Но ситуация в начале XXI века начала меняться. На смену требованию «знать», появились требования «быть», «действовать», «принимать решение». Произошел так называемый переход от знаниевой парадигмы (когда результат образования — знания) к компетентностной (когда результат образования — компетенция)
Вот в тех случаях, когда мы говорим о личностных характеристиках человека, проблема их оценки крайне сложна. И можно сделать прогноз, что в будущем существующая сегодня система оценки знаний, например ЕГЭ или ГИА, уйдет в прошлое. И не из-за каких-то проблем с коррупцией или с тем, что все сложнее сформулировать адекватные задания. Проблема в том, что этот способ оценивания вступает в прямое противоречие с компетентностным подходом. Компетентностный подход требует оценки качеств самого человека. И в этой оценке качеств должна, безусловно, увеличиться роль учителя — того субъекта, который видит этот самый личностный рост. И современная система оценивания — ЕГЭ, ГИА — роль учителя как личности, к сожалению, преуменьшает.