — и с гуманитарной наукой вообще. Бессмысленные, косноязычные, расплывчатые, противоречивые, устаревшие и просто неверные утверждения встречаются в учебниках русского языка на каждой странице; и в современных учебниках их стало еще больше, чем в старых — те тоже были не сахар, но хотя бы покороче и без таких претензий на «научность». Лингвистам стыдно и больно это читать. Профессиональные языковеды в ужасе от всех этих классификаций предложений по цели высказывания, приставочно-суффиксальных способов словообразования, типов сочинительной и подчинительной связи и т. д., и т. п. Поверьте, это не имеет к современной науке о языке ни малейшего отношения. Это или бессмысленная чепуха, или давно устарело. И умный, живой, одаренный ребенок, не осиливший эту схоластическую мертвечину, мало того, что получает психологическую травму — он теряет возможность поступить в вуз. А между тем человек, который не зазубривает определение однородных членов, а честно не понимает его, потому что это определение ничего не определяет, гораздо более ценен в интеллектуальном отношении; наверняка можно сказать, что именно у него-то и есть настоящий научный склад ума. Наука начинается там, где человек имеет интеллектуальную смелость сказать «я этого не понимаю», или «здесь кроется противоречие», или «это не соответствует фактам». Но, читая учебник русского языка, интеллектуально развитый школьник просто ничего другого и не сможет сказать.

Не знаю, утопия это или нет, но программу по русскому языку нужно кардинально менять, безжалостно избавляя ее прежде всего от этого псевдонаучного мусора. Русская орфография и пунктуация сложны, во многом традиционны, во многом иррациональны — это надо прямо сказать школьникам. И как можно меньше «теории». Чтобы грамотно писать, не нужно отличать сочинение от подчинения и управление от примыкания. Более того, современные ученые написали много убедительных и толстых книжек о том, что эти (и многие подобные им) понятия противоречивы, не могут быть точно определены и от них следует отказаться. А мы продолжаем ставить двойки на экзамене за незнание «теории». Это ничем не лучше того, как если бы в ЕГЭ входил вопрос о том, на трех черепахах стоит Земля или на четырех, да еще с требованием «теоретически обосновать» правильный ответ.

__________________________________________

сайт "Свобода в образовании" с 2008 года
___________________________________________

Comments

( 54 комментариев — Оставить комментарий )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
germanist007
Jul. 19th, 2014 06:06 pm (UTC)
Подскажите учебники без "чепухи" или с минимумом оной
Владимир Плунгян пишет: "Бессмысленные, косноязычные, расплывчатые, противоречивые, устаревшие и просто неверные утверждения встречаются в учебниках русского языка на каждой странице; и в современных учебниках их стало еще больше, чем в старых — те тоже были не сахар, но хотя бы покороче и без таких претензий на «научность». Лингвистам стыдно и больно это читать. Профессиональные языковеды в ужасе от всех этих классификаций предложений по цели высказывания, приставочно-суффиксальных способов словообразования, типов сочинительной и подчинительной связи и т. д., и т. п. Поверьте, это не имеет к современной науке о языке ни малейшего отношения. Это или бессмысленная чепуха, или давно устарело".

Извините за длинную цитату. В связи с этим хочу спросить: есть ли учебники русского языка, в которых предлагался бы другой путь достижения грамотности? Признаюсь, я не настолько сведущ в филологии, чтобы видеть ненаучность "классификаций предложений по цели высказывания, приставочно-суффиксальных способов словообразования, типов сочинительной и подчинительной связи и т. д., и т. п." Есть ли учебники, обходящиеся без этой "бессмысленной чепухи"? Или не учебники, а какие-нибудь онлайн-ресурсы, главное, чтобы они предоставляли какую-то системную картину, а не обрывочные сведения.

Спрашиваю как отец шестерых детей, трое в начальных классах. Дети учатся дома плюс пользуемся услугами репетиторов.

И еще: кроме интуитивно понятных рекомендаций больше читать с детьми, обсуждать прочитанное, писать эссе и сочинения, мини-диктанты и проч. - что еще посоветуете, чтобы привить детям грамотность вопреки проискам авторов критикуемых учебников?

Edited at 2014-07-19 06:33 pm (UTC)
mikha_el
Jul. 19th, 2014 07:50 pm (UTC)
Re: Подскажите учебники без "чепухи" или с минимумом оно
По мне, так следует вообще отказаться от старой системы и создавать совершенно новое. Что именно - нужно искать. Пост является одним из шагов поиска. Здесь искать следует понимать как создавать нечто новое, прежде не бывшее, а не искать нечто уже существовавшее прежде.
livejournal
Jul. 19th, 2014 07:10 pm (UTC)
Школьный русский: почему можно выбирать семейное обра
Пользователь lekusya сослался на вашу запись в своей записи «Школьный русский: почему можно выбирать семейное образование?» в контексте: [...] Оригинал взят у в Школьный русский: почему можно выбирать семейное образование? [...]
livejournal
Jul. 20th, 2014 03:47 am (UTC)
Школьный русский: почему можно выбирать семейное обра
Пользователь getnewpost сослался на вашу запись в своей записи «Школьный русский: почему можно выбирать семейное образование?» в контексте: [...] Оригинал взят у в Школьный русский: почему можно выбирать семейное образование? [...]
livejournal
Jul. 20th, 2014 04:09 am (UTC)
Школьный русский: почему можно выбирать семейное обра
Пользователь fi_li_da сослался на вашу запись в своей записи «Школьный русский: почему можно выбирать семейное образование?» в контексте: [...] Оригинал взят у в Школьный русский: почему можно выбирать семейное образование? [...]
livejournal
Jul. 20th, 2014 05:02 am (UTC)
Школьный русский: почему можно выбирать семейное обра
Пользователь ritakotylev сослался на вашу запись в своей записи «Школьный русский: почему можно выбирать семейное образование?» в контексте: [...] Оригинал взят у в Школьный русский: почему можно выбирать семейное образование? [...]
elenasukhaya
Jul. 20th, 2014 11:34 am (UTC)
Меня вопрос грамотности волнует давно и сильно. Если абстрагироваться от школы, ситуация сейчас такова, что грамотность перестала быть обязательной. Это наша новая реалия, нравится она нам или нет. Люди готовы платить за малограмотные тексты, коль скоро они отвечают другим, более важным для тех, кто платит деньги, требованиям.

Доказательства - повсюду. Ошибки в статьях "профессиональных журналистов", блоггеров, в речи теле- и радиоведущих, в печатных книгах, в картах, в напечатанных объявлениях, в инструкциях - список можно продолжать бесконечно. У меня была абсолютно безграмотная в плане русского языка коллега. Это не сильно бросалось в глаза, потому что у нас на работе можно писать эл. письма только по-английски, что она, в основном, и делала (она жила в Америке и освоила англ. язык лучше русского). Но уровень ее грамотности не волновал руководство, понимаете?

Мне эта тенденция не нравится. В январе я даже написала об этом большой пост "Сказ о книгопечатнике Федерове и о море Чуккотском". http://elenasukhaya.blogspot.ru/2014/01/Reiting-opechatok-typos-chart.html. А вот муж относится к этому вопросу гораздо спокойнее: ну не востребована грамотность, ну и шут с ней.

Поэтому для начала надо определиться: придавать значение уровню собственной грамотности или нет. Общество дает сигнал: "Забей! Чтобы платили нужно другое". Я для себя решила, что мне не все равно. Я стараюсь писать в личный блог без ошибок, без опечаток, ставлю кавычки правильного формата и стараюсь не дискриминировать букву "ё". В глубине души я надеюсь, что читатель моих статей что-то да усвоит для себя в плане того, как правильно. Хотя если совсем по-честному, я прекрасно понимаю, что юное поколение слишком дезориентировано в отношении того, что правильно, а что нет, поэтому никто просто не обратит внимания на мои усилия.

Что с этим делать на уровне школы, я не знаю. Самый очевидный способ, который приходит в голову, это тиражировать собственный успех. То есть: мы (взрослые) считаем себя грамотными. Как мы этого добились? Чтением книг и посещением занятий по русскому языку, вероятно. Соответственно, если наши дети будут читать книги (с хорошей редактурой) и заниматься с репетитором по учебникам нашего времени (в моем случае, начала 1990-х), то они тоже станут грамотными.

Как это совместить с подготовкой к ЕГЭ, я опять-таки не знаю. ВУЗы разваливаются на глазах, у них огромные недоборы, способная молодежь учится за границей или на бесплатных онлайн-курсах. Чтобы выжить, ВУЗам нужно будет пересматривать нелепые требования к баллам ЕГЭ и брать людей со знаниями, а не с баллами. С другой стороны, наши дети скорее всего выберут не ВУЗ, а что-то более адекватное: ту же Coursera, например. Чтобы учиться на Курсере, баллы ЕГЭ не требуются.

Так что тут просто надо решить: (1) грамотность vs ЕГЭ по русскому языку; (2) баллы по ЕГЭ + российский ВУЗ vs знания и профессиональная востребованность.

Edited at 2014-07-20 11:36 am (UTC)
elenasukhaya
Jul. 20th, 2014 11:57 am (UTC)
Что касается "старой" и "новой" системы, о которых писал Михаил, то тут все решается очень просто. Для этого нужно всего два человека. Первый, с деньгами, который объявит конкурс и спонсирует написание курса по изучению русского языка. Второй, с мозгами, который этот курс напишет.

Другое дело, что школы не смогут пользоваться этой замечательной программой, потому что они могут "выбирать" только из ассортимента, спущенного сверху.

Edited at 2014-07-20 11:57 am (UTC)
mikha_el
Jul. 20th, 2014 12:39 pm (UTC)
на моем компе буква йо не отображается.
Что делать? кажется я дошел до точки кипения в хорошем смысле слова. Сейчас возьму и соберу все что уже знаю из серьезных разговоров на тему школьного русского языка. А там как Бог даст.
livejournal
Jul. 20th, 2014 05:37 pm (UTC)
Как учить детей русскому языку?
Пользователь helga_chandler сослался на вашу запись в своей записи «Как учить детей русскому языку?» в контексте: [...] - на заметку. 3. Школьный русский: почему можно выбирать семейное образование? [...]
livejournal
Jul. 20th, 2014 06:25 pm (UTC)
Для себя
Пользователь letyat_juravli сослался на вашу запись в своей записи «Для себя» в контексте: [...] - на заметку. 3. Школьный русский: почему можно выбирать семейное образование? [...]
livejournal
Jul. 20th, 2014 06:59 pm (UTC)
Как учить детей русскому языку?
Пользователь futabacho сослался на вашу запись в своей записи «Как учить детей русскому языку?» в контексте: [...] - на заметку. 3. Школьный русский: почему можно выбирать семейное образование? [...]
livejournal
Jul. 20th, 2014 06:59 pm (UTC)
Как учить детей русскому языку?
Пользователь agapaya сослался на вашу запись в своей записи «Как учить детей русскому языку?» в контексте: [...] - на заметку. 3. Школьный русский: почему можно выбирать семейное образование? [...]
livejournal
Jul. 20th, 2014 07:18 pm (UTC)
Как учить детей русскому языку?
Пользователь izodara сослался на вашу запись в своей записи «Как учить детей русскому языку?» в контексте: [...] - на заметку. 3. Школьный русский: почему можно выбирать семейное образование? [...]
livejournal
Jul. 20th, 2014 07:53 pm (UTC)
Как учить детей русскому языку?
Пользователь ycheba_doma сослался на вашу запись в своей записи «Как учить детей русскому языку?» в контексте: [...] - на заметку. 3. Школьный русский: почему можно выбирать семейное образование? [...]
livejournal
Jul. 20th, 2014 08:13 pm (UTC)
Как учить детей русскому языку?
Пользователь kisin_yoko сослался на вашу запись в своей записи «Как учить детей русскому языку?» в контексте: [...] - на заметку. 3. Школьный русский: почему можно выбирать семейное образование? [...]
livejournal
Jul. 20th, 2014 08:42 pm (UTC)
Как учить детей русскому языку?
Пользователь fi_li_da сослался на вашу запись в своей записи «Как учить детей русскому языку?» в контексте: [...] - на заметку. 3. Школьный русский: почему можно выбирать семейное образование? [...]
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 54 комментариев — Оставить комментарий )

Теги - метки

Дружественные сообщества и проекты

Сообщество "Сольные роды"

За последний месяц

May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Powered by LiveJournal.com