very_music_mom (very_music_mom) wrote in freeedu,
very_music_mom
very_music_mom
freeedu

Category:

о музыкальной эрудиции

Многие боятся подступиться к классической музыке потому что "я все равно в ней ничего не понимаю и Брамса от Чайковского не отличу". И поэтому мне захотелось написать про музыкальную эрудицию, про то, как можно упростить себе задачу и, благодаря этому, умудриться глубже погрузиться в процесс.



Я как-то слышала, как одна мама рассказывала остальным, что ее малыш 2х или 3хлетний отличает Брамса от Чайковского. Думаю, многие услышавшие об этом мамы, посыпали голову пеплом, что все пропало, я опоздала, мой ребенок никогда не будет разбираться в музыке...

И меж тем однако их дети такого же возраста, наверняка различали песню красной шапочки и песенку разбойников из бременских музыкантов (вставить нужные названия). Просто потому, что если долго слушать одно и тоже, ты его действительно начинаешь отличать от чего-то другого. Например:

Брамс Венгерский танец номер 5.


Чайковский. Вальс из балета Щелкунчик.


Как думаете, сколько времени понадобится детям, чтобы отличить одно от другого? Думаю, они сразу отличат:)
А сколько времени понадобится, чтобы запомнить, что одно произведение - это Брамс, а другое Чайковский? Ну, достаточно будет несколько раз при прослушивании сказать: "Милый, послушай, это музыка Брамса".

Значит ли это на деле, что ребенок способен отличить Брамса от Чайковского?
Не думаю.
Потому что уж больно много музыки написали эти два автора. И при всем уважении к труду мамы, которая гордится эрудицией своего малыша, для того, чтобы отличить одного автора от другого, необходимо научиться анализировать на слух и делать выводы, согласно имеющимся знаниям и опыту, которых, конечно же, у малыша быть не может.

Мы часто стесняемся, что многого не знаем. Когда дело доходит до музыки, то наши стеснения становятся абсурдны. Допустим, я Вам поставлю отрывок и спрошу, что это? Вы поникните, решите, что вам никогда не одолеть эту музыкальную махину и утратите желание даже вникать в это.

Скажите, а если я Вам покажу кусок текста:

"Это были огромные ворота, самые большие в мире, и они сверкали подновленной позолотой. Особая надпись возвещала о том, что все конкурирующие Золотые Ворота из стран Старого Света уступают им по своему размеру. Сразу за воротами открывались полукруг золотистого тиса, широкая дорога, усыпанная гравием, и аккуратно подстриженная лужайка, посреди которой возвышалась диковинная массивная стена из мрамора, имевшая форму раскрытой книги".

Что Вы сможете о нем сказать? Кто это и откуда?
Я читала это произведение, но по этому отрывку не смогу его опознать, уверяю Вас. Значит ли это, что нужно решить про себя, что мы ничего не смыслим в литературе, у нас нет литературной памяти и зачем тогда нам вообще читать?
Звучит странно, правда?

На самом деле, на мой взгляд, эрудиция музыкальная хороша не тогда, когда Вы знаете какое-то количество произведений и можете их отличить (это тоже хорошо, но багаж этот ведь надо еще нарастить), а тогда, когда Вы приблизительно можете назвать эпоху и страну, возможно, даже, исходя из этих данных предположить композитора.

А теперь обратимся к живописи. Допустим, к Вам попала картина и Вы, глядя на нее, можете сказать, сколько ей примерно лет, чем она написана и где... Кто Вы после этого? Да, Вы - эксперт! Почему мы не можем применить это к музыке? Почему мы идем от частного к общему, тогда как обобщить какие-то вещи тут намного проще, чем кидаться от одного композитора к другому без всякой системы.

Начните с простых вопросов. С чего началось профессиональное музыкальное искусство. Когда это произошло?
Что в этот момент было с живописью?
А что там вообще творилось в это время?

Получив ответы на эти вопросы, можно начать свой исследовательский путь и по-тихоньку продвигаться дальше и дальше. Пусть сначала по верхам, потом можно поглубже. Пусть это будут не имена и произведения, пусть это будут эпохи, события и средства выразительности.
Вы обнаружите, что стать начинающим экспертом в этом вопросе не так-то сложно!

Кстати, это все написано для тех, кто хотел бы разобраться. А если такой цели нет, то слушайте музыку в свое удовольствие и забудьте, как страшный сон, всю эту писанину.

Маленькая иллюстрация в конце:

Лекция по философии в музыкальном училище. Преподаватель высказывает мысль: "Невозможно до конца понять "Мастера и Маргариту", не прочитав "Фауста" Гете и "Идиота" Достоевского..."
Голос с задней парты:
"Игорь Владимирович, как Вы назвали Достоевского?"

Занавес.
Tags: музыка
Subscribe

  • Учебники 8 класс.

    Здравствуйте! Порекомендуйте учебники для 8 класса по всем предметам,пожалуйста.Какие стоит купить,а без каких можно и обойтись.Учимся в Экстерн-офис.

  • Скидка на Учи.ру

    Добрый день! Кто ещё не совершил покупку на Uchi.ru можете воспользоваться промокодом на дополнительную 20% скидку AAWQ97W7 Всё работает, проверили

  • Выбор учебника математики в средней и старшей школе

    Достаточно частый вопрос какую программу-учебник стоит выбрать. Учитывая, что дети и цели у всех разные, то однозначного ответа тут быть не может.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • Учебники 8 класс.

    Здравствуйте! Порекомендуйте учебники для 8 класса по всем предметам,пожалуйста.Какие стоит купить,а без каких можно и обойтись.Учимся в Экстерн-офис.

  • Скидка на Учи.ру

    Добрый день! Кто ещё не совершил покупку на Uchi.ru можете воспользоваться промокодом на дополнительную 20% скидку AAWQ97W7 Всё работает, проверили

  • Выбор учебника математики в средней и старшей школе

    Достаточно частый вопрос какую программу-учебник стоит выбрать. Учитывая, что дети и цели у всех разные, то однозначного ответа тут быть не может.…