Михаил (mikha_el) wrote in freeedu,
Михаил
mikha_el
freeedu

Category:

Компетентностный подход в системе образования

Философ Елена Брызгалина о причинах формирования, ограничениях и значении компетентностной парадигмы образования
В период с 1990 по 2005 год образовательные стандарты позволили решить очень важную задачу: они унифицировали образовательное пространство в нашей стране. Поскольку для любых образовательных учреждений, ведущих подготовку в рамках определенного уровня или направления, стандарты содержали результаты образования в виде набора обязательных дидактических единиц, то есть что должен знать школьник, завершивший образование по определенному предмету и по полной школьной программе, и что должен знать студент, обучающийся какой-то конкретной будущей профессии
Но ситуация в начале XXI века начала меняться. На смену требованию «знать», появились требования «быть», «действовать», «принимать решение». Произошел так называемый переход от знаниевой парадигмы (когда результат образования — знания) к компетентностной (когда результат образования — компетенция)
Вот в тех случаях, когда мы говорим о личностных характеристиках человека, проблема их оценки крайне сложна. И можно сделать прогноз, что в будущем существующая сегодня система оценки знаний, например ЕГЭ или ГИА, уйдет в прошлое. И не из-за каких-то проблем с коррупцией или с тем, что все сложнее сформулировать адекватные задания. Проблема в том, что этот способ оценивания вступает в прямое противоречие с компетентностным подходом. Компетентностный подход требует оценки качеств самого человека. И в этой оценке качеств должна, безусловно, увеличиться роль учителя — того субъекта, который видит этот самый личностный рост. И современная система оценивания — ЕГЭ, ГИА — роль учителя как личности, к сожалению, преуменьшает.
Tags: масс-медиа, современная школа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments