?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Всем известно, что олимпиадная математика сильно отличается от школьной. Даже не сильно, а практически не имеет со школьной ничего общего. Также как и олимпиадная, физика и химия.
раз олимпиадная математика существует и сильно ценится (берут призеров в вузы без конкурса) значит она что-то особенно развивает у учащихся.
Вопрос что?
Задаю данный вопрос, потому что мне сложно судить, т.к. сама я в свое время была очень далека от математики (занималась музыкой и спортом).
Сейчас сын в 4 классе, решаем с ним много олимпиадных задач (программу 5-го класса по российской программе освоили еще). Но что интересно, что когда какой-то тип задачи встречается впервые - ее решить сложно, т.к. сходу понять логику решения и вообще с какой стороны подойти к задаче - сложно.
Но если этот тип задачи уже встречался, то легко очень решаются такие задачки.
Вопрос: в чем же ценнойсть такой математики? в чем ценность детей натасканных на все типы задач?
Ведь кому-то достаточно 3-5 задач каждого типа порешать и он смело можнет участвовать в олимпиадах ,кому-то 30-80 задач каждого типа, и он также смело и уверенно будет себя чуствовать на олимпиадах.

Буду благодарна за любые мнения.
Подтекст вопроса следующий: у менярастет сын, у которого есть определенные математические задатки (но не супер способности), время уже к 10 годам, пора задумываться о профиле потихоньку. Ему нравится физика, химия, математика, но и музыка, рисование, театр, тоже нравятся, и я вижу примерно равновесие в способностях и интерсе. Этот год показывает ,что везде не разорвешься, где-то приложишь усилий больше - не хватит времени и сил на другое. Но это и нормально в общем. Так вот думаю, а нужно ли ему давать олимпиадную математику на мсерьезном уровне и что ему это даст в будущем в случае если он выберет точные науки, но блистать способностями не будет?

Теги - метки:

__________________________________________

сайт "Свобода в образовании" с 2008 года
___________________________________________

Comments

( 58 комментариев — Оставить комментарий )
(Deleted comment)
apsolodov
Nov. 29th, 2014 01:46 pm (UTC)
Надежда, я могу ответить ;)

Судя по тому что вы пишете (сравните с тем что написал я) у вашего ребенка отличные учителя и он вполне здорово развивается и все прекрасно "тянет".

Не жалейте этого времени, на мой взгляд это лучшее что вы можете для него сделать!

Edited at 2014-11-29 01:46 pm (UTC)
(Deleted comment)
(no subject) - yanakandl - Nov. 29th, 2014 01:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - apsolodov - Nov. 29th, 2014 01:59 pm (UTC) - Expand
(Подозрительный комментарий)
(Deleted comment)
(no subject) - yanakandl - Nov. 29th, 2014 02:08 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - yanakandl - Nov. 29th, 2014 02:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mamochka_nata - Nov. 29th, 2014 06:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - katxa - Nov. 30th, 2014 09:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - apsolodov - Nov. 29th, 2014 04:40 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - apsolodov - Nov. 29th, 2014 05:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lynxichka - Nov. 29th, 2014 04:03 pm (UTC) - Expand
apsolodov
Nov. 29th, 2014 01:43 pm (UTC)
Пару слов для знакомства - я выпускник МФТИ 2001 г. Со своего 8 класса учился в физматшколах и три последних года участвовал в олимпиадах по физике и доходил до Всероссийского этапа.
Сейчас являюсь папой семикласника и по мере сил пытаюсь заинтересовывать его в естественных науках и математике.

Соответственно на ваши вопросы попробую ответить через призму своего опыта
0. Для начала скажу, что по моему мнению "школьная математика" не является математикой вообще и практически ничему не учит школьника. В редких случаях школьник учится сам (а не благодаря школьным учителям и школьной программе). Поэтому мой ответ на ваш первый вопрос "зачем решать олимпиадные задачи" - для того чтобы все таки какие то знания и понимание математики получить.
1. Теперь напишу свое мнение, зачем вообще стоит учить математику
1.1. Математика не только уже лет 300 является языком естественных наук (физика, химия, астрономия и пр.), но в последние лет 30-50 она становится языком я ряда дисциплин, ранее относимых к гуманитарным (экономика, политология, социология). Соответственно для работе в любой из этих областей понадобится умения работать с числами, моделями, тестировать гипотезы, знать статистическую и вычислительную математику. Разумеется понадобится знать математику и для работы в сфере IT, на инженерных и конструкторских должностях в любой промышленности и т.п.
1.2. Математика развивает определенные "участки мозга" (употребляю это не в физиологическом, а скорее в "психологическом" смысле) которые не тренируются другими предметами. В первую очередь умение работать с абстракциями, комбинировать их, структурировать, строить иерархии и причинно-следственные цепочки, проводить сложные вычисления.
1.3. И это очень красивая наука. Если ребенок научится видеть, чувствовать и ценить красоту математики, его взгляд на мир никогда не будет прежним. Он вряд ли станет приземленным мещанином.
2. Пару слов скажу про олимпиадную математику. Мне кажется, что ваше впечатление "если этот тип задачи уже встречался, то легко очень решаются такие задачки." неправильно и основано только на том, что пока вы решаете вместе с ребенком "маленькую олимпиадную математику". Большая олимпиадная математика так не постигается. И хорошо подготовиться "методом натаскивания" к олимпиадам 9-11 классов уровня всероссийской и международной не получится.

С чем я совершенно точно соглашусь, так это с тем, что "натаскивать детей на решение разных типов задач" действительно не имеет смысла. Но правильная подготовка детей к олимпиадам никогда так не строится.
Главное (на мой взгляд) в подготовке к олимпиадам - подарить ребенку "радость собственного открытия", когда задача не решалась день-два-три-пять а потом в какой то миг "как пелена спала с глаз", и вот оно решение!
Поэтому основную ценность имеет именно первое самостоятельное решение незнакомой ранее задачи.

Дополнительным плюсом (к которому стоит стремиться) это показать ребенку глубокую взаимосвязь различных математических идей из разных областей друг с другом.
3. Справедливости ради, надо сказать, что я считаю исключительно математическое развитие и образование ущербным (у некоторых детей, да и взрослых) создается впечатление что математика это "только игра ума" (а это не этак). Поэтому для гармоничного развития ребенка я бы безусловно давал упор и на физику (обязательно, для того чтобы он понял, как исследуют и изучают реальный мир) и на так называемые гуманитарные предметы (история, психология, экономика).
4. Ну а по поводу специализации в школе у меня простой взгляд - до 9 класса пусть занимается как можно большим количеством предметов. Пусть попробует все и выберет что ему больше нравится.
Наша школьная программа настолько проста, что адекватный мальчик может без больших трудозатрат выучить все предметы на "школьную" пятерку. а часть из них - и еще лучше.
5. Ну и вообще, человек, который в школе и институте выучил математику и физику, во взрослой жизни может стать кем угодно - художником, поэтом, историком, психологом, музыкантом. А обратное не верно!

Для примера того, что такое настоящая математика для школьников, могу порекомендовать посмотреть вам с сыном вот это видео: https://www.youtube.com/watch?v=V_1tFfp6CfU&list=PLAFJ0xA5-RGEgAYlFtvXE_BLmBHy92qR3&index=2

Edited at 2014-11-29 01:49 pm (UTC)
apsolodov
Nov. 29th, 2014 01:50 pm (UTC)
6. И самое главное! К сожалению современный мир (и Европа, и США, но не Китай) движутся ко все более плохому математическому образованию у детей.

Чем лучше ваш ребенок будет знать математику, тем более сильная конкурентная позиция будет у него на мировом рынке труда через 15 лет!

И тем более интересной работой он сможет заниматься!
(no subject) - yanakandl - Nov. 29th, 2014 01:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iren_adler - Nov. 29th, 2014 02:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nadezhda_k - Nov. 29th, 2014 02:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yanakandl - Nov. 29th, 2014 02:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iren_adler - Nov. 29th, 2014 02:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yanakandl - Nov. 29th, 2014 02:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - apsolodov - Nov. 29th, 2014 04:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ptizza_fe - Nov. 29th, 2014 06:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lynxichka - Nov. 29th, 2014 04:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - apsolodov - Nov. 29th, 2014 04:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ripe_berry - Nov. 29th, 2014 05:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ptizza_fe - Nov. 29th, 2014 05:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sierra_leone - Dec. 1st, 2014 10:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - kartofanchik98 - Dec. 1st, 2014 08:59 pm (UTC) - Expand
iren_adler
Nov. 29th, 2014 01:45 pm (UTC)
К восьмому-девятому классу "математически натасканные" дети, если они изначально не имеют сильных математических способностей, обычно сдуваются. Так что бежать впереди паровоза можно, кто ж вам запретит, но толку от этого будет немного. имхо.
yanakandl
Nov. 29th, 2014 01:51 pm (UTC)
не, я не бегу впереди паравоза. Ребенку интересно решать головоломные хитрые задачи (из сборника Перельмана к примеру). Реально интересно, о очень любит участвовать в заочных олимпиадах, и сам набирает там от 50% д о 76% (в последний раз). мы не бежим впереди паравоза - решаем в пределах своей возрастной категории.
(no subject) - iren_adler - Nov. 29th, 2014 02:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yanakandl - Nov. 29th, 2014 02:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iren_adler - Nov. 29th, 2014 02:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - apsolodov - Nov. 29th, 2014 04:55 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - yanakandl - Nov. 29th, 2014 02:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nadezhda_k - Nov. 29th, 2014 02:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yanakandl - Nov. 29th, 2014 02:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oblako_snov - Nov. 29th, 2014 03:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yanakandl - Nov. 29th, 2014 04:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oblako_snov - Nov. 30th, 2014 09:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iren_adler - Nov. 29th, 2014 02:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nadezhda_k - Nov. 29th, 2014 02:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iren_adler - Nov. 29th, 2014 03:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nadezhda_k - Nov. 29th, 2014 03:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nadezhda_k - Nov. 29th, 2014 03:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yanakandl - Nov. 29th, 2014 03:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nadezhda_k - Nov. 29th, 2014 03:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yanakandl - Nov. 29th, 2014 03:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - apsolodov - Nov. 29th, 2014 05:03 pm (UTC) - Expand
yanakandl
Nov. 29th, 2014 02:59 pm (UTC)
таким образом, можно констатировать, что математика - чисто прикладная наука и особых способностей она не развивает, так же как и шахматы. Т.е. математикой можно заниматься в свое удовольствие, так же ка и шахматами. Т.е. заниматься, пока это приносит удовольствие, но не через силу?
iren_adler
Nov. 29th, 2014 03:02 pm (UTC)
"Особых"? Типа телекинеза или что такое "особых"?
(no subject) - yanakandl - Nov. 29th, 2014 03:23 pm (UTC) - Expand
ptizza_fe
Nov. 29th, 2014 05:48 pm (UTC)
Можно отвечу на примере мужа, который уже вырос? )
Муж решал олимпиадные задачки, потом мама стала приносить задачники, подготовленные физматшколой. По результатам решения этих задачников его позвали сначала в летнюю школу, после которой он остался в физматшколе. Дальше поступил в НГУ на прикладную математику.
Прямо сейчас в соседней комнате он пишет музыку, занимается звукозаписью. Так как по личным причинам НГУ бросил, профессию он толком не выбрал, ему приходится везде и всюду идти с низов, но везде его очень быстро начинают двигать наверх, потому что он быстро разбирается со всем, умеет эффективно работать. Несколько лет назад поступил на бюджет во ВГИК на продюсерский факультет, готовился всего пару месяцев.
Муж считает, что думать его научила именно математика. Не школьная, где, как вы пишете, натаскивают на способы решения задачек, а физматшкольная, где формируют мышление. Математика - это вообще наука о человеческом мышлении, а не о цифрах... Сейчас прохожу по его школьной тетрадке матанализ, потому что тоже хочу научиться нормально думать :) Хотя я отличница в школе, у меня красный диплом, юрист я толковый... но соображает он на порядок лучше меня )

Математическое мышление только помогает по жизни, гуманитарные предметы, которые требовались во ВГИКе, не составляли для него труда. Музыкой он способен заниматься на том творческом и техническом уровне, на котором ему хочется или бывает нужно. Вот реально ничто для него не проблема, если ему интересно или надо. Судя по другим его физматшкольным друзьям, они действительно способны взяться за любое дело, за любую профессию. У них может быть проблема с выбором чего хочется, но не с тем, что они что-то не могут. Кроме того математика и музыка - это суть одно и тоже, математики в музыке как рыбы в воде.

Ну а начиналось у всех с олимпиад ) Видимо они как раз отсеивают тех, кто готов заниматься математикой пока не получится, кто готов увлекаться ею, ото всех остальных.

Мой вывод - занимайтесь математикой, она создаёт базу, на которой потом ваш сын сможет вырастить, что захочет, когда разберётся какие искусства ему интереснее. Или искусства оставит в хобби, а профессию сможет освоить любую. Мне вот многие интересные мне профессии оказались недоступны из-за слабой математики.
true_shera
Nov. 29th, 2014 07:15 pm (UTC)
Я сейчас скажу немного против волны. В школе была отличницей, но на олимпиадах по математике откровенно "сливала". Высшую математику не знаю от слова "совсем". Но это не мешает мне видеть в жизни системные взаимосвязи, обладать т.н. "математическим мышлением" и успешно работать программистом. Так что всё-таки не в самой математике дело, наверное. Я думаю, дело в некоем системном подходе для всех предметов, чтобы ребенок мог видеть между ними взаимосвязи и понимать, "откуда ноги растут". Хотя соглашусь с предыдущими комментаторами в том, что среди людей, знающих математику, аналитически мыслящих гораздо больше, чем среди тех, кто математику не знает. Но математика - не единственный путь :)
ellenao
Nov. 29th, 2014 09:44 pm (UTC)
" думаю, дело в некоем
системном подходе для всех предметов, чтобы ребенок мог видеть между ними
взаимосвязи и понимать, "откуда ноги растут".
Можно пример для не особо одаренных, Вы о чем?
(no subject) - true_shera - Nov. 30th, 2014 06:21 am (UTC) - Expand
sm_mama
Nov. 30th, 2014 10:46 am (UTC)
Тут недавно было обсуждение, там в комментариях прозвучал ответ на Ваш вопрос. :)
http://freeedu.livejournal.com/777530.html
apsolodov
Dec. 1st, 2014 12:27 pm (UTC)
Тут мне сегодня друзья дали ссылку вот на эту лекцию... Она имеет непосредственное отношение к тому, как учат математике в школе. Так что всем интересующимся, думаю, будет небезынтересно посмотреть

http://www.youtube.com/watch?v=OEhjB9Mq2oU&feature=youtu.be

P.S. Да, название совершенно идиотское, но название дал тот кто залил на youtube
К сути разговора это не имеет отношения
sm_mama
Dec. 3rd, 2014 10:20 am (UTC)
Спасибо! это можно показывать старшему поколению, настроенному против домашнего обучения. Очень доходчиво.
kartofanchik98
Dec. 1st, 2014 09:02 pm (UTC)
на мой взгляд главное отличие от школьной математики одно - т.н. олимпиадная математика развивает мышление

поэтому ИМХО времени на это жалеть не стоит. Вассерман может и не вырастет, но умным точно станет.
( 58 комментариев — Оставить комментарий )

Теги - метки

Дружественные сообщества и проекты

Сообщество "Сольные роды"

За последний месяц

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Powered by LiveJournal.com