Михаил (mikha_el) wrote in freeedu,
Михаил
mikha_el
freeedu

Categories:

Учиться родному языку нужно для того, чтобы видеть смыслы и делиться этим с людьми.

Вопрос о такой базовой школьной дисциплине как русский язык, в сообществе поднимался не раз. Ставились проблемные вопросы, звучали вопросы об основах преподавания, указывались серьезные недостатки школьного образования в области преподавания родного языка. Наконец, было не мало материала и о положительном опыте. Хочется поделиться своим опытом и, не скрою, похвастаться плодами. Особенно потому, что плоды появились совершенно неожиданно.



О недавно прошедшей встрече хомскулеров в Москве в парке Горького уже было сказаны добрые слова с приложением фоток. Мы с ребенком замечательно провели время, о чем судит можно хотя бы по тому, что всю встречу практически друг друга не видели. Значит было интересно обоим.
Егор наобщался на славу, наигрался с младшими и насытился свободой. Дорога домой у нас не очень короткая, уже в самом конце уставший подросток решил предаться личным фантазиям и думам. На полях отмечу, что подобная тяга медитации появилась у него в последний месяц в период активного прочитывания Гарри Поттера. Еще стоит отметить, что мальчишка почти все свободное от дум и занятий время помышляет о марках машин и их красоте. Этот интерес развился у него процессе общения с его взрослым старшим братом.

Подходя к дому, уже в темноте, уставшие и не совсем сытые, мы молча помышляли каждый о своем, но вдруг неожиданно для меня Егор начал опять крутить свою шарманку про машины:

- знаешь батя, я увидел в машинах четыре смысла. Первый - ...
- Вот это очень хорошо будет записать в виде рассказа!
- заметил я в надежде не замарачиваться боле на набившую оскомину тему и заодно направить энергию в нужное русло. Впрочем, веры в то, что рассказ будет написан было меньше чем света от фонарей.

На удивление, парень решился тут же по приходу домой написать "труд жизни". Причем сразу в электронном виде, отвергнув вариант с бумагой. Творение было создано сразу же по приходу, лишь только переодевшись и исполнив необходимые гигиенические действия.

Рассказ читали сразу же, вместе, сидя за столом и, попивая горячий час с вкусностями, обсуждали смыслы жизни и смысл роскоши. На следующий день в рассказе мне оставалось лишь только скорректировать ход мыслей, что-то подправить стилистически да грамматически. Впрочем, не совсем все. Автор настоял на личном варианте: "ведь это мой рассказ!" Публикуется с согласия автора.
Какой смысл у машины?
Вот машины. Много их - просто миллионы во всем мире, а смыслов в них мало. Я нашел 4.

1. Неохота людям на метро ездить и на автобусе: пересадки и т.д. А еще и семью возить по детсадам и школам, ну вот и покупают машины.
2. Для работы. Например, возить инструменты - ведь в метро их много не увезешь.
3. Интересуются люди машинами, коллекционируют их или просто увлекаются ими.
4. Хочется бывает людям показать какие они богатые, и что они в роскоши живут. Ну, вот и покупаю они очень дорогие автомобили, например «Лексус» , хотя не обязательно.

Лично я скорее отношусь к третьему варианту, но денег у меня нет на машины, и я только мыслю о них. А далек я от второго варианта. Надо для работы каждый день на машине ездить, а мне этого не хочется, вот и получается что вкусы у людей разные.

Для меня принципиально важным видится во-первых, что учащийся, назовем его имено так, являет плод самостоятельного свободного мышления. Во-вторых, он видит смыслы, а умение видет смысл в жизни, вещах, явлениях, людях - это и есть собственно критерий образованности. В-третьих, сама радость написания рассказа (и его публикация) является принципиально новой в жизни учащегося. Человек оказался готовым с радостью возвещать миру увиденные смыслы. Это значительный плод.

Что послужило тем навозом, который позволил плодоносить дереву? Ну, мы как-то давно писали письмо на Фиджи местным жителям, поздравляли их с праздником Пасхи; потом, мы писали мальчику в поселок Тикси, что на берегу Северного Ледовитого в Якутии; мы писали прежде какие-то совсем детские сочинялки, в том числе и викторины по энциклопедическим статьям. Я не понуждал учащегося нисколько. Лишь разговаривал на тему "О...". Ну, конечно же он видел как его любимый батя строчит в ЖЖ, в т.ч. и в http://freeedu.livejournal.com

За последние два дня написаны еще два рассказа, которые ждут своей редакторской правки и еще один рассказ содержится в голове как тема, а именно. Егор после Поттера взялся за подаренного на день рождения Робинзона Крузо. И сегодня говорит перед обедом, оторвавшись от книги:
- Робинзон Крузо классная книга! Учит благодарить Бога.
- напишешь?
- напишу.
- опубликовать можно будет?
- можно.
Tags: личный опыт, русский язык
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments