Михаил (mikha_el) wrote in freeedu,
Михаил
mikha_el
freeedu

Для родителей по теме: "Религиозная культура и история верований человечества", продолжение.

Не так давно одна из участниц сообщества freeedu в посте мировые религии для детей попросила рекомендовать нечто по вопросу истории и культуре религий. Позже, участники сообщества высказались за то, чтобы познакомиться с чем-нибудь посерьезнее.

Предлагается подборка материала по теме культура религии. Cобирание статьей и выступлений основывалось на следующем принципе: авторы, процитирую одного из них, не позволяют "себе говорить и писать о других духовных практиках и верах с агрессивно-фундаменталистских позиций контрмиссии, т.е. не замечая у других ничего ценного и правильного, что приводит не к открытому диалогу, а лишь к вражде и безысходной борьбе".
Подборка материала - лучшее из имеющегося, ориентирована на взрослую аудиторию, хотя будет полезна и молодым людям от 14 до 20 лет.

Особое внимание было уделено вопросу "что и кто есть человек?", о чем можно ознакомиться преимущественно в статьях из "Православной энциклопедии". По моему убеждению, данный вопрос является центральным в ознакомлении с культурой религий. Материала могло бы быть в разы больше, но выкладываю что имеется, а после вполне возможно будет дополнить чем-либо по живому запросу. Прошу прощения за некоторую возможно кажущуюся тенденциозность материала, но я не вправе рекомендовать то, что не очень хорошо знаю, а с другой - мы не свободны от ситуаций, когда всяк кулик свое болото хвалит.
Книги
Элиаде Мирча. История веры и религиозных идей. Перев. с фр. - М.: Критерион, 2002. т.I - 464c., т.II - 512c., т.III - 352с.
- Наверное, моя любимая книга из серьезных. Стоит на полке наряду с прочими избранными томами.

Последний трехтомный труд румынского философа и писателя Мирчи Элиаде (1907-1986) подводит итоги всей его жизни в науке. Первый том охватывает историю религиозных воззрений человечества, начиная с каменного века и кончая элевсинскими мистериями. Второй том «Истории веры и религиозных идей» посвящен, пожалуй, самому драматическому и важному периоду в мировой истории религий. Его заголовок — «От Гаутамы Будды до триумфа христианства» — естественно, не охватывает экуменической широты того материала, который изложен в книге: древний Китай и эллинистический Египет, европейские варвары (кельты и германцы) и иранский дуализм — в пятнадцати главах второго тома, кажется, уместилось все богатство религиозного развития Старого Света. Третий том, следуя обозначенной тематике, включает также дополнительные главы по религиям древней Евразии, Тибета, по магии, алхимии и герметической традиции...

Мень А. Сын Человеческий - От автора: Для чего написаны эти страницы? Нужны ли они, если об Основателе христианства было уже столько сказано?
Любая новая книга на евангельскую тему может вызвать подобные вопросы. Кроме того, очевидно, что никакой труд, посвященный жизни и учению Иисуса Христа, не в состоянии заменить своего первоисточника. “Есть книга, – писал незадолго до смерти Пушкин, – коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни... Сия книга называется Евангелием, – и такова ее вечно-новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее божественное красноречие” [Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. Т.VII, М.-Л., 1949, с.443.].

Мень А. Как читать Библию. Эл. ресурс

Христианство и другие религии. Сборник статей.
Аннотация: Проблема изучения и взаимоотношения разных конфессий и религий в наше время стала как никогда острой и актуальной. В данном сборнике собраны статьи известных ученых христиан, не позволяющих себе говорить и писать о других духовных практиках и верах с агрессивно-фундаменталистских позиций контрмиссии, т.е. не замечая у других ничего ценного и правильного, что приводит не к открытому диалогу, а лишь к вражде и безысходной борьбе. О таких в Евангелии говорится: "Не знаете, какого вы духа". Однако не видеть противоречивости разных религиозных вер тоже нельзя, нельзя и свести их без остатка к единому знаменателю, повторяя известный "теософский ход". Книга является оригинальным вкладом в решение этих проблем. Она предназначена для ... всех интересующихся затронутыми в ней вопросами.
- Георгий Кочетков. Христианство и другие религии, Ислам или Мусульманство, Буддизм.
- Фаликов Б. Индуизм
- Фаликов Б. О современной иудейской вере.
- Щедровицкий Д. Конфуцианство и даосизм
- Юркевич А. Новые религиозные движения христианского и нехристианского происхождения

Православная энциклопедия, ресурс: pravenc.ru
- замечательные научные статьи. Именно научные. Внеконфессиональные, вне религиозные. Привожу с небольшими аннотациями.
Человек:


- антропология - Подлинное достоинство и величие человека заключаются не в том, что его роднит с миром, а в том, что его от мира отличает... Будучи создан в процессе изначального метафизического изменения, человек необходимо изменчив, находится в постоянном становлении. Изменчивость человеческой природы подразумевает и возможность добру смениться злом. Природа же Божественная вечно, неизменно и самотождественно блага...
дихотомизм антропологическая концепция, выделяющая в структуре единой человеческой природы 2 составляющие: тело и душу...
Адам букв. красный, связано с - земля, первоначально, по-видимому, краснозем]. В Библии слово «А.» используется в разных смыслах: «человек» (Быт 5. 2), «мужчина» (Еккл 7. 28), «всякий» (Числ 19. 14), «каждый» (Зах 13. 5), «люди» (Суд 16. 7), «первый человек» (Иов 15. 7), а также как имя собственное...
- Вера один из главных феноменов человеческой жизни. По своей природе В. разделяется на религ. и нерелиг. Нерелиг. В. проявляет себя как уверенность в ком-нибудь или в чем-нибудь (В. в человека, в прогресс, в научное открытие, в буд. урожай). Религ. В. определяется отношением человека к Божеству и проявляется в признании Его бытия, в доверии и верности Ему. Нередко В. называют сумму убеждений, вероучение и даже религию.
- Жертва религ. действие, состоящее в добровольном посвящении своей жизни, пищи (как основы жизни), ч.-л. иного Богу. Принесение Ж. является одним из самых фундаментальных проявлений человеческой религиозности.
- Завет в Библии формы установлений между Богом и человеком: заповеди, повеления, соглашения, договоры.
- Зло характеристика падшего мира, связанная со способностью разумных существ, одаренных свободой воли, уклоняться от Бога; онтологическая и моральная категория, противоположность блага.
- Грех Точное значение слова не установлено. М. Фасмер считал, что оно связано с глаголом «греть» или «гореть», т. е. иметь «жжение (совести)». Другие ставят это слово рядом с латыш. grèizs и литов. graizas - кривой, косой. Третьи сближают его с церковнослав. ГРЕЗА (смешение)
- Душа вместе с телом образует состав человека (см. статьи Дихотомизм, Антропология), будучи при этом самостоятельным началом; Д. человека заключает образ Божий (по мнению других - образ Божий заключен во всем человеке, т. е. в его Д. и теле) и возможность богоподобия, к-рые получает как дар Божий вместе с бытием; Д. человека бессмертна (некоторые полагали, что Д. смертна)...
- Дух Д. и душа - 2 стороны духовной природы человека (см. ст. Дихотомизм). Д. чаще отождествляется с душой



- Бог Понятие о Боге неразрывно связано с понятием Откровения. Предметом исследования могут являться лишь эпифеномены Откровения, но не Сам Бог. Соответственно там, где разум не располагает инструментами и критериями для корректного восприятия и анализа Откровения, он оказывается беспомощен в своих суждениях о Боге.
- Древний Израиль имя Израиль: 1. Одно из самонаименований древнеевр. народа, согласно библейской традиции возникшее в период его пребывания в Египте как именование потомков внука патриарха Авраама Иакова, к-рому Бог дал имя Израиль (Быт 32. 28); синоним выражения «народ Божий» (о религ. истории древних евреев, об исполнении смысла и цели существования Израиля в свете христ. Откровения см. в статьях Завет, Закон Моисеев, а также раздел о ветхозаветной Церкви в ст. Церковь);
- Атеизм [от греч. ἄθεος - отвергающий богов, лишенный Божества, безбожник], отрицание Бога, безбожие; с православно-богословской т. зр.- неверие в Бога Иисуса Христа и отрицание Его существования; связанная с этим отрицанием абсолютизация тварных сил мира (стихий, природы, человека) и присвоение им божественных свойств; противопоставление А. теизму имеет смысл только в том случае, если под теизмом имеется в виду вера в Бога, а не разновидность религиозно-философского направления.
- Ведическая религия религия индоарийских племен, принесенная в Индию в сер. II тыс. до Р. Х. и развивавшаяся в течение последующего тысячелетия под влиянием местных культур; один из ранних истоков индуизма. Реконструируется в основном по текстам Вед, в особенности по гимнам Ригведы, большая часть к-рых представляет собой обращения к различным богам. ( и Веды) - [древнеинд. veda букв.- знание], в широком смысле - корпус древнеинд. сакральных текстов, почитаемый как божественное откровение и называемый шрути (услышанное). Этот корпус, или ведийский канон, включает в себя самхиты, брахманы (пояснения к ведийскому ритуалу), араньяки (лесные книги, также связанные с ведийской обрядностью) и упанишады (тексты религиозно-философского содержания).
- Индуизм Термин «И.» возник на основе персид. варианта названия р. Синдху (греч. Индос, ныне Инд), к-рое позже стало обозначать не только реку и страну Индию, но и населяющий ее народ. Мусульм. и европ. завоеватели называли приверженцев местной религии хинду, противопоставляя их мусульманам и христианам. Сами же хинду (индусы, индуисты) стали употреблять англ. слово hinduism лишь в XIX в. и наряду с ним используют определение «санатана дхарма», что означает «извечный порядок», «извечный закон». Будучи слишком общим по смыслу, оно отражает суть самой религии, не поддающейся исчерпывающему описанию.
- Буддизм вероучение, возникшее в Др. Индии ок. сер. I тыс. до Р. Х. и в ходе последующего распространения и институционального оформления за пределами Южноазиатского региона ставшее одной из мировых религий. Латинизированный термин «Б.» не является аутентичным названием этой религии. Он создан европейцами в XIX в. и указывает на религ. титул основателя вероучения; буддисты называют свою религию Дхарма (Учение), или Буддхадхарма (Учение Будды).
- Синкретизм, двоеверие термин, обозначающий наличие в основной вере элементов др. верования. Феномен Д. со специфическими чертами для разных времен, мест и этнических общностей присущ всем христ. конфессиям и всем мировым религиям. О присутствии пережитков язычества в жизни христиан разных времен и стран свидетельствует история Церкви; последняя всегда строго осуждала и неустанно боролась с этим явлением
- Ацтеков религия Традиц. верования мекс. этнической общности науа, европ. историографии известной под именем «ацтеки». Индейцы науа появились в Центр. Мексике не ранее Х-ХI вв. и поселились на территории, называемой Мезоамерика, границы к-рой простирались от рек Пануко и Бальсас (совр. Мексика) до п-ова Никоя (совр. Коста-Рика) и р. Мотагуа (совр. Гватемала). Мезоамерика была одним из 2 регионов автономного возникновения и развития цивилизации в Новом Свете, где в V тыс. до Р. Х. появились первые очаги земледелия, а на рубеже новой эры - первые раннегос. образования

- Десять заповедей Согласно древним евр. и христ. представлениям, обе скрижали содержали единый текст декалога, разбитый на 2 части. Совр. археологические исследования допускают, однако, и др. понимание наличия 2 скрижалей: Д. з. могли быть продублированы. Подобная практика имела место при заключении дипломатических договоров на Др. Востоке. Так, в договоре между егип. фараоном Рамзесом II и хеттским царем Хаттусили III (в 1270 г. до Р. Х.) текст соглашения был написан для каждой стороны, причем подчиненная сторона была обязана поместить свой экземпляр в храме божества, что подчеркивало серьезность клятвы.
- Закон Моисеев сообщенный Богом прор. Моисею свод предписаний и постановлений, регулирующий религ. и общественную жизнь народа Израиля и отдельных его членов. В ранних иудейской и христ. традициях и в церковной науке существует также расширительное понимание З. М. как Пятикнижия, т. к. его автором признается прор. Моисей.
- Авраам ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных араб. племен. Данное А. Богом благословение, универсально понимаемое в НЗ, делает его «отцом всех верующих» (Рим 4. 11; Гал 3. 6-8). Родословие А. восходит к Симу (Быт 11. 10-26), его отцом был Фарра, у к-рого родились сыновья: Аврам, Нахор, Аран (Быт 11. 26). С А. начинается новый этап «священной истории» послепотопного времени: прежнему ходу противопоставляется новое начало истории с А.
- Давид прор., 2-й и величайший царь Израиля, основатель династии Давидидов, псалмопевец. Ему принадлежит заслуга территориального и национального объединения Израиля и Иудеи - империи, к-рая простиралась от Египта до Месопотамии. Д. царствовал 40 лет, из к-рых 7 лет и 6 месяцев - над Иудеей в Хевроне и 33 года - над всем Израилем и Иудеей в завоеванном и отстроенном им Иерусалиме.

Некоторые особые вопросы с их практической стороны
Христианская этика - христианство не этика, но существует христианская этика. Она отлична от прочих видов этик - гедонизма, эвдемонизма, альтруизма...
Электронная еврейская энциклопедия - очень часто пользовался при написании бакалаврской работы.
Пасха: О чем праздник? - к. педагогический наук, искусствовед Александр Копировский ведет разговор о празднике Пасха на Минском телевидении, в двух частях. Что должен знать человек о празднике Пасха? Александр Михайлович - мой учитель, преподаватель нескольких дисциплин.
Что такое катехизация. Одна малоизвестная сторона христианства. Рассказ о христианской религии с необычной стороны.

Некоторые материалы академика Сергея Сергеевича Аверинцева.


Аверинцев С. Христианство. статья написана, кажется, для советской энциклопедии. Рассказывали, что для того, чтобы слово "Бог писать с заглавной буквы, Аверинцев всякий раз ставил слов в начало предложения...
Аверинцев С. Свидетельство красотой. - академик Сергей Аверинцев о византийской иконе (1990).
Аверинцев С. Словарь София-Логос.



Вопросы и ответы о человеке, семье, жизни и смерти
- Торсунов Олег. Вопросы о семье и человеке. - Олег Торсунов приверженец ведической религии. То, что он говорит о семье, человеке и его призвании, о том же христианстве - выше всяких похвал. Ссылка на фейсбук. Кто захочет, тот сам найдет все для себя нужное на основном ресурсе.
- Вопросы жизни и смерти. В разделе "Открытая встреча" газеты КИФА публикуются вопросы, которые мы так или иначе всегда задаем себе и окружающим:


С какого возраста нужно начинать воспитывать в детях почтение к родителям?
отвечает катехизатор А.М. Копировский: С того, когда дети показывают способность хоть что-то правильно оценивать. У некоторых она проявляется в 3 года, у некоторых - в 30, у кого-то - при выходе на пенсию. В тех, кто так и не приобретает ее, воспитывать почтение к родителям бесполезно. Им следует просто напомнить 5-ю заповедь, за нарушение которой следовала смертная казнь, или хотя бы Уголовный кодекс ... :-).

Фильмы и музыка:

Великие сражения древности: Моисей, смертельная схватка.
Великие сражения древности: Иисус Навин.
Великие сражения древности: Давид - победитель гиганта.
Иисус Христос - Суперзвезда, мюзикл.

Tags: Религия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments